nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Великий Новгород - 2017. Немного центра и Западный район
nord_ursus
Великий Новгород — один из самых популярных туристических городов России, что обусловлено и его древностью с большим количеством памятников, и близостью к Петербургу. Здесь я в сентябре 2017 года был уже в третий раз (почему-то постоянно я оказываюсь здесь осенью), добравшись в Новгород на скоростном электропоезде "Ласточка" из Петрозаводска (именно этот поезд и стал поводом для совмещения Карелии с Новгородом в одной поездке). В этот приезд я посетил музей "Витославлицы" и Юрьев монастырь, где прежде не был (о них напишу отдельным постом), а сам Новгород решил осмотреть с той стороны, которой туристы обычно не интересуются. Так что здесь я покажу немного видов исторического центра (но подробно описывать их не буду, так как, во-первых, уже делал это, а во-вторых, отчётов про туристические места Новгорода в сети и так огромное множество), а потом многоэтажный Западный район, выросший, начиная с 1960-х годов, при химическом комбинате "Акрон".



В этот раз я впервые ночевал в Новгороде, причём ещё и две ночи. Остановился в хостеле на Торговой стороне рядом с Ярославовым дворищем (при этом по самой Торговой стороне почти не гулял — только в "Пятёрочку" вечером ходил). Приехал я из Петрозаводска поздним вечером, следующий день целиком провёл в Новгороде, а утром после второго ночлега уехал в Питер необычным маршрутом — по железной дороге через город Луга.

2. Вид с Торговой стороны на Волхов и его левый берег — Софийскую сторону. Там же и Новгородский детинец, то есть кремль. В кадре видны Дворцовая и Спасская башни, а правее на дальнем плане видна высокая башня Кокуй.



3. Ещё правее — Софийский собор и его звонница:



4. Аркада Гостиного двора, за которым находится Ярославово дворище:



5. Наполненный людьми в выходной день пешеходный мост через Волхов. Построен он в 1980-е годы на опорах моста XIX века (они видны в кадре), а первый мост на этом месте упомянут аж 1133 году. Да, это ведь Новгород...



6. Вид с моста на Волхов вниз по течению, то есть на север. В кадре виден мост Александра Невского. Спокойный и могучий Волхов, который берёт начало рядом с Новгородом из озера Ильмень, несёт воды в Ладожское озеро.



7. И вид на Торговую сторону. За аркадой видно Ярославово дворище (подробно я его в этот раз не фотографировал), а правее виден дом начала 19-го века, где я ночевал. Внутри запомнился он высокими потолками, а также холодом.



8. По пешеходному мосту попадаю в кремль (накануне вечером я проходил его пешком насквозь по пути с вокзала в хостел). Софийский собор — одна из главных достопримечательностей древнего города. Народу в кремле, на самом деле, было много. Это просто я выждал момент, когда толпа схлынет.



9. Ещё одна классическая (несмотря на очень молодой для Новгорода возраст) достопримечательность — монумент Тысячелетию Руси:



10. В кремле я в этот раз не задерживался. Это вид уже с моста через кремлёвский ров. Тоже известный открыточный ракурс. Белая башня с луковичной главкой — Часозвоня.



Первым делом я сел у Софийской площади на автобус и доехал до музея деревянного зодчества "Витославлицы", затем дойдя оттуда пешком до Юрьева монастыря, но об этом я расскажу отдельно. Вернувшись в город ближе к вечеру, я пошёл смотреть "не туристический" Великий Новгород.

11. Для начала — немного Софийской стороны поблизости от кремля. Хрущёвки ранних серий и некоторые типовые сталинки в Новгороде красят в основном в светлые пастельные тона. Выглядит приятно глазу, и навевает ассоциации с белыми стенами древних храмов, которые в Новгороде подчас стоят едва ли не во дворах среди таких хрущёвок.



12. Немного сталинской архитектуры. Новгород не богат на неё, хотя интересные образцы имеются. Два не симметричных здания (слева — жилой дом, справа — УМВД России по Новгородской области) служат воротами уходящей на север Большой Санкт-Петербургской улицы.



13. Рисунок на стене одного из домов по пути к кремлю от вокзала. Здесь изображены (правда, весьма избирательно) некоторые достопримечательности города.



