nord_ursus

Cogito ergo sum

Бежаницкая возвышенность. Гора Лобно - Новоржев
nord_ursus
В первой части рассказа о походе по Бежаницкой возвышенности я прошёл 14 километров от села Кудеверь до горы Лобно — второй по высоте точки Псковской области. На ней я устроил длительный привал, успев там отдохнуть и даже подремать, после чего пошёл дальше на север. В этом рассказе дойдём до районного центра — города Новоржева. Идти оставалось тридцать километров, и интересных мест на пути было уже не так много, поэтому и фотографий меньше.

2. С горы Лобно я уже около трёх часов дня той же лесной дорожкой спустился в деревню Власково. Подъезд к ней от главной дороги Кудеверь - Новоржев внезапно оказался асфальтированным.

3. Мрачноватое болото возле дороги в километре от деревни:

4. После него — деревушка Саньково. Официальных постоянных жителей нет, но есть дачники. Я видел людей и машины у домов.

5. Возвращаюсь на главную дорогу, ведущую меня в Новоржев. Здесь возвышенность, а потому и дорога изобилует горками, что усложняет поход. Сначала пыхтишь на подъёме в горку (нужно учесть уже накопившуюся за день усталость и тяжёлый рюкзак за плечами), когда она заканчивается, переводишь дух и думаешь, что самое сложное позади. Но за новыми поворотами появляются и новые подъёмы. Но, впрочем, где подъёмы, там и спуски — дорога идёт то вверх, то вниз. И погода хотя бы не жаркая. Ближе к вечеру солнце стало чаще прятаться за облака.

6. Деревня Самсониха. Родные русские пейзажи.

7. Какая-то заброшка в деревне:

8. А большую часть похода я видел вот такой пейзаж. Грунтовка вьётся среди лугов и леса. Иногда мимо проезжают машины.

9. Через три километра после Самсонихи — деревня Тарасово. Запомнилась она мне вот этим красивейшим дубом. Ему уже явно не меньше ста лет, а то и все двести, и он помнит и войну, и дореволюционное время. И ещё, наверное, и всех нас переживёт.

10. Таксофон. Цивилизация! Их, вроде, устанавливали по какой-то федеральной программе, но не думаю, что люди часто ими пользуются.

Ещё в Тарасово почему-то запомнилось объявление о продаже мёда и яиц на заборе одного из домов.

11. Почти сразу после Тарасово начинается деревня с вот таким названием. Интересно, от чего оно пошло.

12. Гром находится на двух берегах маленькой речки Берёзовки, и за мостом через неё пришлось преодолеть ещё один изнурительный подъём.

14. После привала в Громе решил уже искать место для ночлега. Хоть и на часах было только около шести вечера, но я за день прошёл уже 26 километров (пусть и с перерывом на отдых на горе). Но место сначала никак не находилось — то поле, то заросли, то неровность. Поэтому пока иду дальше.

От Грома я прошёл ещё три километра до следующей деревни — Лунёвки, которую сфотографировать почему-то забыл. Одна местная бабушка, увидев меня, полюбопытствовала, откуда и куда я иду, и впечатлилась расстоянием, пройденным мной за день. Из-за забора в этот момент лаяла её собака.

15. Возможно, в Лунёвке моё внимание отвлеклось на окружающий пейзаж. Деревня находится на открытом возвышенном месте. Вид, конечно, не такой, как с горы Лобно, но тоже интересный.

17. Это, вроде, деревушка Белогубово виднеется. Официально давно уже нежилая, но какая-то жизнь там видна. Видимо, тоже дачники.

За деревней пособирал землянику на лугу (возможно, там раньше тоже была деревня, и земляника оттуда и осталась), после чего наконец нашёл подходящее место для палатки, и вскоре уже спал крепким сном. Итого за день я прошёл 29 километров (возможно, это даже мой рекорд). Встал на следующий день уже в половину шестого. Раннее утро второго дня, как и первого, ознаменовалось прохладой и туманом, а так как стоял я на лугу, тент палатки намок от росы. Пришлось так и класть его мокрым в рюкзак.

18. Уже в начале седьмого я продолжил поход. Сегодня дистанция гораздо меньше — до Новоржева осталось пройти только 14 километров. Кстати, и туман, и прохлада закончились заметно раньше, чем вчера. Это предвещало, что день будет жарким. Так в итоге и получилось.

19. Через километр показалась деревушка. Доставать телефон и смотреть на карте её название было лень, поэтому я навёл зум фотоаппарата на въездной указатель, а заодно и кадр сделал. Это — Машатино.

