?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Жигулёвск
nord_ursus
Напротив Тольятти (точнее, Комсомольского района), на правом берегу Волги, стоит его город-спутник Жигулёвск, насчитывающий 55 тысяч жителей. Их разделяет великая река и перекрывающая её плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходят автомобильная и железная дороги. Жигулёвск стоит в довольно живописном месте, у подножия Жигулёвских гор (и из-за них он мало где выходит к Волге). И город этот советский: вырос в послевоенные годы на месте старинных сёл Отважное и Моркваши, когда здесь началась добыча известняка и доломита, а также производство цемента. Статус города Жигулёвск получил в 1952 году. Теперь посмотрим, что он собой представляет сейчас, и каким я его увидел.



В Жигулёвск я добирался из Тольятти на маршрутке. А поскольку ехал я из Автозаводского района, то почти час она ехала по Тольятти, и лишь в самом конце выехала на плотину ГЭС, чтобы попасть на другой берег. Прямо во время переезда по плотине зарядил довольно сильный снегопад, и я успел было подумать, что не смогу из-за плохой видимости посмотреть на Волгу и плотину, но сразу после въезда в город кратковременная метель прекратилась. Остальное время была пасмурная погода, и около минус 7 градусов. На календаре — восьмое марта.

2. Вот так выглядит конечная остановка маршрутки. Небольшая площадь с магазинами и ларьками. На заднем плане видна железная дорога, а вдалеке возвышается гора Могутовая — одна из Жигулёвских гор.



3. Гора эта в наше время интересна тем, что она разрезана, как пирог. Один из карьеров находится прямо в ней, и почти на треть эту гору "съел". Ещё интереснее ракурс сбоку.



4. Рядом с площадью, где конечная маршрутки, находится небольшой центр города, застроенный довольно симпатичными малоэтажными сталинками — эти дома того же проекта, что я видел в Комсомольском районе Тольятти.



5. Здесь достаточно тихо и уютно.



6. Военно-историческое граффити на одном из домов:



7. В ансамбле нашёлся и дом с башенкой.



8. А в доме напротив него — краеведческий музей.



9. В квартале оттуда находится площадь Мира — главная в городе. Здесь довольно классический сталинский ансамбль. Доминанта площади — администрация города.



10. На площади — сугробы, горки, санки, и звенящие детские голоса.



11. Симметричные дома по краям площади:



12. Напротив администрации стоит голова Ленина. Не такая, конечно, как в Улан-Удэ, но зато с трибуной со ступеньками.



Жигулёвск показался мне довольно тихим для своего размера. Хоть и через него проходит федеральная автотрасса и магистральная ЖД, но видимо, Волга хорошо отделяет Жигулёвск от шумного Тольятти, а вплотную к городу подходят глуховатые места невысоких гор. В наше время, как и изначально, город живёт преимущественно добычей известняка и доломита. Здесь же находится цементный завод, который, вроде, уже не первый год находится на грани закрытия. Но город, несмотря на последнее, депрессивным не выглядит.

13.



14. За площадью Мира находится ещё одна площадь, где стоит городской ДК. Для сталинки внешне совсем простой в целом.



15. Зато довольно интересный в деталях.



16.



17.



18.



19. И ещё одна площадь — Победы, с монументом Великой Отечественной войне и вечным огнём.



20. На ней дома попроще. И обратите внимание — в городском пейзаже видны покрытые лесом склоны Жигулёвских гор.



21. Понравилось вот это здание — детская школа искусств (1953 год), с гербом РСФСР на барельефе.



22. А это здание управления местного нефтедобывающего предприятия "Жигулёвскнефть". В Жигулёвских горах добыча уже не ведётся, поскольку месторождение было довольно малочисленным, поэтому теперь предприятие занимается, видимо, добычей в других районах Самарской области.



23. А вот какого-то древнеримского вида портик с куполом. Их тут таких два по бокам от площади.



24. К мемориалу Победы прилегает небольшой парк. За сугробом спряталась пушка ЗИС-2.



25. Ещё здесь есть мемориал "Чёрный тюльпан".



26. Рядом с ним — вот такой стенд. Идея интересная, пока такое встречается редко. Хорошее начинание.



27. И ещё здесь есть памятник жертвам радиационных катастроф.



