nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Самара. Часть 5
nord_ursus
Самара вытянута вдоль Волги. В предыдущей части я показал виды на город с реки вблизи его исторического центра. Но центр, в сегодняшних масштабах города — лишь небольшая территория вблизи впадения в Волгу реки Самары, а большое количество жилых районов, построенных в советское время, протянулось далеко на восток, и, наверное, большинство самарцев живёт именно там.



Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



Глядя на карту, можно выделить два основных радиальных направления от центра: северо-восточное (собственно, вдоль Волги), куда идут параллельные друг другу улица Ново-Садовая и Московское шоссе, и восточное, куда идёт улица Гагарина, переходящая в улицу Победы — в том же направлении проложена единственная в городе линия метро. Эти два радиуса свзывают "диаметральные" магистрали — улицы Авроры, Советской Армии и Ново-Вокзальная, и проспект Кирова. В этот раз направимся на северо-восток.

2. Рядом с площадью Славы, которую я показывал в первой части, находится городской цирк. Он построен в 1969 году по типовому проекту.



3. А дальше уже начинаются районы из позднесоветских и современных многоэтажек.



4. Но есть и более старые вкрапления. Вот небольшой квартал довоенного конструктивизма:



5. На доме указан год постройки — 1935. Именно в тот год Самару переименовали в Куйбышев.



6. Проспект Ленина. Несмотря на своё название, он довольно короткий, хотя фактически является продолжением идущей из центра Ленинской улицы.



7. А это площадь Героев 21-й армии с мемориалом им самим. 21-я армия РККА была сформирована в 1941 году в Куйбышеве, и отсюда отправилась на фронт. Свой боевой путь она начала в Смоленске, а закончила в 1945 году в Праге.



8. В конце площади находится вход на станцию метро "Алабинская" — ближайшую к центру, и самую новую (открылась в 2015 году). О Самарском метрополитене я ещё расскажу отдельно.



9. Советские мозаики на панельных домах:



10. Вернёмся на проспект Ленина. Здесь есть интересные образцы позднесоветской архитектуры. На переднем плане справа 20-этажный дом, построенный в 1988 году, который в народе называют "дом-кукуруза", "тёрка" или "рашпиль", а за ним видна девятиэтажка 1983 года — одно из самых длинных зданий Самары (около 650 метров).



11. А в перспективе проспекта, на фоне многоэтажек, внезапно видна... ракета!



12. Это ракета-носитель "Союз". Ракеты этого семейства строились в Куйбышеве, который был одним из основных центров советской космической промышленности (наряду с авиационной). Само собой, в 90-е годы многое было утеряно, но ракетно-космический центр "Прогресс" в Самаре по-прежнему действует. Постаментом ракеты-памятника служит музей "Самара космическая". А подробнее тему космической отрасли в этом городе, скорее всего, скоро осветит varandej.



Рядом с ракетой находится станция метро "Российская", но её я видел только изнутри. Проспект Ленина сделает изгиб и сливается с Ново-Садовой улицей.

13. Это оживлённая шумная магистраль. По ней же проходит трамвайная линия (причём "винтажные" опоры для проводов, по-моему, совсем не сочетаются с окружающим пейзажем). Слева виден торговый центр в бывших заводских зданиях.



Раньше здесь находился завод имени Масленникова (ЗиМ). Основанный в 1909 году как трубочный завод, в советские времена он производил боеприпасы, а также ряд гражданских товаров (например, часы), а название получил в честь самарского революционера Александра Масленникова. В девяностые завод закрылся, сейчас основная часть его зданий снесена, а территорию планируют застроить жилым микрорайоном.

14. В бывшем здании заводоуправления теперь офисы. И сохранилась советская вывеска.



15. Напротив была ещё фабрика-кухня, построенная в 1932 году в форме Серпа и Молота (с земли это, конечно, не видно). Интересный памятник архитектуры, но сейчас она фактически заброшена, хотя есть планы реконструкции.



16. А ещё здесь есть небольшой обелиск борцам революции:



17. Дальше идёт небольшой массив конструктивистских и сталинских домов. Как я понимаю, они строились для работников ЗиМа (но полноценный соцгород из них не сложился).



18. Какой-либо цельности в архитектуре здесь нет — на заднем плане уже видны новостройки.



19. Год постройки — 1954:



20. А этот дом ещё, видимо, довоенный:



21. Вид назад. Здесь я был на закате первого дня в Самаре. В конце дня на северо-восток города тянулись пробки.



22. Здесь же находится Самарский университет. Перед ним — памятник Ломоносову.