20. При ближайшем рассмотрении деревня оказалась уже вымершей. Дома стоят, но либо заколочены, либо заросли бурьяном. Печально.

21. Пятистенная изба. На Псковщине они, конечно, не такие большие, как на Русском Севере. И обычно обшиты досками.

22. Остатки какой-то хозпостройки. Снова валунная кладка.

23. Идём дальше:

24. Пустошь на месте деревни, опустевшей ещё в советские времена. В зарослях, на месте которых стояли избы, до сих пор видны остатки заборов. Тут жили люди...

25. А кругом — буйное разнотравие и шелест осин:

26. Деревня Грихново. Тоже уже опустевшая. Несмотря на это, таксофон всё равно поставили.

27. Идя по дороге, я уже вёл отсчёт оставшихся до Новоржева километров. Небо, как и вчера утром, ясное. Солнце всё выше, время приближается к восьми часам.

28. Следующая деревня Апросово запомнилась мне этим заколоченным домом. Официально тоже нежилая, но один явно обитаемый дом я в ней видел.

29. Через полтора километра впереди показалась довольно крупная деревня. Перед ней — кладбище под густыми кронами деревьев.

30. Возле него видны остатки какой-то кирпичной постройки. Я сначала подумал, что тут была церковь, но никакой информации о церкви в этом месте не удалось найти.

31. Ну а потом началась деревня Макарово (ударение, как ни странно, на предпоследний слог). До города уже совсем близко — каких-то пять километров. На дороге начался асфальт, который теперь будет уже до самого города.

32. Макарово относительно большое. Порядка трёхсот жителей. Выглядит, само собой, гораздо живее пройденных мной глухих деревень. Дорога здесь зовётся улицей Центральной.

33. Школа:

В Макарово был первый на моём пути магазин (в остальные деревни, видимо, какая-нибудь автолавка ездит), в который я зашёл купить пирожков местного производства и воды (хотя запас провизии у меня вполне ещё оставался). В очереди в магазине пришлось простоять 20 минут :) После этого сделал привал на скамейке у магазина.

34. Деревенская жизнь:

37. Как и Лунёвка, возле которой я ночевал, Макарово стоит на открытом высоком холме, а потому и отсюда тоже открываются интересные пейзажи. За околицами домов — просторы Псковщины. И там уже равнина: Макарово стоит на краю Бежаницкой возвышенности.

38. В Макарово даже есть кирпичные двухэтажки.

39. Братская могила погибших здесь в войну красноармейцев:

40. И ещё одна валунная постройка. Даже с готическими стрельчатыми окнами.

41. После Макарово Бежаницкая возвышенность заканчивается. Дорога теперь заметно идёт вниз, спускаясь к Новоржеву. Впереди расстилаются живописные панорамы. Портит их только дикое количество борщевика, который лихо оккупировал заросшие поля.

42. На горизонте вдали виден волнистый силуэт уже другой возвышенности — Судомской. Это "младшая сестра" Бежаницкой, и там я тоже ещё надеюсь побывать.

43. Одна из последних деревень на пути. Кажется, Кузьмино.

44. А вскоре вдалеке и внизу уже показался городок:

46. И въездной указатель с надписью "Новоржев". Я дошёл!

Итак, 45-километровый пеший поход закончен. Но само путешествие — пока ещё нет. Мне ещё предстояло посмотреть Новоржев, съездить в старинное и довольно интересное село Выбор на севере района, потом вернуться в город и поехать в уже знакомый мне посёлок городского типа Бежаницы, куда ведёт прямая дорога (то есть маршрут получился в виде треугольника), а оттуда на поезде обратно в Питер. Следующий рассказ будет про город Новоржев.

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ — ИЮНЬ 2018:
Бежаницкая возвышенность. Сущёво - Кудеверь - гора Лобно
Бежаницкая возвышенность. Гора Лобно - Новоржев
Новоржев
Выбор
Бежаницы

• 1
Эти таксофоны ставили лет 10 назад. Тогда деревня, скорее всего, была ещё жилой.

Возможно и так. Но по найденным данным, в Грихново уже в 2000 году не было учтено постоянного населения. Хотя потом 4 человека в 2010. Но вообще видимо, там их полагалось ставить, если НП официально не упразднён (поскольку могут и дачники быть).

В левом доме на фото дачники, видимо, есть. Не выглядит заброшенным, и двор не заросший.

Я тогда на месте присматривался, и дом не был похож на обитаемый. Часть окон заколочена, а на веранде некоторые стёкла выбиты.

Идти оставалось тридцать километров - Моё искреннее уважение. Это сильно.

:) