nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Новокуйбышевск
nord_ursus
Миллионный город Самара, ставший одним из крупных промышленных центров СССР, а затем и России, породил вокруг себя агломерацию. И с запада к Самаре примыкает город-спутник Новокуйбышевск, возникший в послевоенные годы при Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, который и по сей день является его градообразующим предприятием. Сейчас это город с населением 103 тысячи жителей (и даже при такой численности он является лишь четвёртым в области), с Самарой он вплотную граничит, и при подъезде к Самаре на поезде с западной стороны определить на глаз границу этих городов довольно сложно, а когда-то Новокуйбышевск мог и стать просто обособленным районом "основного" города. В общем, посмотрим, что представляет собой индустриальный спутник Самары.



Как уже сказано, Новокуйбышевск можно краем глаза увидеть из окна поезда, подъезжая к Самаре с запада. Через него проходит Южный ход Транссиба. И отправиться сюда из Самары я решил именно на электричке (хотя автотранспорт ходит чаще, но я ведь тот ещё любитель железных дорог). В тот день в Самаре продолжалась метель, начавшаяся накануне, когда я посещал Куйбышевский район. За сутки тогда выпало около 10 сантиметров снега. Моя электричка шла в сторону Сызрани, до станции Безенчук, и по пути я снова видел из окна тот самый Куйбышевский район, в том числе и Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Так вот, нефтезаводов здесь два: в Самаре — Куйбышевский, а в Новокуйбышевске — Новокуйбышевский. И их не следует путать, хотя сделать это легко, если учесть, что НПЗ в Самаре ещё и находится уже совсем рядом с Новокуйбышевском.

Одна из транспортных проблем Новокуйбышевска — расположение железнодорожного вокзала, то есть станции Новокуйбышевская, на полнейшем отшибе. При том, что железная дорога проходит и ближе к центру города. Близко к жилым районам находится станция Липяги, также есть платформа Молодёжная, до которой решил ехать я. Но на них останавливаются только электрички.

2. Итак, платформа Молодёжная (до главного вокзала я не доехал одну остановку). Электричка уехала дальше на запад. Метель, вроде, наконец-то стихла, но я ещё не знал, что впереди будет её завершающий аккорд, и в городе я застану ещё пару её сильных зарядов.



У меня есть два с половиной часа до следующей электрички, на которой я поеду в город Чапаевск. В общем, на осмотр Новокуйбышевска более-менее хватит (город, хоть и крупный, но застроен довольно компактно), хотя многоэтажные спальные районы я не посмотрел.

3. На Молодёжной есть маленький сталинский вокзал. Увы, безбожно испорченный сайдингом. Фото сделано уже в конце, когда я вернулся обратно, поэтому уже солнечно.



4. Выхожу в город. Вокруг меня хрущёвки, сугробы, заваленные снегом дворы, и тишина, прерываемая шумом грузовых поездов на железной дороге. Пока что я ещё на окраине. Молодёжная тоже находится далеко от центра (но всё-таки ближе, чем вокзал), и логичнее было бы мне выходить на станции Липяги.



5. А у вокзала я сел в маршрутку и поехал в самый центр. Минут восемь Газель ехала по кривоватым улицам вдоль промзоны нефтезавода и высадила меня вот тут. Въезд в центр города отмечают симметричные сталинские дома-ворота.



Откуда есть пошёл Новокуйбышевск? Название его прямо отсылает к советскому названию Самары — Куйбышев. И давать промышленным городам-спутникам то же название с приставкой "Ново-" было довольно частой практикой. Предшественником города был посёлок при упомянутой ЖД станции Липяги, открытой в 1877 году. А после войны история этого места сильно повернулась. Стране были нужны нефтепродукты, и в 1946-1951 годах, по соседству с уже существовавшим Куйбышевским НПЗ, был построен и Новокуйбышевский. При нём вырос одноимённый рабочий посёлок, получивший в 1952 году статус города. И хоть и Куйбышев в 1991 году переименовали обратно в Самару, этот город по-прежнему зовётся Новокуйбышевском, поскольку другого названия у него никогда не было.

