?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Самарский метрополитен
nord_ursus
Самара — один из тех российских городов, где есть своя подземка. Метро в этом городе маленькое — всего одна линия и 10 станций. Сами станции, в основном, не очень выдающиеся, но местами интересные. В любом случае, это отдельная и своеобразная достопримечательность города. Я осмотрел самарское метро полностью, то есть побывал на всех станциях, и все их отснял.



Метро в Самаре, а тогда ещё Куйбышеве, было открыто 26 декабря 1987 года, став двенадцатым по счёту в СССР. И именно то, что строиться оно начало незадолго до распада Союза, и не дало ему успеть развиться и в достаточной степени охватить город. Если к примеру в Нижегородском метро, страдающем похожей проблемой, хотя бы есть станция у вокзала, и есть одна станция в центре города, то в Самаре нет ни того, ни другого. Ближайшая к центру станция "Алабинская" находится примерно в 10-15 минутах езды от него на трамвае или автобусе. Да и она открылась только в 2015 году.

Вот так выглядит Самарский метрополитен на карте города:



Как видно, не в пример центру, метро хорошо охватывает советские промышленные районы к востоку от него — Безымянку и то, что к ней прилегает. Причём частично дублирует под землёй главную магистраль этой части города — улицы Гагарина и Победы. Дело в том, что в 80-е годы было решено начинать строить метро со стороны промышленных районов и постепенно тянуть его в центр. Но вскоре наступили 90-е, и стало почти не до строительства метро. В 1987 году были открыты первые четыре станции — "Юнгородок", "Кировская", "Безымянка" и "Победа". В 1992 открылась "Советская", в 1993 — "Спортивная" и "Гагаринская". То есть в начале девяностых ещё с горем пополам успели достроить начатое в советское время, а дальше темпы почти сошли на нет, и за последние 25 лет было открыто всего три станции: в 2002 году — "Московская", в 2007 — "Российская", в 2015 — "Алабинская". И даже под это заделы появились ещё в советское время. Впрочем, проекты продолжения подземки есть, и метро планируется в дальнейшем привести в центр города. Но когда это осуществится, сказать пока, к сожалению, сложно.

2. Итак, начнём с конечной станции "Алабинская". Она же самая новая (2015 год), и она же ближайшая к центру. Несмотря на это, она, как видно здесь, находится в окружении многоэтажной застройки, и до центра отсюда, как уже говорилось, почти два километра.



3. Спускаемся. Все станции в Самаре — мелкого заложения, кроме наземной станции "Юнгородок", и эскалаторы на них либо отсутствуют, либо совсем короткие. Почти все вестибюли, кроме станции "Кировская", расположены в подземных переходах.



4. Вход — по вот таким жетонам. Стоимость — 25 рублей.



5. Итак, станция "Алабинская". В проектах 80-х годов она значилась как "Октябрьская", но такое "советское" название для постсоветской эпохи сочли, видимо, неуместным, и назвали станцию в честь Петра Владимировича Алабина — русского государственного деятеля второй половины XIX века, который в 1880-е годы руководил Самарой и немало сделал для её развития. Про него я уже упоминал, показывая его могилу в Иверском монастыре. Смотрится станция приятно. Скромно, но вполне со вкусом.



6. На "Алабинской" используется только один путь. Оборотного тупика нет, и поэтому поезд прибывает на один путь и отправляется обратно с него же, меняя направление движения — как в Новосибирске на станции "Площадь Гарина-Михайловского". Более того — однопутным пока что является и участок от "Алабинской" до "Московской", то есть два перегона.



7. Садимся в поезд. Они в Самаре четырёхвагонные. Учитывая уровень охвата города метрополитеном, нетрудно догадаться, что этот вид транспорта здесь не популярен. Среди самарцев вполне могут быть люди, которые за всю жизнь ни разу не ездили на метро в своём городе, да и приезжий человек, не знающий о существовании в городе метро, может о нём и не узнать, потому что случайно обнаружить его в Самаре сложно.



Хотя мне доводилось слышать, что в часы пик утром и вечером вагоны неплохо заполняются (наверное, например, до заводов Безымянки удобно добираться), но всё-таки пассажиропоток Самарского метро составляет всего 16 миллионов человек в год, что в 1.7 раза меньше, чем в Нижнем Новгороде, в 5 раз меньше, чем в Новосибирске, и в 17 раз меньше, чем в Минске. Среди метрополитенов России Самарский по пассажиропотоку занимает последнее место, а на постсоветском пространстве уступают ему только Ереванский и Днепр(опетр)овский. При этом открытие "Алабинской" существенно повысило востребованность метро, а до этого было ещё хуже.