14. На календаре — 30 сентября. Золотая осень начинается, да не торопится. Если в 2016 году листва начинала желтеть уже в последних числах августа, то год спустя всё вышло наоборот. Так что красоту золотой осени в Новгороде я ещё почти не успел застать (в отличие от октября 2012 года, когда я был здесь впервые).



15. Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — как раз пример храма с фасадом из голого красного кирпича и каменной кладки. Она очень живописно и немного отрешённо стоит на лужайке в тихом месте.



16. Ещё один храм из красного кирпича — Свято-Троицкая церковь Духова монастыря, построенная в 1557 году. Левее кадра находится собор Святого Духа конца XIX века (новодел, по новгородским меркам). А улица называется Мусы Джалиля - Духовская: в исторической части Новгорода почти всем улицам и площадям в 1991 году вернули их исторические названия, при этом сохранив у многих и советские, в "двойном" варианте, что местами привело к случаям весьма необычного симбиоза двух названий.



17. Вернёмся на улицу Большую Санкт-Петербургскую, которая в итоге переходит в трассу на город, по которому названа. При всей насыщенности Новгорода достопримечательностями, исторический центр его небольшой по площади (просто концентрация памятников огромна), и уже совсем недалеко от кремля не увидишь туристов, а застройка вокруг уже исключительно советская. В общем, перед глазами — провинциальный облцентр со своей повседневной жизнью. Но и это тоже Великий Новгород.



Кстати, Новгород довольно мал для областного центра. Население его насчитывает сейчас лишь порядка 225 тысяч жителей. А ведь когда-то был один из самых мощных русских городов, да и просто колыбель истории страны. Но история распорядилась так, что значение Новгорода сильно упало сначала в 15-16 веках, когда он значительно уступил свои позиции Москве, а потом в 18-м, когда поблизости вырос Петербург — новая имперская столица. Но центром губернии, а затем и области город всё-таки остался.

18. Дом Молодёжи. Обычная, вроде бы, сталинка, если бы не тот факт, что здание построено в 1968 году. Настолько сильное архитектурное отставание — большая редкость даже в провинции.



19. А это Новгородский университет в невзрачных позднесоветских корпусах. Необычно в нём то, что называется он "имени Ярослава Мудрого". Более привычно, когда вузы носят имена великих учёных или, например, писателей, но чтобы в честь князя XI века... Видимо, это связано с тем, что Ярослав Мудрый инициировал издание "Русской Правды" — одного из первых русских сводов законов. Хотя и тянет пошутить про "жаль, что не имени Рюрика".



20. После университета я свернул в сторону с Большой Санкт-Петербургской, направившись в Западный район, который чётко отделён от остального города железной дорогой. Через неё переброшен виадук в створе проспекта Александра Корсунова, а на юге города есть ещё переезд в створе улицы Нехинской.



21. Вид на железную дорогу. По другую сторону от виадука (то есть за моей спиной) находится вокзал, а за ним тупик железной дороги. А с этой стороны железка разветвляется на три направления: налево, на запад, уходит линия на Батецкую и Лугу, куда мне предстоит ехать на следующий день (ответвление можно увидеть в кадре); а чуть дальше находится ещё одна развилка: на северо-восток — на Чудово и Волховстрой (магистральная электрифицированная линия, связывающая Новгород с магистралью Петербург - Москва, и идущая вдоль реки Волхов), а на север — на Новолисино и Петербург (прямая линия в северную столицу, но при этом не электрифицированная, и поэтому малодеятельная). В общем, Новгородский железнодорожный узел являет собой такой "трезубец".



22. А вдалеке, в восьми километрах, уже за городской чертой, виднеются заводские дымящие трубы, а на переднем плане видна ЖД станция Предузловая-Павловская. Это химический комбинат "Акрон", производящий азотные удобрения. Да, Новгород у большинства людей вызывает ассоциации с кремлём-детинцем, древними церквями, и вообще со страницами из истории Древней Руси — про князей, вече, берестяные грамоты и многое другое, но точно не с индустриальным дымом, карбамидом и аммиачной селитрой. И тем не менее, современный Новгород более многогранен, чем можно было бы подумать. Комбинат построен в 1961-1967 годах, и расположен за городом (в то время уже принято было заботиться об экологии городов). Сейчас это один из основных поставщиков финансов в бюджет бедной Новгородской области.



Как водится, при новом предприятии в городе построили и новый жилой район. С годами он сильно разросся, и вполне возможно, что в многоэтажном Западном районе сейчас проживает около половины новгородцев.

