?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Самара. Часть 6, Безымянка и Металлург
nord_ursus
Есть в Самаре достаточно большой и красивый исторический центр, который я в подробностях показал в предыдущих частях, есть река Волга, есть спальные районы. А ещё есть интересная часть города на востоке — довольно обособленные рабочие районы, выросшие в период с 1930-х по 50-е годы (и в основном во время войны) при построенных здесь заводах, преимущественно оборонной промышленности. Они почти слиты друг с другом, один из них — Безымянка, район при сразу нескольких авиационных предприятиях, другой — Металлург, соцгород Самарского металлургического завода. Преобладает здесь сталинская архитектура.



Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:



Главная транспортная ось Безымянки, ведущая на восток со стороны центра города — улица Гагарина, переходящая в улицу Победы. Эта же магистраль частично дублируется линией метро.

Название Безымянка пошло от одноимённой железнодорожной станции, породившей сперва лишь станционный посёлок, тогда ещё за городом. Ещё в 1912 году здесь был построен Самарский железнодорожно-ремонтный завод (очень колоритное сокращение — "Сажерез"), получивший развитие и после революции. А в 1940 году было положено начало куйбышевской авиационной промышленности. На Безымянке развернулось строительство заводов, проводившееся силами заключённых Безымянского ИТЛ (Безымянлага). А во время войны этот процесс приобрёл огромные масштабы, потому как в Куйбышев было эвакуировано множество заводов из более западных городов — Москвы, Киева, Днепропетровска, и ряда других. Куйбышев стал одним из наиболее выдающихся в Советском Союзе центров авиапрома, а затем и ракетно-космической отрасли. На Безымянке вырос крупный рабочий район, и после войны выдвигалась идея выделить Безымянку в отдельный город: фактически так оно и было, потому что места между Безымянкой и центром города были застроены уже позже. Пролетарская Безымянка стала таким "городом в городе" и вечным антагонистом Старой Самары, то есть исторического центра.

Карта Куйбышева 1940 года. Хорошо видно, как Безымянка была обособлена, а пространство между ней и старым городом ничем не заполнено.



2. Начнём прогулку отсюда. Это улица Гагарина, которая продолжается в улицу Победы. Вдалеке, в низине, виднеется промзона. Место в кадре — это ещё не Безымянка, а небольшой район Машстрой. Он вырос при заводе "Металлист", который был эвакуирован сюда в 1941 году из донбасского Артёмовска. Но Машстрой я подробно не смотрел — только по главной улице ходил.



3. Рядом есть администрация Советского района города Самары:



4. И деревянная Успенская церковь, построенная в 2011 году:



5. И рядом — достаточно уютный парк "Дружба":



6. В котором есть каток:



7. На улице Гагарина — парадные сталинские дома, уже послевоенной постройки.



8. Перекрёсток с улицей Запорожской. В заметном в кадре подземном переходе находится вход на станцию метро "Советская" (открыта в 1992 году).



9. Вид дальше по улице Гагарина. Она довольно оживлённая. Сталинские дома, магазины, ларьки, и люди, куда-то идущие по своим делам.



10. Теперь переместимся на Безымянку — на два километра по улице Победы. Перекрёсток её с Ново-Вокзальной (по которой на север можно попасть в спальные районы) образует небольшую площадь.



11. На ней — входы на станцию метро "Безымянка" (1987 год, в составе первого пускового участка). Как уже сказано, линия метро частично дублирует магистраль улица Гагарина - улица Победы. И вообще, именно этот район охвачен метро лучше любого другого района города.



12. Сталинские дома с другой стороны от площади:



13. На площади — небольшой сквер Авиаконструкторов и бюст советского авиаконструктора Николая Кузнецова.



14. Детская площадка, дома и дворы. Узнаваемый облик Безымянки слагают вот эти дома из красного кирпича, построенные в конце 1940-х и начале 50-х годов. Во время войны, когда Безымянка разрасталась, было не до капитального строительства, и людям приходилось ютиться во временных барачных домах.