6. В духе времени центр Новокуйбышевска застроен парадными сталинскими домами. Особой монументальности в архитектуре здесь нету, но выглядит вполне симпатично. Немного этот город напомнил мне Северодвинск (но там всё более солидно).



7. Центральная парадная улица в центре в прошлом называлась улицей Куйбышева, а в 2001 году получила заковыристое название Улица 50-летия НПЗ. Перспективу её замыкает площадь Ленина и городской дворец культуры.



8. А это пересекающая её улица Суворова:



9. Заглянем и во дворы:



10. Дальше выходим на саму площадь Ленина. В центре её — памятник тому, в честь кого она названа, за его спиной — довольно большой дворец культуры. Все здания площади образуют симметричный ансамбль. Строилось это всё в середине 1950-х годов.



11. В одном угловом доме на площади размещается городская администрация:



12. А другой — просто жилой дом:



13. В центре площади есть выключенный на зиму фонтан, несколько детских горок. Площадь просторна и, наверное, хороша для прогулок. Но в середине рабочего дня люди тут, в основном, идут куда-то по своим делам. Тем более, как видим, и снегопад снова начинается. Был пятиминутный заряд метели, который потом стих, но снег продолжал понемногу идти.



14. Вид обратно. Симметрию домов-ворот на улице 50-летия завода повторяют такие же два дома со стороны площади.



15. Перпендикулярно улице 50-летия вдоль площади проходит улица Коммунистическая. Но на неё вернёмся ближе к концу.



16. Боковой ракурс на площадь. Дворец культуры находится левее.



17. А в перспективе улицы 50-летия вдалеке видны трубы самого нефтезавода. Близко к нему я не ходил, хотя и проезжал мимо.



Новокуйбышевский НПЗ ныне принадлежит "Роснефти" (как и соседний Куйбышевский, и третий в области Сызранский), и мощность его составляет около 9 с половиной миллионов тонн нефти в год. Также рядом с ним расположены и возникшие позже сопутствующие нефтехимические производства. Промзона там громадная, и по площади почти равна жилой части города.

18. Впрочем, неплохие виды издалека на этот завод открываются и из Самары. С моста через Самарку у её впадения в Волгу в ясный день можно сделать хорошие кадры с его дымящими трубами.



19.



20. Но наиболее необычный кадр удалось сделать, стоя посередине замёрзшей Волги. Завод смотрится здесь каким-то фантомом.



21. Вернёмся на площадь Ленина. В углу её, возле дворца культуры, стоит мемориал воинам-землякам с вечным огнём и двумя пушками. Даже интересно, откуда здесь столько имён, если во время войны на месте нынешнего города был только посёлок Липяги. Возможно, считали с окрестными населёнными пунктами, часть которых впоследствии тоже была поглощена городом.



22. От дворца культуры наискосок уходят две улицы — Белинского и Миронова. При этом улица Миронова ещё и частично пешеходная. Не каждый город такого размера может похвастаться пешеходной улицей. Но нынче погода к прогулкам не располагает, а, например, в летний выходной день тут, наверное, бывает людно.



23. Детали сталинского ампира:



24. У одного из домов стоит памятник Ивану Игнатьевичу Миронову, в честь которого названа улица. Это был советский инженер-нефтяник, который до войны руководил нефтезаводами в Грозном и Уфе, а после войны был одним из основателей Новокуйбышевского НПЗ, а значит и самого города. И в 1954 году он трагически погиб от взрыва газа в подвале одной из технологических установок завода. Вместе с ним тогда погибли ещё три инженера — Аркадий Вавулин, Василий Марфин и Леон Сафразьян.



25. Сталинские дома красивы и величественны. Хотя, конечно, разнокалиберное остекление и кондиционеры несколько портят картину.