28. А в остальном "старый город" в Жигулёвске примерно такой:



29. Местный житель:



30. Встречаются и вот такие дома из дранки. Но они доживают свой век, попадая под программу расселения ветхого жилья. Не исключено, что сейчас некоторые из этих домов уже расселены.



31. И как раз при мне шёл процесс сноса двух таких домов.



32. Дальше застройка города становится более молодой и многоэтажной.



33.



34. Церковь Иоанна Кронштадтского. Построена в конце 1990-х.



35. Ещё один городской центр притяжения — парк "Кристалл" со стадионом. Хотя именно при мне здесь было довольно малолюдно.



36. Ну а это железнодорожный вокзал. Откровенно невзрачное здание позднесоветской постройки.



37. И интерьер его, очевидно, с времён постройки вообще не изменился. И, главное — пусто, тишина. Лишь у кассы стояла девушка и покупала билет.



38. На заснеженном перроне тоже ни души. Хотя и станция крупная — много путей, электрификация. Здесь проходит линия, связывающая Сызрань (то есть Южный ход Транссиба) с Тольятти, и грузовое движение по ней очень активное. С пассажирским всё ровно наоборот. Через Жигулёвск ежедневно ходит скорый поезд Москва - Тольятти (с прицепными вагонами из Питера) и пассажирский Самара - Ульяновск с прицепными вагонами до Кирова, а из пригородного сообщения здесь только электричка в Самару раз в неделю (!). Такая вот печальная ситуация.



39. У вокзала я сел в городской ПАЗик и поехал на северо-восток города, в его отдалённый район под названием Моркваши. Это бывшее село, основанное ещё в XVII веке, и сохранившееся в своём сельском облике до наших дней в составе города. Находятся Моркваши в живописном распадке между горами. На улицах — частный сектор, местами перемешанный с элитными коттеджами.



40.



41.



42. А природное окружение примерно такое. Снег, много деревьев, и склоны Жигулёвских гор.



43. Местами видны скалы:



44. Но главное, чем интересны Моркваши, — здесь находится единственный в городе нормальный выход к Волге. Вот она, великая река. На переднем плане пляж, и попытавшись по нему пройтись, я увяз по колено в снегу и вернулся обратно. С реки дует пронизывающий ветер, и даже при семи градусах ниже нуля я замёрз довольно прилично.



45. У пляжа есть небольшая набережная с парковкой. Летом здесь популярное место отдыха.



46. А вдалеке видна плотина Жигулёвской ГЭС, из-за которой река в этом месте не замерзает. Правда, сама электростанция находится левее, и её не видно, а в кадре — водосбросная плотина. Вдалеке видны тольяттинские многоэтажки.



Жигулёвская ГЭС (изначально Волжская ГЭС имени Ленина) была построена в 1950-е годы (окончательно введена в эксплуатацию в 1957). Выше неё начинается Жигулёвское море — огромное Куйбышевское водохранилище, которое тянется на сотни километров вверх по Волге и по Каме.

47. Ниже плотины Волга имеет более-менее естественный вид, но, вроде, следующее водохранилище — Саратовское, начинается почти сразу отсюда.



48. На другом берегу хорошо просматривается Тольятти. Впрочем, как уже говорилось, виден лишь Комсомольский район (который я хуже всего осмотрел).



49. А ещё видны дымящие трубы химических заводов.



50. Правее меня над пляжем возвышается Лысая гора. С неё открываются более интересные виды (и плотину можно увидеть целиком). Но мне туда было не забраться, потому что всё в снегу (да и дубак там от ветра был, наверное, ещё жёстче). Летние виды с Лысой горы можно увидеть, например, здесь.



51. Посмотрев Моркваши и пейзаж Волги, я отправился назад к центру города. Немного прошёлся пешком. Часть города между Морквашами и центром выглядит в основном так. Многоэтажная застройка, и названия микрорайонов вроде В-1 и В-6.



52. Дворы:



53. Квартал новых домов. Судя по их малоэтажности, они построены для расселения ветхого жилья.



54. Незамерзающий канал с утками. Ещё одно развлечение для жителей.



55. К микрорайонам прилегает промзона. В кадре виден завод алюминиевых профилей ("Волжская металлургическая компания"). Здесь же рядом находится аккумуляторный завод и ещё несколько предприятий пищевой промышленности.



В этом месте я снова сел на автобус, подъехав несколько остановок обратно в центр. Затем ещё немного погулял по центру и там же и пообедал, а после отправился на автовокзал, чтобы продолжить путешествие.

