nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Усть-Ордынский. Столица Прибайкальской Бурятии
nord_ursus
Когда-то в детстве, рассматривая атлас, я случайно увидел недалеко от Иркутска необычный географический феномен в виде маленькой территории внутри Иркутской области с длинным названием "Усть-Ордынский Бурятский автономный округ", с административным центром в одноимённом посёлке. Ещё забавнее то, что, встретив потом в какой-то книжке слово "ордынцы", я начал выстраивать ассоциативные цепочки не с Ордой, в более привычном нам понимании этого слова, а именно с этой, обнаруженной в атласе, географической сущностью. Впоследствии я узнал, что это целый субъект Российской Федерации, входящий при этом в состав Иркутской области (по двухступенчатой системе, как и большинство автономных округов). Значительная часть бурят компактно проживает не только в Республике Бурятия, но и в Иркутской области — к северу от Иркутска. Их обычно выделяют в субэтническую группу "прибайкальские буряты" (или "западные"), и здесь сложилась такая "Малая Бурятия". Автономный округ этот упразднили в 2008 году. Ну а я в 2017 году решил посетить посёлок Усть-Ордынский по пути из Иркутска на байкальский остров Ольхон. Хоть это и особенно ничем не примечательный посёлок, всё же столицу упразднённого 85-го региона увидеть было интересно.



На Ольхон я поехал после того, как побывал в других местах Байкала — Слюдянке, Кругобайкальской ЖД, Листвянке, и вернулся оттуда в Иркутск, продолжив путешествие после одного дня отдыха.

Сегодняшний Усть-Ордынский — посёлок с населением 14 тысяч жителей (для сельского статуса, прямо скажем, размер немаленький, хотя в советское время он был посёлком городского типа). Нужно сразу сказать, что название Усть-Ордынский в таком формате существует только на картах и в официальных бумагах. На деле же все местные называют посёлок исключительно Усть-Орда, и это название является полуофициальным, вплоть до того, что в таком виде печатается на некоторых дорожных указателях. Впрочем, объясняется это тем, что именно так называлось село, из которого посёлок в итоге и вырос. И в маршрутку с табличкой "Усть-Орда" я сел у иркутского Центрального рынка, добравшись до пункта назначения примерно через полтора часа (расстояние — 70 километров). Посёлок стоит рядом с шоссе, которое связывает Иркутск с Ольхоном и верховьями Лены. По пути я заметил, что ближе к Усть-Орде вдоль дороги появляются бурятские священные места, где стоят столбики с привязанными цветными ленточками.

2. Проехав через центр посёлка, где-то тут я вышел из маршрутки. Бывший центр субъекта федерации предстал передо мной в таком примерно виде. Обычное на вид восточно-сибирское село. Дома, огороды, где-то коровы мелькают. Погода довольно жаркая.



3.



Автономный округ не бесследно исчез: бывший субъект РФ остаётся территорией с особым статусом в составе области (хотя в чём это проявляется — я не знаю), и теперь он именуется просто Усть-Ордынским Бурятским округом, включая в себя, как и прежде, шесть районов: Эхирит-Булагатский (центром его является Усть-Орда), Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский и Осинский. Бурят и русских здесь примерно поровну — и в самом посёлке, и на территории округа. Село Усть-Орда известно с XIX века, причём уже тогда оно было этнически смешанным. Автономный округ был образован в 1937 году, после передачи его из состава Бурятии в Иркутскую область, и, кстати, до 1958 года он назывался Бурят-Монгольским (как и "большая" Бурятия).

4. Ближе к центру посёлка на улицах более оживлённо, попадаются пятиэтажные дома. Хотя уровень благоустройства, увы, совершенно никакой.



5.



Упразднённый УОБАО имел региональный код под номером 85. Машины с номерами этого региона в посёлке мне несколько раз попадались. Кстати говоря, округ был не единственной "Малой Бурятией": у него был собрат в Забайкалье — Агинский Бурятский автономный округ недалеко от Читы, также упразднённый в 2008 году (после чего Читинская область стала Забайкальским краем). Я там не был, но, судя по фотографиям из сети, его центр — посёлок Агинское, выглядит на порядок зажиточнее, чем скромная Усть-Орда.

6. Местные жители. Детей в посёлке довольно много.



7. Видите щенка на руках у девочки?



8.



9. В целом вполне обычный посёлок. Большого количества специфически бурятского национального колорита, кроме лиц местных жителей, тут особенно не заметно. Бурятский язык в речи слышен не очень часто: многие буряты говорят по-русски между собой.



10.



11. Хотя отдельные специфические детали попадаются. Например, название вот этого магазина в переводе с бурятского значит "солнце".



12. Площадь Ленина — главная в посёлке. Памятник Ильичу здесь — не голова, как в Улан-Удэ, а полноценный памятник (но по размеру он даже вряд ли больше улан-удэнской головы). За ним — администрация Усть-Ордынского Бурятского округа. Удивительно, но до 2008 года это была администрация целого субъекта РФ, пусть он и подчинялся Иркутской области. В квартале отсюда находится администрация Эхирит-Булагатского района.



13. Слева — гостиница "Байкал", а дальше детская площадка и какие-то социальные учреждения. Наверное, самое благоустроенное место в посёлке.