8. Схема линии над дверьми вагона (как ни странно, на схеме метро единственная линия обозначена красным цветом, а здесь зелёным). Что интересно, к каждой станции указаны ближайшие к вестибюлю улицы и даже номера маршрутов наземного транспорта.



9. Следующая станция — "Российская", открытая в 2007 году. Она необычная по своей конструкции: здесь две платформы, и пути в середине. Но из-за челночного движения используется только одна платформа, поэтому можно наблюдать немного странную картину, когда прибывает и уезжает поезд, а часть пассажиров остаётся стоять на платформе.



Выход в город с этой станции — поблизости от памятника ракете, который я уже показывал. Но расположен он там не очень разумно — в стороне от магистрального проспекта Ленина.

10.



11. Название станции размашистым аляповатым шрифтом. Выглядит, на мой взгляд, неудачно.



12. Едем дальше. Станция "Московская" (интересная, однако, последовательность — "Московская" после "Российской"), 2002 год. В торце виден выход в город с короткими эскалаторами. На этой же станции заканчивается "челночный" участок: со стороны "Российской" находится соединительный тоннель. Так что здесь уже используются оба пути.



13. А вот так выглядит вход на станцию снаружи. Здесь проходит Московское шоссе (которое я уже показывал), и по нему станция и получила название.



14. В оформлении станции имеются явные отсылки к Московскому кремлю.



15. В проекте задумывался второй выход, но его пока не построили. Торцевая стена закрыта металлическим щитом.



16. Помимо этого, станция изначально задумывалась как пересадочная на будущую вторую линию, которая должна связать ЖД вокзал с северо-востоком города вдоль того самого Московского шоссе. И в центре станции есть задел под будущий переход. Но это ещё нечто очень далёкое, и явно не на ближайшую перспективу.



17. Следующая станция — "Гагаринская", названная так по расположению на улице Гагарина. Открыта она в 1993 году, и оформлена на космическую тематику, что соответствует не только названию, но и одной из особенностей Самары, как центра ракетно-космической промышленности.



18. Здесь в середине тоже есть задел под пересадку. По первоначальному плану, в Куйбышеве должна была быть и третья линия метро. Но теперь от её строительства отказались даже на дальнюю перспективу.



19. Космические рисунки на стенах напоминают иллюстрации из книжек на астрономическую тематику, которые я видел в детстве.



20. И не удивляйтесь пустынности станций. Причём я ездил даже не поздним вечером. Пассажиропоток в Самарском метро, как уже сказано, очень низкий, и даже в середине дня после ухода со станции поезда вполне можно поймать момент, когда на станции не будет ни одного человека. К этому добавляем очень продолжительные интервалы — поезда здесь можно ждать 7-9 минут (как, впрочем, и в Нижнем Новгороде). Хотя в час пик, вроде, бывает здесь и много народу, но я в это время не ездил.



Столь длинные интервалы, кстати, серьёзно усложняют задачу объехать всё метро и побывать на всех станциях. Пожалуй, чтобы свести к минимуму время ожидания поездов, лучше ездить по принципу "две станции вперёд, одну назад". Но я поступил иначе — просто ездил на метро в разные дни.

21. Есть в метро необычная деталь — таблички со справкой об истории и архитектуре станции. Только реализация, к сожалению, хромает — на зеркальной металлической поверхности читать текст сложно.



22. Следующая станция — "Спортивная". Она открыта тоже в 1993 году, но на 9 месяцев раньше "Гагаринской". Тоже колонная, но по оформлению совсем простая. Больше всего напоминает, пожалуй, минскую "Академию наук" и новосибирскую "Студенческую".



23. Из интересного — небольшие панно на спортивную тематику на путевых стенах.



24.



25. Указатель на платформе:



26. Следующая станция — "Советская", столь же минималистична. Забавно, что станция с таким названием открылась уже в 1992 году.



27. Вид в сторону выхода. Вестибюль и станцию разделяет только лестница. Совсем небольшая глубина.



28.



29. Выглянем в город. Это район Машстрой (который я уже показывал), перекрёсток улицы Гагарина с Запорожской. А слева виден вход в метро.



30. С другой стороны улицы:



31. Дальше начинаются станции первого пускового участка, открытые в 1987 году. Первая на пути — станция "Победа" (названа по расположению на улице Победы), односводчатой конструкции. Внешне очень похожа на станцию "Институт культуры" в Минске.



32. Стена над выходом украшена витражом с подсветкой:



33. Похожий есть в противоположном торце станции. Второй выход построили, но сейчас он не работает, что неудивительно, с учётом пасажиропотока.



