nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Сызрань. Часть 1
nord_ursus
Сызрань — третий по величине город Самарской области (173 тысячи жителей), стоящий у правого берега Волги, замыкая Самарскую луку. В отличие советского Тольятти, построенного взамен своего затопленного предшественника, Сызрань — город по-настоящему старый. Основана Сызрань в 1683 году (то есть на без малого век младше Самары), к концу эпохи Российской империи была богатым купеческим городом, да и сейчас город солидный — здесь сочетаются старина и крупная промышленность. В первой части посмотрим именно на старину — небольшой, но интересный исторический центр.



Для начала — пара слов о географии этого города. Сызрань стоит на Волге, но в основном обращена к ней задворками: хоть и есть в городе несколько пляжей, но они в основном около промзон и за железной дорогой. Я к Волге здесь вообще не ходил. Исторический центр города выходит к её притоку — реке Сызранке (она дала городу название), в которую там же впадает речка Крымза. Правда, в наше время всё это стало заливом Саратовского водохранилища, из-за которого Сызранка вблизи устья неестественно широка (как, собственно, и Волга). И именно на стрелке Сызранки и Крымзы находился кремль, от которого стал расти город, а основная часть старой застройки расположена на улице Советской и, частично, Ульяновской.

Карта с локализацией фотографий по номерам:



2. Улица Советская (старое название — Большая). Это главная улица в центре города, на которой ощущается его пульс. На дворе — солнечная мартовская погода с морозцем, сугробами и капелью. Сызрань, как уже сказано, большой город. И хоть и она не является областным центром, но расположение обязывает её быть самодостаточным городом. Её трудно воспринимать частью Самаро-Тольяттинской агломерации, поскольку от обоих городов она стоит особняком, причём автодорога в Самару отсюда идёт через Тольятти, а автобусное сообщение с Самарой на удивление слабое (видимо, для связи с областным центром более популярна железная дорога, идущая напрямик).



3. На улице Советской-Большой видно богатое купеческое прошлое Сызрани. Она была уездным городом, причём не Самарской губернии, а Симбирской, и в 1913 году её население составляло 43 тысячи жителей, что для уездного города было очень немало. Ансамбль дореволюционной архитектуры начала XX века в Сызрани красив, и после абсолютно советских Тольятти и Жигулёвска здесь отдыхает глаз.



4. Торговый дом Пермяковой (1907 год), ныне занятый почтой. Благодаря куполу, одно из самых запоминающихся зданий.



5.



6. Соседняя улица Ульяновская (бывшая Симбирская, то есть, по сути, название осталось тем же) выглядит значительно скромнее. Видна какая-то интересная конструктивистская башня. Жаль, что я поближе её не заснял.



7.



8. В глубине старых кварталов есть и немного неожиданный исторический памятник — синагога 1910 года постройки. Вроде, она и сейчас действует.



9. Вернёмся на Советскую улицу.



10. Чего только не обнаружишь, вглядываясь в окна. Большой брат следит за тобой!



11. Пролетарский переулок — маленькая пешеходная улица. За домами внизу протекает речка Крымза, а за ней — большой массив частного сектора.



12. Доминанта слободы за Крымзой — барочная церковь Пророка Илии, построенная в конце 18 века. Только ракурс на неё здесь неудачный: фасад церкви загораживает какое-то новодельное здание.



13. Старое здание магазина на Советской:



14. Здание гостиницы 1904 года, ныне медицинский колледж. Направо уходит переулок Достоевского, переходящий в Ильинский мост через Крымзу.



15. В итоге, наконец, улица Советская (кстати, хоть и название Большая тоже далеко не отличается оригинальностью, но тут я за возвращение старого названия) приводит к историческому сердцу города. Это Сызранский кремль. От которого, впрочем, мало что осталось.



16. А именно — осталась лишь Спасская башня с воротами, на которую замкнута перспектива Советской улицы. Изначально, то есть при основании города в 1683 году, кремль был деревянным, но уже вскоре был перестроен в камне. А в 18 веке постепенно разобран в связи с упразднением военной функции города.



17. После упразднения кремля башню переделали в церковь Спаса Нерукотворного. В наше время внутри музей, но колокола периодически звонят. Над воротами — герб города.



18. Возле башни — недавно поставленный памятник воеводе Григорию Козловскому — основателю города.



19. Здесь же, в бывшем кремле — собор Рождества Христова, 1717 года постройки. В солнечную погоду, среди сугробов и голубого неба смотрится очень красиво.



20. И здесь же — мемориал Великой Отечественной войне.



21. С захоронением солдат, умерших от ран в госпиталях Сызрани.



22. А возле собора — памятник ликвидаторам чернобыльской аварии.



23. От кремля открывается перспектива Советской улицы. И в кадре виден ПАЗик — как, к сожалению, и во многих российских городах, основной вид городского транспорта. При этом Сызрань стала тем редким городом, который в постсоветские годы, а именно в 2002 году, обзавёлся троллейбусом. Но увы, проработал он недолго, и уже в 2009 году система была закрыта.



24. Здесь же, у кремля — небольшая набережная. Перед нами замёрзшая Сызранка, расширенная Саратовским водохранилищем на Волге. А на другом берегу — район Засызран (или Засызранский), состоящий в основном из частного сектора.



25. Вдали виднеется лес труб, испускающих дым.



26. Это — Сызранский нефтеперерабатывающий завод (на самом деле, он не так близко, это я ультразумом приблизил), самое крупное предприятие города. Из трёх НПЗ Самарской области (наряду с Куйбышевским и Новокуйбышевским) он самый старый: основан в 1939 году, а введён в эксплуатацию в 1942. Как и два других, принадлежит сейчас "Роснефти", и мощность его составляет 8.9 млн тонн в год.