Вот, кстати, ещё один занятный момент из географии: Усть-Ордынский округ зацепляет Транссибирскую магистраль:



14. Неспешная жизнь посёлка. Живёт он явно небогато: сколько-нибудь крупных производств здесь нету; есть какие-то маленькие предприятия пищевой промышленности и лесозаготовки. Ну и сельское хозяйство, конечно.



15. Рядом с площадью — типовой сталинский кинотеатр проекта Зои Брод. Название "Эрдэм" в переводе с бурятского — "знание".



16. Рядом с ним — мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне. На нём — одна из немногих бурятских надписей, виденных мной в посёлке.



17.



18. За кинотеатром — Свято-Троицкая церковь. Построена в 2000-е годы.



Из религиозных учреждений в посёлке ещё есть буддийский дацан, расположенный ближе к выезду в сторону Иркутска, но он далековато, и я до него не дошёл, только видел из окна маршрутки. Хотя вообще для прибайкальских бурят более характерен шаманизм (буддизм больше за Байкалом), но в последнее время потихоньку и тут буддизм распространяется.

19.



20. А вот эти деревянные двухэтажки появились, возможно, в одно время с основанием автономного округа. Сейчас их сносят по программе расселения ветхого жилья. На месте пустыря на переднем плане явно ещё недавно стоял такой же дом.



21. Рекламный щит. Здесь тоже написано полуофициальное название посёлка — Усть-Орда.



22. Ещё один военный мемориал — танк Т-62 на постаменте. На переднем плане видны плиты с именами местных уроженцев - Героев Советского Союза.



Дальше мне предстояло ехать автостопом на Ольхон, до которого почти 200 километров (а там ещё надо добраться от переправы до посёлка Хужир). Это явно дело на несколько часов (и действительно, на Ольхон я добрался только вечером), и возникала проблема еды. Я собрался закупиться провизией в магазине, предполагая также возможность наличия кафе у переправы на остров, но вопрос легко решился, когда я нашёл в центре Усть-Орды недорогую и вкусную столовую. Пообедав там, решил ещё посетить краеведческий музей, а потом выдвигаться на трассу.

23. Музеем оказалось деревянное здание с красивой резьбой, построенное в форме буквы П. Из-за его планировки я сразу заподозрил, что это бывшая школа, и моя догадка подтвердилась.



24.



25. Деревянные картины по бокам от входа, видимо, появились уже в бытность этого здания музеем.



В музее я не фотографировал, но он, в целом, довольно обычный (хотя, конечно, национальная составляющая интересна). Появление гостя из Петербурга было довольно неожиданным для работников музея. Одна из них — бурятка лет 45-ти, провела мне краткую экскурсию. А потом мужчина (тоже бурят), представившийся шаманом, показал стоящую во дворе музея традиционную бурятскую юрту (вот её стоило заснять, но я забыл), напоследок пожелав мне удачно съездить на Ольхон.

26. Иду к окраине посёлка. Обратите внимание на большое количество бирюзового цвета в крышах и заборах. Я не знаю, почему, но у бурят этот цвет очень распространён, и это мне ещё предстояло увидеть в "большой" Бурятии.



27. А вот типичная восточно-сибирская изба, с четырёхскатной крышей, наличниками и ставнями. Видимо, этот дом построен ещё до революции, в старом селе Усть-Орда, которое находилось как раз в северо-восточной части нынешнего посёлка, где сделан этот кадр.



28. Рядом протекает речка Куда. Чуть правее в неё впадает Ордушка, она же Орда — отсюда и название посёлка.



29. Перейдя мост, я свернул на грунтовку, чтобы кратчайшим путём выйти к трассе. Вокруг посёлка — лесостепи. Хотя совсем недалеко к востоку проходит Приморский хребет, и на чуть большей высоте уже тайга.



30. Сибирь...



31.



Выйдя на дорогу, я начал стопить. Путь до Ольхона не прямой: сначала 70 километров до посёлка Баяндай, где основная дорога уходит прямо, а на Ольхон — направо, на восток, ещё 130 километров до переправы, за которой ещё 40 по грунтовке до Хужира. Я рассчитывал, что сначала смогу доехать только до Баяндая, но мне повезло — остановились иркутяне, муж с женой лет сорока, которые ехали прямо к Ольхонской переправе, в посёлок Сахюрта (более известен как МРС), и взяли меня. Дорога здесь интересная: до Баяндая шоссе идёт по лесостепной долине, лежащей между Приморским хребтом и Ангаро-Ленским плато (из названия понятно, бассейны каких рек оно разделяет), но сами горы далеко, и их не видно, а после поворота в сторону Ольхона дорога постепенно взбирается на Приморский хребет (несколько раз закладывало уши при подъёме), и за окном уже дремучая тайга, а после посёлка Еланцы начинается спуск к Байкалу, и тайга сменяется голой степью, за которой виднелись воды Славного Моря. (мне это даже напомнило дорогу в Териберку под Мурманском: при всех различиях между степью и тундрой, было всё же немало сходств). Впереди была паромная переправа через пролив Ольхонские Ворота, а дальше и сам остров, о котором я расскажу позднее.

  • 1
А еще на въезде со стороны Иркутска стоит огромная конная статуя. Одна из главных достопримечательностей всего округа.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account