?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Окрестности Браслава: Слободка - Иказнь
nord_ursus
Увидев в прошлой части озёрно-лесную природу окрестностей Браслава, с древним городищем и озовой грядой, теперь осмотрим населённые пункты. Сначала агрогородок (то есть крупную деревню) Слободка, потом оттуда отправимся пешком на десять километров до соседней деревни Иказнь.



Как написано в предыдущей части, мы с Андреем ночевали у берега озера Вера, что немного не доходя до Слободки. Утром мы посмотрели озовую гряду, по которой проложена туристическая тропа. И прямо с неё мы из леса вышли в саму деревню. Слободка известна с XVII века — первое упоминание о ней датируется 1618 годом. И долгое время — и в Речи Посполитой, и в Российской империи, она была местечком. Сейчас это — агрогородок.

2. Утренняя Слободка встретила нас примерно так. Довольно уютная деревня, через которую главной улицей насквозь проходит дорога Браслав - Друя. Такой настоящий "Белорусский Север" — аутентичная и атмосферная глубинка у края страны вблизи границы: отсюда по прямой всего 12 километров до Латвии.



3. Одно из первых примечательных зданий на пути — сельсовет.



4. Чуть дальше у дороги кладбище, отделённое каменной оградой. Дорога идёт в горку, и велосипедист впереди нас даже идёт пешком. Не забываем, что местность на Браславщине холмистая.



5. Попадаются симпатичные домики.



6. Особенно привлёк внимание вот этот дом. Возможно, он построен ещё "за польским часом". А то и даже до революции.



7. А потом впереди показалась главная достопримечательность Слободки — костёл Пресвятого Сердца Иисуса (или Божьего Провидения), который мы уже не раз видели издалека ещё вчера.



8. Костёл доминирует в местном пейзаже. Он построен в 1903 году. На площади перед ним (она же являет собой самый центр села) стоит памятник, как ни странно, православной святой — Ефросинии Полоцкой.



9. Напротив, через улицу — магазин с очень логичным для этих мест названием "Озёрный". Слободка стоит на берегу озера Поцех, но с главной улицы озера не видно.



10. И расписная автобусная остановка. Полосы вызвали ассоциацию с флагами Беларуси и России. А рисунок хороший, но такого вида на костёл, на самом деле, не существует, поскольку башни расположены по-другому.



11. Костёл красивый. Он оформлен в неороманском стиле: в этой поездке в архитектуре костёлов довелось увидеть и неоготику (Поставы, Браслав, Ахремовцы), и виленское барокко (Глубокое), а теперь и неороманский стиль. Жаль, что при нас костёл был закрыт, и не удалось увидеть интерьеры. А ещё, наверное, с башен интересный вид на окрестности.



12. Двери тоже интересные:



13.



14. Есть тут и витражи:



У костёла мы присели на скамейку отдохнуть, чтобы дальше продолжить путь пешком в Иказнь. До неё отсюда примерно десять километров просёлочной дороги.

15. Вперёд! Пока идём по Слободке.



16.



17. Спускаемся обратно с холма, на котором стоит деревня. На уклоне дорога вымощена булыжником. Такое нам ещё встретится возле Иказни, и это говорит о давнем возрасте этой дороги.



18. У самого края деревни стоит католический крест. В общем-то, эта северо-западная полоса на карте Беларуси вдоль границы с Латвией и Литвой — наиболее католический регион страны.



19. Сразу после Слободки начинается деревня Заверье (названа по озеру Вера), которая растянута вдоль дороги почти на два километра. Дорога снова начинает идти в горку, и подъём этот довольно утомляющий, особенно если учесть, что за спиной у нас тяжёлые рюкзаки, а погода к полудню стала жарковатой.



20.



21. Вид назад, где осталась Слободка. Башни костёла смотрят нам вслед, и это последний взгляд на них. Подъём вскоре опять сменяется спуском, и Слободка окончательно скрывается за пройденным нами холмом.



22. Обелиск воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне:



На краю деревни мы зашли в магазин, где купили по мороженому, и пошли дальше. Наша задача — дойти до Иказни, успев в итоге посмотреть и саму деревню, и сесть на автобус до города Миоры. Пока мы не опаздываем, но время всё-таки ограничено. Поэтому идём бодрым шагом, и без остановок.

23. По вот такой пыльной просёлочной дороге. Вокруг в основном были поля, и неказистые деревца и кусты по обочинам. Словом, пейзаж не такой интересный, как вдоль дороги между Браславом и Слободкой.



24. Поля кукурузы. В Беларуси это более распространено, чем в России.



25. И привольные луга:



26. Так мы и шли. Постепенно, километр за другим, Иказнь становилась ближе.



27. Один раз навстречу нам проехал комбайн:



28. Одна из маленьких деревень по пути. Согласно карте, здесь несколько деревень, но похоже, уже не все они жилые.



29. Вскоре опять начинается подъём, и дорога вымощена булыжником. Видимо, это чтобы во время весенней и осенней распутицы телеги не застревали в грязи на склоне, по которому бежит вода.



30. Где-то тут нас обогнала "буханка" пограничников, а потом внизу и впереди расстелилась вот такая панорама. Перед нами Иказнь. И сразу видны две её достопримечательности: слева — костёл Тела Господня, справа — православная Никольская церковь. На переднем плане можно разглядеть кладбище.



31. Кладбище без деревьев (как это часто бывает в Западной Беларуси), и крест католический. Как и большинство могил.