23. Рядом с университетом — церковь святой Татианы (2006 год). Подозреваю, посвящение вызвано совпадением дня памяти святой с днём студента (25 января).



По Ново-Садовой я дальше не ходил (только на трамвае ездил). Поэтому теперь посмотрим параллельную ей магистраль — Московское шоссе.

24. Вот так оно начинается — уходит наискосок от улицы Мичурина. Мы снова в паре кварталов от станции метро "Алабинская". Начинаясь почти недалеко от центра города, Московское шоссе тянется на километры на северо-восток, выводя в итоге за город. Причём, несмотря на название, прямо шоссе ведёт в Уфу и дальше на восток, а чтобы ехать в Москву, после выезда из города надо повернуть налево. В общем, и на запад, и на восток выезд из Самары находится в одном направлении.



25. В самом начале Московского шоссе — огороженный пустырь. Раньше здесь был подшипниковый завод, его после закрытия снесли, и территорию планируют застраивать. Но пока отсюда открывается довольно интересный обзор: видна церковь Рождества Богородицы (2003 год), справа видны те же две высотки, на фоне которых стоит ракета, а вдали расстилаются заволжские просторы. Из-за расположения на возвышенности ощутимо дует холодный ветер.



26. А тут возле торгового центра почему-то поставили скульптуру коня:



27. Идём дальше. Перед нами — станция метро "Московская" (открыта в 2002 году).



28. Ещё через два километра находится Центральный автовокзал (кроме него есть ещё пригородный, поблизости от ЖД вокзала). Местоположение выбрали не случайно: здесь на юг уходит улица Авроры, переходящая в итоге в Южное шоссе — выезд из города в южном направлении. То есть это главный автодорожный узел Самары.



29. Рядом гостиница, где у входа неожиданно притаился бюст Ленина:



30. Вышеупомянутая улица Авроры, ведущая на юг. Названа она в честь крейсера. В застройке всё перемешано: хрущёвки, двухэтажные сталинки, новые дома.



31. Церковь Сергия Радонежского, построенная в конце 1990-х. Если быть точнее, её переделали из советского хлебного магазина, надстроив купола (это хорошо видно по более старой кирпичной кладке в основном объёме здания).



32. Город меняется. Когда-то эти обшарпанные двухэтажки были новыми, и деревья вокруг них были маленькими. Сейчас над ними вырастают громады новостроек. Жилищное строительство в Самаре идёт весьма активно. К сожалению, запредельно высоких "муравейников" в городе тоже много.



33. Огромный номер дома на стене:



34. Перекрёсток с улицей Гагарина. Для Самары характерен своеобразный облик пятиэтажных хрущёвок. Вот как здесь.



35. Улица Авроры спускается дальше в долину реки Самары, затем пересекает её по Южному мосту и переходит в Южное шоссе.



36. Но вернёмся на Московское шоссе. Оно приводит в большой спальный район, поделённый на микрорайоны с номерами. Господство типовой застройки, и шумные широкие проспекты. В общем, типичные для любого российского города спальные жилые массивы.



37. Многие дома здесь недавно покрасили. Выглядит неплохо. Во всяком случае, откровенно вырвиглазной расцветки я не видел.



38. Движение на Московском шоссе сильное. Вон даже двухуровневый перекрёсток сделали. Слева видна Благовещенская церковь (2013 год).



Дальше в ту сторону я не был. Как уже сказано, Московское шоссе в конечном итоге ведёт и на запад, и на восток. В том же направлении расположен Тольятти — второй по величине город области. В ту же сторону и аэропорт "Курумоч". Так что это главный парадный въезд в Самару. Аэропорт, кстати, находится далеко: даже отсюда (а здесь уже далеко от центра) до него почти 40 километров. Зато он на почти одинаковом расстоянии между Самарой и Тольятти, и оба города его делят фактически на равных. Также в той стороне, на окраине города, строится к ЧМ-2018 стадион "Самара-арена".

39. Парк имени Гагарина рядом с Московским шоссе — наверное, основное место для прогулок у жителей этого района. Здесь даже аттракционы есть.



40. Рядом с ним — самарская соборная мечеть, построенная в 1990-е годы. Кстати, порядка четырёх процентов населения как самой Самары, так и Самарской области составляют татары.



41. А это улица Стара-Загора. Необычное название — в честь болгарского города-побратима Самары.



42. Белый снег, голубое небо, солнце за голыми ветками деревьев, и урбанистический пейзаж многоэтажных кварталов. Самара запомнилась мне в том числе и так.