23. В кадре — проспект Александра Корсунова. Назван он в честь мэра Новгорода, который занимал должность в 1990-е и начале 2000-х годов, а в 2002 году погиб в автокатастрофе.



24. Дворы. Это самые ранние дома района: появись химический комбинат лет на десять раньше, здесь наверняка был бы сталинский соцгород.



25. Главная магистраль этой части города — проспект Мира. Многолюдный, и с оживлённым движением.



26. Многоэтажки здесь начали строиться в основном уже в 1980-е годы. Широко распространена 90-я серия (в городе строят её до сих пор) с характерными "пьяными" балконами.



27. На стенах иногда встречаются номера домов крупным шрифтом:



28. Такая вот она — повседневность древнего города.



29. Кстати, в Новгороде есть троллейбус. Особенно интересно, что открылся он в постсоветское время — в 1995 году. Но при этом охват города троллейбусной сетью довольно слабый: поблизости от центра троллейбус присутствует только у вокзала, и оттуда линия через показанный выше путепровод ведёт в Западный район, который обеспечен "рогатым" транспортом не в пример лучше. В общем, почти как метро в Нижнем Новгороде. Ходят троллейбусы, кстати, вполне исправно, но я пока что так и не прокатился.



30.



31. На большой площади находится культурный центр ОАО "Акрон" — в прошлом, наверное, это был какой-нибудь "ДК Химиков".



32. Вокруг есть и многоэтажные новостройки:



33. А на их фоне всё ещё сохранются осколки прошлого. Буквально пара кварталов частного сектора. Скорее всего, эти домики скоро уйдут в историю, а на их месте появится какой-нибудь новый жилой комплекс.



34. По тропинке выхожу из Западного района к железной дороге — с "задней" стороны станции. В кадре видна "Ласточка" в Петрозаводск: накануне я на ней приехал, а в эти минуты она отправлялась обратно в Карелию. На первом пути стоит поезд Новгород - Москва. Как уже говорилось, вокзал в Новгороде расположен в тупике (но сам тупик находится чуть дальше), и поэтому все поезда отсюда, куда бы они ни ехали, уходят в одном направлении (в том, в котором сделан кадр), а единственный транзитный поезд Минск - Мурманск здесь меняет направление движения.



35. Напоследок — вернёмся к истокам города, в кремль. Ещё пара вечерних кадров. Софийский собор:



36. И монумент Тысячелетию Руси (я опять специально ждал, когда людей в кадре не будет):



На этом пока прервёмся. Дальше — музей деревянного зодчества "Витославлицы" и Юрьев монастырь. Это популярные туристические места, и наверняка многие из читателей там были. Но я в сентябре 2017 года побывал там впервые. Туда и отправимся в следующий раз.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД - 2012 ГОД:
Детинец (Кремль)
Торговая сторона
Софийская сторона

КАРЕЛИЯ И ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ОСЕНЬ 2017:
Медвежьегорск
Медвежья гора и финский укрепрайон возле Медвежьегорска
Повенец
Тивдия и Белая Гора
Петрозаводск. Спальные районы
На "Ласточке" из Петрозаводска в Великий Новгород
Великий Новгород. Немного центра и Западный район
Музей деревянного зодчества "Витославлицы" и Юрьев монастырь
На поезде Великий Новгород - Луга

  • 1
А по новому третьему мосту через Волхов удалось прокатиться?

Нет, пока не добрался до него

Путепровод один . На Нехинской переезд . К слову , из-за контактного провода там скорее всего и не провели троллейбусную линию . Из-за этого 3-ему маршруту приходится большой крюк через Корсунова делать . Наверно , если выйти пешком одновременно с троллейбусом от вокзала , то можно на конечную раньше его прийти .
Про Корсунова я вообще слышал , что его случайно любовница убила . В любом случае он погиб скорее не в автокатастрофе , а в результате несчастного случая .
Троллейбус в Новгороде нормально работает только на первом маршруте . Остальные очень плохо ходят. В тоже время проблему с недостатком троллебусов депо не испытывает .
А еще в том районе , на улице Кочетова есть огромный Баптистский собор . Причем первый храм , построенный в Новгороде после 1917 . Красотой , конечно , не отличается - но интересен сам по себе .

Edited at 2018-06-03 08:04 pm (UTC)

Про переезд исправил. А до собора я хотел дойти, но надо было успеть сфоткать Ласточку в Птз (а она уже отправлялась), а потом уже и темнеть начало.