15. Возле сквера есть очень необычного вида новодельная церковь, которую. видимо, переделали из чего-то другого. Когда я проходил мимо неё, из динамиков на улицу транслировалась проповедь священника.



16. Идём дальше. Дома на Безымянке красивые — с арками и довольно интересным декором. Вообще, район этот достаточно выразителен, несмотря на своё название.



17. Детали:



18.



19. Хоть и главная улица достаточно шумная, такого ритма миллионного города, как в центре или на Московском шоссе, здесь не ощущается. Здесь как-то всё по-другому. Пожалуй, в сравнениях с иными городами самарская Безымянка более всего напомнила мне нижегородский Автозаводский район.



20. Ещё одна новодельная церковь необычной формы:



21. Напротив — сквер "Родина" с воротами сталинской постройки.



Нельзя не упомянуть, что в первые месяцы войны Куйбышеву была отведена роль "запасной столицы", и в октябре 1941 года сюда из Москвы была эвакуирована часть органов власти — Совнарком и Верховный Совет СССР. Объём промышленного производства в городе за военные годы вырос в пять раз. Кроме того, город принял около 250 тысяч человек, привезённых сюда в эвакуацию. Население Куйбышева за время войны выросло с 400 до 600 тысяч человек, что позволило ему в дальнейшем стать миллионником. В общем, военная эвакуация прямым образом повлияла на подъём этого города — похожая история, как с Челябинском, Новосибирском и ещё рядом городов, оказавшихся в глубоком тылу. И Безымянка стала локомотивом этого процесса.

22.



23. Ансамбль из двух симметричных домов. При этом у левого дома оставили кирпич без облицовки.



Нетрудно догадаться, что в постсоветскую эпоху промышленные мощности, породившие Безымянку, пришли в заметный упадок. Часть заводов закрылась совсем. В наше время действуют авиационные заводы "Авиакор", "Старт", "Авиаагрегат" и "Кузнецов", ракетно-космический центр "Прогресс", и несколько заводов других отраслей. Но в 90-е и начале 2000-х годов и эти предприятия находились в еле живом состоянии. Сейчас уже ситуация получше.

24.



25. Свернув в сторону от парадной улицы, можно увидеть домики попроще.



26.



27.



28. Выходим на просторную площадь Кирова. На ней — дворец культуры в прошлом имени Кирова, а сейчас имени Виктора Литвинова — одного из директоров вышеупомянутого завода "Прогресс". Построен в 1958-61 годах. Перед ним — памятник Кирову.



29. Проспект Кирова:



30. И улица Победы. Дальше на восток застройка уже молодеет.



31. Рядом с ДК стоит спорткомплекс. Новое здание с каким-то подражанием конструктивизму. Получилось неплохо (хоть и этот стиль Безымянка уже не застала).



32. Свернув в сторону от улицы Победы, можно увидеть множество неказистых двухэтажек. В основном они строились во время войны — для эвакуированных жителей и сотрудников эвакуированных заводов.



33. Эти дома сейчас постепенно расселяются по программе ветхого жилья. Некоторые из них уже пустуют, и скоро будут снесены.



34.



35. Справа видна послевоенная школа (или техникум):



36. А это уже хрущёвки. На фасадах огромные надписи с названиями улиц.



Про Безымянку на этом всё. Её сменяет район с народным названием Металлург — соцгород Самарского металлургического завода. Этот завод был пущен в 1951 году, выведен на полную мощность в 1960, и производит алюминий и сплавы на его основе. В советское время его продукция использовалась в местной же авиационной промышленности, но после распада Союза заводу пришлось переориентироваться на гражданские нужды.

37. Главная улица соцгорода — проспект Металлургов. Хоть и зовётся проспектом, но не такой оживлённый, как улица Победы. Но троллейбусы всё-таки ходят. Застройка — в основном сталинки 1950-х годов.