43. Улица Советской армии. Вдалеке видна церковь Самарских Святых (2010 год).



44. Ещё самарских новостроек:



Как уже говорилось, Самара — миллионный город. По официальным данным, она занимает девятое место в России по численности населения (хотя фактически большой разницы с соседями по списку нет). Также это третий по населению город на Волге, и один из четырёх волжских миллионников. Разумеется, при таком размере Самара является центром притяжения не только для своей области, но и для соседних — Ульяновской, Пензенской, Саратовской, частично Оренбургской, а также северо-запада Казахстана.

45. Круглая площадь на пересечении улиц Советской армии и Антонова-Овсеенко:



46. В общем, вот такие примерно самарские спальные районы.



Южнее показанных здесь мест, и восточнее центра города находятся интересные промышленные районы со сталинской архитектурой — Безымянка и Металлург. Их и посмотрим в следующий раз.

САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности)
Часть 2 (улицы центра города)
Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра)
Часть 4 (Волга)
Часть 5 (на северо-восток от центра)
Часть 6 (Безымянка и Металлург)
Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен

  • 1

Я-то думал, что Алабинская уже на окраине центра... нет, совсем не так. Кому нужен этот недостроенный огрызок, ведущий из ниоткуда в никуда :(
А еще Самара необычна тем, что центр города не совсем в географическом центре :) таких городов в России немного.


Ну, совсем "из ниоткуда в никуда" — так нельзя сказать, конечно. Всё-таки метро связывает немаленькие жилые районы. Но в целом, конечно, да. КПД метрополитена в городе там очень низкий

Насчёт расположения центра — это, в общем-то, издержки географического расположения города у реки)

1935 года дом, мы там чуть не купили квартиру :), дом в хорошем состоянии, его в 2000 году реконструкцию делали, но все же мы не решились :)
купили сталинку :)
зимой город ужасен :)

Чего ужасного? Город как город, как и любой город зимой

Как основательно вы город изучили.

Самара долгое время состояла как бы из двух городов - Самары и Куйбышева. Перед войной старая Самара заканчивалась примерно в районе вашего фото 27. А с Безымянки (туда вы ещё не добрались - это район Победы/Ново-Вокзальная/Кирова) уже начал расти индустриальный Куйбышев - авиационные и машиностроительные заводы и, соответственно, жилые районы для их работников (многие из которых были эвакуированы в Куйбышев вместе с заводами из других городов).
Долгое время они были даже территориально разделены - новый и старый город соединяла только одна дорога - Черновское шоссе (сейчас улица Гагарина), а район нынешней Авроры занимали обширные Черновские сады. После войны даже существовали планы выделить Безымянку в отдельный город - и как знать, чем бы сейчас была Самара, если бы они осуществились. Существовало и противостояние мажористого центра и рабочей Безымянки - возможно вы слышали про культуру "фураг"?

А метро в Самаре только сейчас выглядит недоразумением. Оно как раз и должно было соединить центр с заводами Безымянки, но пока строилось заводы пришли в упадок и возить стало некого.

Edited at 2018-04-24 05:09 am (UTC)

Про «фурагов» я слышал, аналог, наверное «бегуны» из Кривого Рога. Интересно где-то в других городах были еще названия у молодежных субкультур? Ну кроме обычных гопников.

Московское шоссе, к слову, уже который год реконструируют.
Инфраструктура к ЧМ-2018

После завершения, должно стать получше в плане пробок)

Оно, вроде и сейчас уже неплохо выглядит. В городе сейчас ещё третий мост через Самарку строят. Так должно стать получше в плане выезда в южном направлении. А то вроде, частенько бывают пробки на улице Авроры - Южном шоссе.

На фото 10 ошибка: длинная девятиэтажка, видимо пр. Ленина, 3 - не 1963, а 1983 года.

Ничего не сказано про пр. Ленина, 1 - вроде бы именно этот, а не 3-й, дом самый длинный? Там нумерация квартир по-моему за 2 тысячи переваливает. Ещё, все эти длинные дома по пр. Ленина и сам 20-этажный "рашпиль" (ещё "Кинг-Конг") называют "козловскими", по фамилии легендарного главного конструктора - генерального директора ракетно-космического центра ЦСКБ-Прогресс, соратника С.П.Королёва - Дмитрия Ильича Козлова. Ему хотят поставить памятник либо в сквере возле дома 1, либо у "Ракеты".

Edited at 2018-04-24 03:17 pm (UTC)

Высотка на фото 10 - два точно таких дома есть в Минске на нынешнем проспекте Машерова. У нас их монолитами называют. Вроде, был экспериментальный прокт, первые дома с монолитным бетонным каркасом.