26. Восточной границей исторического центра (то есть соцгорода) служит линия улиц Чернышевского и Пирогова, с довольно оживлённым движением. Кстати, обратите внимание на троллейбус — в Новокуйбышевске есть этот не самый частый для городов с такой численностью населения вид транспорта. Открылся он уже в 1986 году, и, как мне показалось, функционирует довольно исправно. Правда, сам я на нём не прокатился.



27. И по автомобильному движению, и по количеству людей, улица Чернышевского показалась мне более людной, чем площадь Ленина и улицы рядом с ней. Как-то пульс города лучше ощущается уже здесь.



28. Замечательная старая вывеска на фасаде. Интересно, какого она времени.



29. Чуть дальше по этой улице — сталинские дома поскромнее:



30. А пойдя в другую сторону, видим уже более позднюю застройку:



31. Царство зимы. Заметённая улица, сугробы, и повисшие под тяжестью снега ветви. Но, впрочем, на календаре уже март.



32. Выходим на улицу Гагарина, параллельную Чернышевского-Пирогова. На ней есть ещё одна местная достопримечательность — церковь иконы Божией Матери "Умиление". Построена совсем недавно, в начале 2010-х.



33. У магазина автотоваров стоит "Запорожец"-реклама. Хотя в Самарской области "Жигули" актуальнее были бы.



34. Церковь вблизи. Масштабная постройка, смотрится внушительно, особенно сквозь бело-серую пелену вновь разыгравшейся метели.



35. И разошлась стихия не на шутку. От ветра и зарядов летящего снега пришлось всё плотнее укутывать лицо. И с фотоаппарата я еле успевал стряхивать снег.



36. Атмосферной получилась прогулка.



37. Площадь Менделеева (есть ведь в городе и химические производства, так что великого химика тоже решили почтить), наверное, очень зелёная в летнее время. Памятник здесь стоит, как ни странно, не ему, а Анне Федотовой — первому директору Куйбышевского завода синтетического спирта (хоть он и Куйбышевский без "Ново-", но тоже находился здесь), который, сам по себе, сейчас уже не существует, будучи объединён с другими производствами. Памятник поставили в 2017 году.



38. А это центральная городская больница. Видимо, из-за неё и получила своё название улица Пирогова.



39. И снова сталинки. Я обхожу центр города по краю.



40. Есть тут и немного частного сектора:



41. Улица Горького выводит меня к церкви Серафима Саровского (1999-2000), на фоне недавно построенной многоэтажки. Метель, тем временем, ослабевает.



42. И вдруг она резко закончилась (и уже в последний раз), и выглянуло солнце. Всё это было похоже на какой-то небесный погодный концерт, где постоянно менялась тональность музыки, а завершала его экспрессивная кода с громким финальным аккордом. Вот так вот — в один момент утих затяжной снегопад, засияло солнце, стали рассеиваться облака, и уже минут через двадцать о прошедшей метели напоминали только свежие сугробы.



43. За церковью — площадь, где стоит памятник Гавриилу Гореченкову — первому директору Новокуйбышевского НПЗ, который до войны также руководил нефтезаводами в Баку и Гурьеве (Атырау). Его именем теперь назвали площадь (раньше она называлась Нижняя).



44. На другой стороне площади — интересное здание магазина со скульптурной головой быка. Возможно, её сделали недавно, но это очень напоминает "животноводческие" павильоны на ВДНХ.



45. От этого места начинается многоэтажный Новокуйбышевск, который я увидел только краешком. Это, похоже, один из самых первых многоэтажных микрорайонов. В его дворах почему-то почти нету деревьев, и от этого его пейзаж отдаёт чем-то норильским (хотя там я не был).



46. По соседству находится Парк Победы. На входе — монумент "Добрый Ангел Мира". Сам парк я не посещал, хотя в летнее время это, видимо, одно из основных прогулочных мест города.



47. Отсюда на восток уходит проспект Победы, ведущий в довольно большой многоэтажный район, в котором я не был. Но он вряд ли существенно отличается от его края, который я успел увидеть.