""""Хотя и тянет пошутить про "жаль, что не имени Рюрика"."""" -

Да было бы неплохо ещё вспомнить теперь как бы "российского" великого полководца - царя Митридата Евпатора. Назвать в честь него какой нибудь университет, военную академию и улицы соответственно переименовать.

Кем, интересно, Митридат Евпатор считается российским полководцем?

Промзону я там немножко зацепил, когда гулял, но за мост над ЖД не ходил.
Но на троллейбусе пару остановок проехал по Большой Санкт-Петербугской.

Промзона, в принципе, видна из поезда. Но она далековато, поэтому не так бросается в глаза.

>> монумент Тысячелетию Руси

И обнесен заборчиком, чтобы никто близко не подошел. Люди для памятника, а не памятник для людей.

Интересно, почему прямую железную дорогу от Питера до Новгорода через Радофинниково не приведут в порядок? По ней быстрее бы поезда доезжали, чем через Чудово.

Видимо, грузовой поток Питер-Новгород недостаточно большой, а народу на этой ветке живёт не много. Хотя было бы желание — можно и электрифицировать, и Ласточку туда перебросить.

Как раз были с мамой в позапрошлом году в Новгороде в конце августа, когда начала желтеть листва. Но нам очень понравилось, а своя машина дала возможность исследовать окрестности (Перынь, Юрьев монастырь, Ковалёво, Вяжищи, Спас-на-Нередице, монастырь Варлаама Хутынского), куда на своих двоих не дойдёшь.

Но там и автобусное сообщение неплохо развито. Хотя именно в Спас-Нередицы попасть сложнее, т. к. возле Юрьева монастыря нет моста. Зимой, правда, можно и по льду перейти.

Влияние «Акрона» в Новгороде столь велико, что порой возникают параллели с моногородами.
В той части Новгорода, кстати, есть набор интересных мест - памятников всяких, церквей, в т.ч. упомянутая выше баптистская. У меня был пост о них пару лет назад.

спасибо. Немногие интересуются неоткрыточной жизнью чужих городов

Да, я стараюсь уделять и этому внимание

На новгородском троллейбусе ездил в первые дни его существования. Проспект Корсунова тогда Григоровским шоссе назывался.

Сталинки очень достойные. Хотя если вспомнить тот факт, что историческая застройка сильно пострадала в Войну, то неудивительно, что  восстановлению города уделяли повышенное внимание.


Да, но их там немного совсем. Наверное, самая выразительная новгородская сталинка — это администрация области (близнец этого здания есть в Орле). Новгород и Псков (как и их области), сильно пострадав в войну, как раз до конца от неё и не оправились — почему-то эти регионы как-то обошли вниманием при послевоенном восстановлении. Но в Новгороде хотя бы "Акрон" в 60-е построили, а на Псковщине сколько-нибудь крупной промышленности так и не появилось. Так что со сталинками там, на самом деле, не очень.

Некоторые кадры Западного района Новгорода (24 - 30) очень напоминают Юго-Западный район Сызрани. Особенно с троллейбусом, проспектом и многоэтажками (фото 25, 29). Города похожи и масштабом, и размером, и окраинами (много деревенского вида слободок, несколько 5-9 этажных районов "так себе", и один огромный многоэтажный жилой район, где живёт более половины города), и центрами - хоть и в Сызрани Кремль "хилый" и не такой древний, тем более по сравнению с Новгородом. В части затянувшегося открытия троллейбуса (и его планировки - с приоритетом основному спальному району) города тоже схожи. В Сызрани он так же как-то "запоздал", да и рождался долго и мучительно: планировался в 50-е-60-е, проектировался и должен был строиться в 60-е-70-е, начал медленно и с остановками строиться в 90-е, появился в начале 2000-х (как назло, как раз при разрушении муниципального транспорта и в самое засилье маршруток). Но, к сожалению, в отличие от Новгорода, троллейбус в Сызрани просуществовал недолго и в итоге не выжил...

Edited at 2018-06-08 01:45 pm (UTC)

Интересное сравнение. В числе сходств можно ещё добавить крупные заводы, играющие роль "относительно градообразующих". В Новгороде это "Акрон", а в Сызрани — НПЗ. Правда, профили у предприятий разные (химическое производство синтетических удобрений и нефтепереработка).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account