32. А сама деревня выглядит примерно так:



Иказнь, как и Слободка, официально имеет статус агрогородка. История её более давняя — впервые она упоминается в 1499 году. Мрачноватое для русского уха название Иказнь имеет, предположительно, финно-угорское происхождение (от финского Ikkuna — "окно"). В XVI-XVIII веках здесь существовал небольшой деревянный замок, построенный Сапегами, которые владели Иказнью; он, приняв шведскую сторону, был разрушен в Северную войну русскими войсками. На этом время расцвета Иказни закончилось, и после этого она стала заурядным местечком. Сейчас, в общем, довольно приятная деревня.

33. Иказнь стоит на берегу одноимённого озера. В кадре виден остров, на котором стоял замок. Там, по идее, сохранился земляной вал, но попасть туда можно либо на лодке, либо зимой по льду.



34. В окружении сельских домов стоит костёл Тела Господня, построенный в 1906-1912 годах (а первый на его месте был построен ещё в 1593 году). Со слободковским костёлом они очень интересно перекликаются: построены в одном архитектурном стиле, но выглядят совсем по-разному, потому что иказненский не имеет отделки и предстаёт перед нами из красного кирпича и валунной кладки.



35.



36. Двери костёла были открыты, но входной проём был закрыт решёткой, поэтому увидеть интерьер храма удалось только через неё.



37. В застройке деревни есть несколько кирпичных двухэтажек позднесоветских лет:



38. Школа:



39. У школы — скромный памятник воинам-землякам:



40. Здесь же стоит второй храм Иказни — православная Никольская церковь (1905 год). Фасаду не помешал бы ремонт.



41. Ещё немного сельских видов с домами и садами. Треугольник под коньком крыши — распространённая вещь в этих местах.



42.



43. Идёт неспешная жизнь. На лугу у края деревни пасётся лошадь:



44. С южной стороны через деревню проходит дорога, соединяющая Браслав с Полоцком. Тут я обратил внимание на этот указатель: деревня называется Укля, и ставится ли в белорусском варианте этого названия закрывающая слог буква В в начале (Вукля) — видимо, вопрос не решённый.



45. Валун у дороги раскрасили на тему Великой Отечественной войны:



Итак, мы дошли до намеченной цели. Небольшой запас времени ещё есть, но мы уже пошли к автобусной остановке (причём не сразу поняли, где она, и пришлось у людей спрашивать), где успели примерно 15 минут посидеть и отдохнуть. Потом собрался народ, к остановке подъехал автобус Браслав - Витебск, и следующие сорок минут мы в битком набитом маленьком автобусе ехали тридцать километров на восток по петляющей среди озёр, лесов и холмов дороге, и в итоге доехали до маленького города Миоры, который стал последним пунктом этого путешествия. Именно о нём и будет следующий рассказ.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

  • 1
Ровно шесть лет тому назад был более недели жил в деревне Устье, что в трёх километрах от Слободки, через день заходя в неё то в магазин, то проезжая на велосипеде в другие места. Приятно посмотреть, что там творится сейчас. Знаковые места на месте: костёл, магазин, остановка))

А остановка уже тогда была так раскрашена?

>>потом оттуда отправимся пешком на десять километров до соседней деревни Иказнь.

Не ленивые вы люди!:)

А там больше никак не доберешься - автобусы между этими деревнями не ходят, можно только так или обратно в Браслав (и то, автобусов немного - в Браславском районе с этим вообще беда - может и не быть подходящего). Мне в прошлом году по той же причине пришлось аналогично по этому же маршруту идти, только в обратную сторону

Не сказать бы, что это много :)

Тоже шёл по этой дорожке, только в обратную сторону, скучноватая дорога, конечно. Одно только, в одном месте посередине пути отличный вид на костёл в Слободке открывается, но вы, видимо, пропустили этот момент, так как шли спиной к костёлу

Да, вроде, припоминаю такое. Так что я не совсем прав был, написав, что после Заверья костёл окончательно скрылся за холмом.

Не пропустили :)

В моём отчёте есть такое фото (23): https://schelkunov.livejournal.com/47800.html

"Так мы и шли. Постепенно, километр за другим, Иказнь становилась ближе." В названии деревни поставить пробел, и предложение приобретёт совсем другой смысл.
А в тех местах основной разговорный язык какой?

Да, название ещё то, конечно
Основной разговорный язык — русский, как и во всей Беларуси. Но при этом сельский говор у старшего поколения можно, наверное, считать белорусским языком (то есть это не "трасянка", а практически белорусский язык). Точно определить его так, конечно, сложно, из-за сложности провести чёткую грань между русским и белорусским. Правда, и трасянка в тех местах тоже распространена.

Такой вопрос , среди католического населения именно поляки или именно белорусы католического вероисповедания ?

Кирпичные сельские друхэтажки на 37 фото такие же и на сельской Брянщине строили для переселенцев из пострадавших от радиации сел


Точно не могу сказать, но, например, в Браславском районе, по официальным данным, белорусов 65%, а поляков 19%. Так что, наверное, и те, и те. Но вообще, наверное, 15% католиков в Беларуси в статистику даёт преимущественно этот регион.

Ну так белорусские "поляки" - это же не выходцы из Польши, а местные, принявшие польскую идентичность. Вообще у белорусских католиков идентичность достаточно размытая, могут считать себя и "поляками", и "белорусами", не видя в этом особого противоречия. Хотя если бы Западная Белоруссия осталась под Польшей, местные католики считали бы себя поляками без вариантов.

Школа довольно нестандартного проекта, во всяком случае мне такой не попадался.
Вымощенный булыжником подъем на дороге между селами - впечатляет!


  • 1