Туда же, почти в самый восточный конец города ходят троллейбусы. Между прочим, до самой западной точки Самарского троллейбуса оттуда остаётся 10 километров по прямой дороге. Вполне можно было бы и объединить две троллейбусные системы.

48. Новостройки. Их в городе, на глаз, немало.



49. Большой торговый центр. В общем, здесь есть многие атрибуты крупного города.



Дальше я не ходил, а пошёл обратно в центр, чтобы уже выдвигаться назад к железной дороге.

50. В небольшом квартале частного сектора нашёлся советский флаг над чьим-то домом.



51. Я замыкаю круг по улице Коммунистической, и вокруг меня опять сталинский центр города.



52. И снова главная площадь Ленина:



Дойдя снова до "домов-ворот", я поймал там маршрутку в сторону ЖД вокзала. Ехать дальше в Чапаевск я думал уже с него, но посмотрев на часы, увидел, что до электрички ещё есть запас времени, и можно выйти и погулять в районе железной дороги. И от идеи ехать с вокзала я отказался, снова отдав предпочтение платформе Молодёжная.

53. Вышел я из маршрутки, оказавшись снова на тихой окраине города. Этот квартал известен под интересным названием Болгарский городок. Здесь был рабочий посёлок строителей из "16-й республики Советского Союза", которые в 1980-е годы участвовали в возведении ряда социальных объектов в Новокуйбышевске. Тут они жили в одноэтажных барачных домах, которые после отъезда болгар на родину достались местным жителям. Постепенно этот квартал превратился в дикие трущобы, но сейчас тут проводят капитальную "реновацию" — почти всё, что было, сносят, и строят новые дома, в основном, в 2-3 этажа.



54. Но есть и повыше:



И обратите внимание на ясное небо и солнце. Это за считанные двадцать минут после окончания метели так кардинально переменилась погода. И стало холодать. Вместо прежней околонулевой температуры дело приближалось к -10 градусам.

55. Ещё тут сохранился кинотеатр "Слава", типового проекта. Кажется заброшенным, хотя вон какие-то стеклопакеты на втором этаже видны.



56. Но уже скоро электричка, и пора идти на неё.



57. И вот снова платформа Молодёжная. Вид в сторону Самары, откуда я жду появления электропоезда.



Эта электричка едет уже не до Безенчука, а дальше — до Сызрани. Народу довольно много, и ехать мне до Чапаевска полчаса. Проезжая главный вокзал, то есть станцию Новокуйбышевская, я хотел его запечатлеть, но, во-первых, стёкла были грязноваты, а во-вторых, мою электричку приняли на один из последних путей, далеко от здания вокзала.

58. Поэтому приведу здесь фотографию, сделанную мной летом 2011 года из окна поезда, по дороге из Челябинска в Минск (вроде, вокзал с тех пор не изменился). Станция Новокуйбышевская открылась в 1948 году (хотя дорога ещё XIX века), став гнездом подъездных путей нефтезавода и других предприятий. Вокзал того же времени, и довольно красивый. А грузовой состав с цистернами — постоянный атрибут участка железной дороги от Сызрани до Самары.



Ну и на этом всё о Новокуйбышевске. А у меня за окном электрички проносились заснеженные поля под мартовским небом, и впереди был не менее интересный промышленный город Чапаевск, который старше Новокуйбышевска. О нём и будет следующий рассказ.

  • 1
Фото №22 смотрится с обрубками деревьев как вид после какой то катастрофы. Зачем делают такое уродство?

Вот, кстати, да. Я этого тоже никогда не понимал.

У нас в городе почти все сталинки покрашены в оранжевый или персиковый цвет. А тут, гляжу, больше оттенки серого. Про обрубки деревьев тоже хотела сказать. Прямо всеобщая беда, когда же прекратят это варварство?