34. Путевые стены украшают цифры "1945":



35. И барельефы с изображением ордена "Победа":



36. Дальше — станция "Безымянка". Тоже колонная, похожая на "Советскую" и "Спортивную".



37. Путевые стены украшают "ленты" из интересных панно, набранных из камней. Тематика посвящена в основном военной авиации — Безымянка ведь выросла как район при авиазаводах, где в тылу ковалась Победа.



38.



39. Впрочем, тематика чуть шире. Вот здесь уже противовоздушная оборона Москвы.



40. А тут железная дорога, даже семафор изобразили. Возможно, отсылка к эвакуации промышленности во время войны. Недаром и едет поезд направо, то есть на восток.



41. Так выглядит вход на станцию с улицы:



42. Из-за длинных интервалов о прибытии поезда на станцию здесь предупреждают по громкой связи: "Внимание! На станцию прибывает электропоезд".



Кстати, названия станций и "Осторожно, двери закрываются" в Самаре объявляет женский голос, что довольно необычно. На самих станциях мужской голос даёт объявления о необходимости не забывать свои вещи и быть бдительными при обнаружении бесхозных предметов. Причём говорит он это с такими интонациями, что без смеха это слушать невозможно. Я даже жалею, что не сделал запись.

43. Один раз мне попался вот такой поезд с оформлением интерьера на тему истории метро.



44. Приезжаем на станцию "Кировская" (названа по расположению у проспекта Кирова). Она тоже односводчатая, но выглядит поскромнее "Победы".



Есть у этой станции интересная особенность. Это единственная станция в Самаре, у которой есть полноценный наземный вестибюль (то есть не в подземном переходе), но я здесь не поднимался, и поэтому его не видел. Кроме того, станция находится рядом с ЖД платформой Пятилетка, и здесь можно пересесть из метро на электричку. Даром, что у ЖД вокзала станции метро нет.

45. Над выходом — скульптурное панно, изображающее трудовых людей. Ведь здесь поблизости заводы.



46. За станцией "Кировская" находится электродепо метрополитена. А поезд вскоре выезжает на поверхность, и за окном — небо и дома.



47. И постройки депо:



48. И прибывает поезд на конечную станцию "Юнгородок", которая названа так по одному из авиазаводских районов. Это единственная в Самаре наземная станция. Она открытого типа (то есть как станции Филёвской линии в Москве), и изначально строилась как временная, поскольку подземную станцию "Крылья Советов" не успевали сдать в срок. Временное, однако, незаметно перешло в постоянное, и эта станция действует уже тридцать лет.



49. То есть, замысел этой станции аналогичен станции метро "Дачное" в Питере, существовавшей в 1966-77 годах вместо "Ленинского проспекта". Как и на "Алабинской", здесь нет оборотного тупика, и поезд отправляется обратно с того же пути, на который прибыл. Но при этом перед станцией не один соединительный путь, а перекрёстный съезд, благодаря чему используются оба пути.



Выходит, кстати, что схема движения в Самарском метро позволяет кататься туда-обратно, не выходя из вагона. Можно сесть в вагон, например, на "Безымянке", заснуть и потом проснуться опять на "Безымянке", проехав при этом несколько раз в обе стороны.

50.



Отправление со станции "Юнгородок" я снял на видео:



51.



В общем, вот такое метро. Хоть и маленькое и плохо встроенное в город, но по-своему интересное — пожалуй, интереснее, чем Нижегородское. Для меня это шестой посещённый метрополитен в России (не был я теперь только в Казанском, ну и ещё в Волгоградском метротраме). На этом всё и про Самарское метро, и теперь уже вообще про Самару. Дальше отправимся по городам Самарской агломерации. Следующий рассказ этого цикла будет про город Новокуйбышевск.

САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности)
Часть 2 (улицы центра города)
Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра)
Часть 4 (Волга)
Часть 5 (на северо-восток от центра)
Часть 6 (Безымянка и Металлург)
Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен

  • 1
интересно, какие перспективы дальнейшего строительства?

Пока, вроде, планируются только станции "Самарская" и "Театральная". Причём вторая должна будет выходить к главной площади. Но строительство пока не ведётся.

Хороший репортаж, из Самарского метро много не выжмешь. Я его застал совсем коротким - конечной станцией была "Гагаринская".

Многие жители Самары НЕ ВЕРЯТ, когда им рассказываешь, что у них в городе ЕСТЬ метро.

Да, занятно. Тогда, наверное, совсем оно безлюдным было?

Маловато народа в метро. Или в часы пик загружено больше?

Насколько я знаю, больше, но всё равно очень маленький пассажиропоток (16 млн в год)

"позволяет кататься туда-обратно, не выходя из вагона"

На конечных никто не проходит и не проверяет?