27. Левее, то есть ниже по течению, Сызранку пересекает железнодорожный мост (вернее, два моста) на построенной в 1931 году линии Сызрань - Саратов. Ещё дальше Сызранка впадает в Волгу. На снегу видны следы: народ активно гуляет и катается на лыжах по замёрзшей реке.



28. А выше по течению у берега стоит Вознесенский монастырь. Слева виден автомобильный мост через Сызранку. Вернее, их там два, и пересечь реку в городе можно только там. Поэтому для попадания из центра в заречную часть приходится небольшой крюк делать.



29. Ещё правее — устье Крымзы, тоже затопленное водохранилищем. Собственно, при его заполнении (которое происходило в конце 1960-х) под водой оказалась и часть заречной стороны города.



30. Рядом с кремлём есть ещё одна из главных достопримечательностей Сызрани. Это Казанский кафедральный собор 1872 года постройки. Внутри там тоже красиво. Что интересно, собор был закрыт в 1932 году, но возвращён верующим во время войны — в 1944, и больше не закрывался, оставаясь до 90-х годов единственным действующим храмом города.



31. Дойдя до кремля, я пошёл обратно по улице Советской — теперь уже на восток, в сторону вокзала.



32. Особняк купцов Сыромятниковых. Построен в 1906 году. Сейчас в нём городской колледж искусств и культуры, и при мне из дверей выходили его учащиеся.



33. Напротив — дом Мясникова (1909), ныне занятый Сбербанком.



34. А вот уже, так сказать, современная торговая архитектура. Слева — ЦУМ "Сызрань" (видимо, в 2000-е построен). Здесь же — сквер Героев Советского Союза, с соответствующим памятником.



35. Здание Общественного банка (1913) в стиле неоклассицизма. Ныне в нём — городской суд.



36. А это — уездная женская гимназия, построенная в 1914 году. Ныне здание по-прежнему служит образованию: в нём находится филиал Самарского политеха.



37. И особенно выразительное здание — особняк купца Стерлядкина (1911) в стиле модерн. Если бы не малая этажность, достоин многих зданий в центре Петербурга. Сейчас в нём — ЗАГС.



38.



39. Деревянный особняк примерно тех же лет. Редкий в своём роде пример, потому что в 1906 году Сызрань пережила сильнейший пожар, уничтоживший почти всю деревянную застройку, из-за чего в городе несколько лет действовал запрет на деревянное строительство.



40. Дальше на восток старинная застройка редеет, уступая место советской. Есть и неплохие сталинки, напоминающие о том, что город сильно вырос во время войны (благодаря и НПЗ, и эвакуации предприятий из западных областей) и после неё. Уже в 1950-е годы население Сызрани превысило 150 тысяч жителей.



41. ДК "Художественный" — уже позднесоветское здание.



42. Ещё один старый особняк:



43. И советский дом напротив него:



44. Дальше попадаем на площадь Ленина — главную в городе. Справа — сталинское здание драмтеатра имени Алексея Толстого (который родом был из Самарской губернии и часть детства провёл в Сызрани), дальше — памятник Ильичу и позднесоветская коробка городской администрации.



45. Вид назад:



46. На другой стороне площади — сквер с памятником борцам революции.



47. Дальше старая застройка почти сходит на нет. Вокруг уже советские пятиэтажки.



48. Советское панно на фасаде школы:



49. Здесь же и частный сектор. Попадаются и разные явно дореволюционные домики, но гораздо скромнее.



И пока на этом прервёмся. Во второй части посмотрим район вокзала и периферии города за реками Крымзой и Сызранкой, включая обособленный многоэтажный район Монгора на юго-западе.

  • 1
Отличный пост ! Фото отличные !

Чем-то на Томск похоже.

Возможно (с поправкой на разницу в масштабах), но деревянного зодчества мало

Сызрань интересна как город на границе природных ландшафтов.
За Волгой, туда на юго-восток, становится резко меньше деревьев)

Да, есть такое. Но это и про Самару можно сказать.
А вот на юг от Сызрани вдоль Волги есть Хвалынск, возле которого лесистые горы

Крымза, Засызран... Без смеха читать невозможно.))) И в здании на фото № 8 я ни за что бы не признал синагогу :)
А городок весьма приятный. Что несколько неожиданно. Очень так всё самобытненько, душевно, уютно.

Да, Засызран вообще странное название. Да и название Сызрань многим чудноватым покажется. Просто город как-то на слуху.
А синагога — да. Я бы тоже не догадался, если бы не знал.

Эх, половина сопливого детства там моего прошло... Тихий, спокойный городок. Славится разве что своей железнодорожной развязкой - чуть ли не все жд дороги центр. России через Сызрань проходят.

Да, железнодорожный узел там сурьёзный. Аж шесть направлений

Сколько прекрасных зданий! 32, 36, 37 особенно понравились. Чувствуется, что в Поволжье со старинной архитектурой все в порядке.


Да, строили там хорошо, в своё время, благодаря богатству купеческих городов. А война дотуда не дошла

На зимних фото выглядит куда опрятнее и симпатичнее, чем на весенне-летних фото у Варандея.

Ну да, в середине весны часто бывает грязно (из-за чего я не очень люблю в это время года посещать крупные города). Но именно летом, думаю, в Сызрани тоже нормально

Моя мама в детстве бывала в Сызрани у очень дальних родственников.

Повод приехать!

На фото 6 пожарная каланча.

У меня почти вся родня из Сызрани

У меня тоже (была, сейчас уж никого не осталось)... Да и сам оттуда родом, хотя постоянно проживал лишь в детстве, а после бывал лишь наездами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account