Тут скорее больше бежевый распространён, чем серый. А вообще у сталинок самые частые цвета — это бледные оттенки жёлтого, голубого, зелёного, розового. Северодвинск, на который тут есть ссылка, яркий пример в этом отношении

Ох и тоскливый город:)

Не соглашусь. Погода не очень, а город вполне нормальный.

Старая часть города весьма неплоха. Деревья бы вот, только, не карнали так... А "Ремонт часов", я думаю, где-то шестидесятые.

Да, похоже на то

Замечательный обзор. Конечно, было бы интереснее сойти в Липягах, а уехать с вокзала ст. Новокуйбышевская (или наоборот, под гору к Липягам топать интереснее, чем взбираться в гору)... А сравнение хорошее. Действительно, чем могут отличаться фактически два района при соседних нефтезаводах (НПЗ, даже соединённых между собой общими трубопроводами) - входящий в состав города более старый Соцгород-116-й километр, и отдельный самодостаточный город (со своей отдельной троллейбусной системой!) Новокуйбышевск?

Очень интересно будет почитать про Чапаевск. Но с самым большим интересом и нетерпением ожидаю посты о "незаслуженно обойдённой вниманием туриста" многогранной и красивой Сызрани! Особенно после varandej ! Ваши посты о Самаре и Сызрани очень здорово перекликаются, взаимно дополняя друг друга!

Edited at 2018-05-14 04:49 pm (UTC)

Очень интересно!
Понравился сталинский вокзал, собор и дорожка к нему.
Примечательно, что трамвай в 50е в городе так и не появился, уже в конце 80х обзавелся троллейбусом. Нетипично.


Да, но в 50-е годы город был ещё недостаточно крупным для трамвая

Ухоженный город, как мне показалось по фото. Сталинки - это хорошо

Да, довольно ухоженный. Видимо, Роснефть в долгу не остаётся)

Очень хорошо характеризует Новокуйбышевск знаменитая картина "Зима в Самаре", 1963г., художника Ивана Комиссарова. Красивые сталинки, заснеженная площадь, яркие автобусы и машины, спешащие люди, предчувствие Праздника. Ностальгическое и праздничное настроение она создаёт. Многие даже местные считают, что изображена Самара, но никак не могут утвердительно назвать место. То ли Безымянка, то ли Металлург. Но на самом деле, изображён Новокуйбышевск, площадь Ленина. Материал взят отсюда, здесь же можно посмотреть и саму картину: https://goldvoice.club/@savinandrey/muzhik-v-pidzhake-i-derevo-ryadom-novogodnii-detektiv/

Церковь иконы Божьей Матери "Умиление" – точная копия одного из трёх соборов знаменитого Дивеевского монастыря.

А памятники "Добрый ангел мира" вроде как-то с "ЮКОСом" связаны...

А, вот оно что. Я даже подумал, что этот храм мне что-то напоминает, но точно вспомнить не мог (в Дивеево я не был, на на фотографиях видел)

Унылая дыра, особенно зимой. Если бы не сталинский центр, вообще жопа мира. На одной фотографии увидел дом,9-этажку, в котором когда-то жил. Бывшая жена возможно до сих пор там живёт.

Ну, каждый видит то, что ему ближе, что тут сказать. Спорить бессмысленно, но с выражениями, пожалуйста, аккуратнее (и дело тут не в лексике, а в оскорблениях города).

Хочется добавить, что, несмотря на снежно-метельную погоду, и не самые яркие кварталы, попавшиеся на глаза автору, город в целом ему понравился. Новокуйбышевск нравится многим, особенно молодёжи. Это хоть небольшой, но молодой и современный город. Много всего нового, экспериментального. Самые новые кварталы Новокуйбышевска (и свободные площадки в старых) застроены не просто "панельками", отличающимися большой разнообразностью, а зачастую весьма интересными многоэтажными домами. Эти районы не такие серые, как "сталинский" центр, и пестрят яркими красками и оригинальной архитектурой. Новокуйбышевск - город молодёжный и динамично развивающийся.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account