Московская и Гагаринская понравились.

Может и проверяют на предмет бесхозных вещей. В принципе, конечно, спящего, скорее всего, разбудят (так что здесь я несколько преувеличил), но оставшегося в вагоне пассажира, если он не спит, выгонять не должны — может быть, он, наоборот, сел только что. А в Питере когда пятая линия несколько месяцев состояла из двух станций и работала в челночном режиме, даже, вроде, не проверяли.

Прекрасно, когда нет рекламы. Панно выполнены в технике флорентийской мозаики. А вообще мне кажется ,чем проще ,тем лучше.
Интересно ,что самарцы изображают на сувенирных магнитиках ?

В основном — стандартные достопримечательности города. Площадь Куйбышева с театром, костёл, Иверский монастырь, Жигулёвский пивзавод. Иногда ЖД вокзал и памятник ракете. С метро, вроде, не встречал.

В своё время, по-моему, я пытался на именно Кировскую войти через тот самый единственный вестибюль. Который в центре рынка находился и то ли был закрыт, то ли под торговлю отдан. В 2011, по-моему.

Да, он некоторое время не использовался. И вместо него был второй вестибюль в подземном переходе

Самара один из самых интересных городов с моей точки зрения в нашей стране. И имеет один из самых грустных метрополитенов.

На развитие метро денег нет, зато пафосный стадион отгрохали.

Ну так то ведь не на местный бюджет, как я понимаю
Хотя лучше бы, конечно, на метро денег выделили

Самарское метро чем-то напоминает почивший рязанский трамвай. Тоже - линия в промзону, заканчивающаяся где-то на окраине центральной части города.

Я похожим образом сравнивал Нижегородское метро с Новгородским троллейбусом. У того тоже кольцо у вокзала, и оттуда он в советский район идёт

1. Вроде бы ссылаются на недостаток средств, но непонятно какая религия не позволяет строить в РФ эстакадное лёгкое метро или метротрам, которые намного дешевле классического метра глубокого заложения? Как например Бутовская линия в Мск или метро в Чикаго и Дубае.
Я ещё понимаю, что такое метро сложно прокладывать в плотной исторической застройке. Но наши города это в основном советская микрорайонная застройка с широченными улицами и пустырями вокруг.

2. В Москве метро строится ударными темпами, каких не было даже при СССР.
Но с учётом некоторых особенностей новейших станций у меня появилась своя конспирологическая версия насчёт Мск метро. На самом деле под прикрытием метров в Мск строятся подземные убежища на случай какого либо глобального катаклизма типа взрыва супервулкана Жёлтокаменный.
А особенность конструкций этих станций заключается вот в чём - на самых новых станциях типа Минская, Ломоносовский пр-т, Раменки, Окружная поражают огромные подземные пространства - залы, длиннющие галереи расположенные ниже наземных входов но выше платформ. И совершенно бессмысленные с рациональной точки зрения, и расточительные по сравнению с экономными "сороканожками" 1970-х годов. Спрашивается зачем нужны эти подземные пустоты? Но если посмотреть на них с точки зрения пространств для убежищ, то всё выглядит обоснованно.

Но наши города это в основном советская микрорайонная застройка с широченными улицами и пустырями вокруг.

С этим сложно согласиться. Особенно в случае Самары, когда метро там проходит по сталинским районам, а планируется тянуть его дальше именно в исторический центр. И даже в районах с многоэтажной застройкой не всегда есть место для строительства эстакадного метро.

Чемодан без ручки.

Ндаааа. Более бесполезный метрополитен и представить трудно. Мало того, что он не доставляет к ж/д вокзалу, так ещё и центральный автовокзал с автостанцией "Аврора" в пролёте. Как можно было настолько бездарно спроектировать?(((

А женские голоса и в московском метро есть. У нас в одну сторону мужской голос объявляет станции, в другую - женский.

Спроектировали-то его нормально. У меня ведь написано об этом. Просто строить начали накануне того, как в стране и городе настали трудные времена.

Как позорно виды подтёки из-за нарушения гидроизоляции (фото 35)
а вообще интересных станций не так много, как, например, в Екатеринбургской подземке.

Да, но поинтереснее, чем Нижегородское метро. И даже чем, пожалуй, Новосибирское. Примерно как Минское.

Станция Победа напоминает Парк Культуры в Нижнем Новгороде. Тоже односвод, похожие светильники на потолке.

Был в Самаре в 2012 3 дня почти. Так и не получилось прокатиться до Юнгородка, а также в утренний час-пик. Жалею немного :)

Да, похожа. Даже, наверное, больше, чем на минский Институт Культуры

  • 1