38. На боковых улицах всё выглядит попроще. Типовые двухэтажки — такие же, как где-нибудь в Бокситогорске или, например, в самых старых кварталах Ангарска.



39. Улица Советская. На коротком отрезке она полностью трамвайная. Кстати, в кадре трамвай производства минского "Белкоммунмаша". В Самаре таких немало, но почему-то большинство их именно в этой части города, а в центре — почти исключительно "Татры" (примерно как и в Нижнем Новгороде КТМ встречаются почти только на Автозаводе).



40. Сталинскую архитектуру разбавляет и более поздняя. А ещё, я невольно обращаю внимание на деревья. Хоть и зима в Самаре холоднее, чем в Питере, но по растительности всё равно заметно, что здесь гораздо южнее: такие узкие и вытянутые тополя, как слева, растут именно на юге.



41. Ещё здесь есть две церкви, построенные в 2000-е годы: Князь-Владимирская и Похвалы Богородицы.



42. Идём дальше:



43. Шатровые крыши на башенках весьма оригинально выглядят.



44. Выходим на площадь Мочалова — главную в металлургическом соцгороде. Названа она в честь первого директора завода Павла Мочалова. Два дома в кадре построены, вероятно, как раз для заводского начальства. По идее, они симметричные, но у левого почему-то не сделали башенку.



45. Главное здание площади — дворец культуры металлургов, построенный в 1959 году. Очень красивое здание, впечатляет своей монументальностью. Ещё бы эти аляповатые афиши убрать подальше.



46. Напротив него — бывший кинотеатр "Октябрь" с советской вывеской, ныне занятый магазинами. Тут, к сожалению, фасад напрочь испорчен вывесками, рекламой и ларьками.



47. После площади проспект Металлургов становится шире, и появляется бульвар в середине.



48.



49. Улица Строителей:



Поблизости отсюда расположено ещё две местных достопримечательности, которые я не видел — парк имени 50-летия Октября и стадион "Металлург".

50. Заглянем во дворы:



51. Хрущёвки не очень обычного вида:



52. На последнем отрезке проспект выглядит довольно благоустроенным:



53. И приводит он прямо к самому металлургическому заводу. В кадре — заводоуправление, перед которым — небольшая площадь с памятником Ильичу.



54. Здесь же — крупная конечная остановка троллейбусов. А на заднем плане дымят заводские трубы.



55. Рядом — ещё одна новая церковь в процессе завершения строительства:



И на этом всё об этих промышленных районах Самары. В следующей части отправимся на ещё одну рабочую окраину города, расположенную на его юге, за рекой Самарой — в Куйбышевский район.

САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности)
Часть 2 (улицы центра города)
Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра)
Часть 4 (Волга)
Часть 5 (на северо-восток от центра)
Часть 6 (Безымянка и Металлург)
Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен

  • 1
Спасибо за отзыв и дополнения!

Edited at 2018-04-25 11:32 am (UTC)

Да, кстати, тут промелькнуло: до строительства метро по Победе и Гагарина ходил трамвай. Линия шла в центр, выходя в р-не ст. метро Московская двумя линиями по ул. Пролетарской и по ул. Тухачевского на Киевскую, а там к вокзалу и в центр. Ещё была уничтожена трамвайная связка ул. Гагарина с ул. Аэродромной и а/с Аврора по ул. Энтузиастов. Можно сказать, строительство метро перебило трамвайный хребет города. До этого система трамвая в Куйбышеве-Самаре была крупнейшей после ленинградской-питерской. А сейчас примерно сравнялась с екатеринбургской. А метро дублируется по земле автобусами, и с пересадкой ехать не выгодно. Выход, наверно, был в прокладке тоннеля под Победы-Гагарина, но для трамвая (как это делают в Европе, U-bahn). Был бы основной скоростной канал для многих маршрутов, разветвляющихся на окраинах и в центре.

  • 1