56. По западной стороне города идёт федеральная трасса М-5, связывающая Москву, Самару и Урал. По ней мне предстояло ехать 85 километров до Сызрани, и этот вид именно в её сторону. Фото сделано с надземного пешеходного перехода.



57. А автовокзал мало чем отличается от своего железнодорожного собрата. Такое же позднесоветское здание, внешне не изменившееся с времён постройки. А над ним видны многочисленные ЛЭП от Жигулёвской ГЭС.



Кроме того, автобусов здесь, как ни странно, мало, и сам автовокзал занимает сейчас лишь заднюю половину здания. А в той, которая обращена к трассе, обнаружилась какая-то церковь христиан веры евангельской, в которую я по ошибке сначала чуть не зашёл. Через окно я увидел, как внутри двое парней типажа "конкретные пацаны" настраивали музыкальную аппаратуру, и решил, что автовокзал лучше найду сам, а то ещё придётся их проповеди слушать. Зал ожидания автовокзала оказался "спичечным коробком", в котором уборщице сложновато было найти место, куда поставить ведро. А на площадке у автовокзала я видел парня лет 16-ти, который снимал всё вокруг на телефон, говоря при этом "Всем привет, с вами снова %username% ...". Возможно, я попал в кадр какому-нибудь начинающему жигулёвскому видеоблогеру. Но вряд ли я об этом узнаю. Сев в автобус (который оказался почти пустой маршруткой), я уехал в Сызрань. Об этом городе и расскажу дальше.

  • 1
Ну а это железнодорожный вокзал. Откровенно невзрачное здание позднесоветской постройки.

Да ладно. Жуткую бирюзовую краску смыть, обшить место, где она была тёмным блок-хаусом, подкрасить – годный вокзал получится...

Edited at 2018-07-29 05:36 pm (UTC)

В нынешних реалиях гораздо вероятнее покраска в серый цвет с красной полосой :( Хотя Куйбышевская ЖД не особенно этой фигнёй страдает

Сейчас подумал, что очень прикольно читать на пике лета, путешествия которые были зимой)

Так ещё бы. В эту уже порядком доставшую жару самое то про зиму вспомнить.

ну у нас хотя бы не холодно как в прошлом году. и то спасибо)

Видимо, один я загоняюсь тем, чтобы написать всё за неделю-две, а то потом поздно будет :)

Интересно, как называется проект двухэтажного дома на 5-й фотографии. Нигде не могу узнать....

Посмотрите на su_maloetazhki, вроде было что-то в 200-х сериях

Я, к сожалению, тоже с ходу не помню

Малоэтажный сталинский центр очень уютный.
Евангелисты на автовокзале? Печально, что власти это допустили. Во многих небольших городах, кстати, отказываются от содержания больших зданий автостанций, вплоть до полного их закрытия. Никого не волнует, где должны пассажиры ждать своего рейса :(


Да, такое бывает иногда. А ещё бывает, что на ЖД вокзалах зал ожидания или не работает, или работает только в определённые часы. Я так в ПГТ Максатиха Тверской области полтора года назад зимой вечером попал на закрытый вокзал

Гора знакомая)) А городок уютным выглядит, сам-то я его почти не видел.

Дааа... Город, в котором остановилось время. Электричка раз в неделю - это вообще атас! )) Такое мне ещё нигде не попадалось.
Всё такое ламповое, советское. Но зато на каком шикарном природном фоне! Мне сразу же вспомнился камчатский Вилючинск. Точно такое же горное окружение. Правда, там местами и вулканы были видны.

Ну кстати, Жигулёвск я бы не назвал городом, где остановилось время. Он-то как раз местами и вполне современно выглядит. А электрички там просто глубоко даже не второ-, а третьестепенный вид транспорта. В Тольятти и Самару явно почти все автобусами и маршрутками ездят.

Точно, из Жигулёвска и Тольятти на Самару проще и быстрее маршруткой уехать. Лучший способ из Жигулёвска: проехать через плотину ГЭС на одной из ходящих через 10-15 мин жигулёвско-тольяттинских маршруток и встать на ост. Жигулёвское Море. А оттуда - на тольяттинско-самарской маршрутке до Самары (в среднем раз в полчаса), либо любым транзитным автобусом... Железная дорога могла бы быть востребованной при другой трассировке и более частом графике.

  • 1