Edited at 2018-04-24 12:54 pm (UTC)

Хм, а я почему-то не помню там такого

Позвольте общие комментарии по тексту и фото:
1. Самара не просто вытянута, а очень вытянута вдоль Волги (длиннее только Волгоград, но там произошло присоединение вытянутых в цепочку посёлков и городков). Цифры называют разные, надо считать от Сухой Самарки до Красной Глинки. И обращена к реке лицом, на большом протяжении. Правильно называют Самару - самый волжский город, и не только из-за вытянутости вдоль реки. Но, в то же время, Самара и "ушла в степь", как кто-то сказал. В сторону от Волги, в направлении Безымянки и Юнгородка, тоже сильно разросся "основной" город, образуя треугольник. Два больших анклава - Куйбышевский и Красноглинский районы. Первый степной и "нефтяной", второй лесной, горный и курортный. Очень жаль, что автор не доехал до него. Самый must see там - "вертолётная (смотровая) площадка", такого уникального вида на город, Волгу, Самарскую Луку, Жигулёвские и Сокольи горы сложно где-либо найти (имею в виду - в черте иного города). Это вообще визитная карточка Самары - кто там не бывал - Самаре не видал. А также - Красноглинский горнолыжный комплекс, и курортное место Южный с санаторием "Красная Глинка" (где добывают минеральную воду "Красноглинская"), красивыми сталинками и ещё одной (новой) набережной, а также Красноглинским пляжем, не уступающим основному городскому.

1а. "Но центр, в сегодняшних масштабах города — лишь небольшая территория вблизи впадения в Волгу реки Самары..." - ограничен ул. Полевой, довоенная Самара-Куйбышев - пр. Масленникова (практически по линии метро от "Российской до "Московской"), нынешний центр примерно здесь и заканчивается, хотя можно сказать, что новостройки в овраге Подпольщиков-Постникове овраге тоже можно отнести к центру, ограничивая современный центр уже ул. Врубеля (по трамвайной линии и Ботаническому саду); "...а большое количество жилых районов, построенных в советское время, протянулось далеко на восток..." - и особенно северо-восток, "...и, наверное, большинство самарцев живёт именно там" - да, именно там - на северо-востоке. Самый чистый, современный (на конец 80-х) и удобно спланированный район (часть города - несколько районов), раньше говорили "новая, или большая Безымянка". Примерно от пр. Карла Маркса и к северо-западу, к Волге. Особенно выделяются красивая ансамблевая, извилистая и холмистая ул. Стара-Загора, а также "Приволжский микрорайон" (на самом деле - жилой район из нескольких микрорайонов).

1 б. "Глядя на карту, можно выделить два основных радиальных направления от центра: северо-восточное (собственно, вдоль Волги), куда идут параллельные друг другу улица Ново-Садовая и Московское шоссе, и восточное, куда идёт улица Гагарина, переходящая в улицу Победы — в том же направлении проложена единственная в городе линия метро..." Ещё можно добавить начинающуюся почти у Центрального автовокзала достаточно мощную ул. Антонова-Овсеенко, переходящую в ул. Вольскую, а также ул. Дыбенко, переходящую в ул. Свободы. Немного дальше начала этих улиц начинается тоже важная и длинная ул. Стара-Загора.
И ещё, мы забываем о пр. Карла Маркса. Самая длинная улица Самары (нумерация заходит за 500), если не считать ул. Самарскую - Ново-Садовую - Демократическую или Гагарина - Победы одной улицей. Этот проспект как полноценная магистраль фактически существует только на картах, на большем его протяжении - лишь боковые проезды. Существует проект его превращения в "магистраль Центральную", но с 60-х годов это только проект, хоть и регулярно обновляющийся. Он реализован пока лишь за городской чертой, выводит на обводную дорогу. Есть надежда, что в ближайшее время построят участок от пр. Кирова до Ракитовского шоссе, и мост (или тоннель) через железную дорогу у пл. Дачная, выйдя к уже построенному загородному участку...
"...Эти... радиусА связывают "диаметральные" магистрали — улицы Авроры, Советской Армии и Ново-Вокзальная, и проспект Кирова". Ещё бы я добавил хоть и разорванную уже недействующей железной дорогой и плохим участком в частном секторе ул. XXII-го партсъезда. Скоро должны реализовать его соединение (в двух местах - от ул. Ново-Садовой до Московского шоссе и от пр. Карла Маркса до Ставропольской).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account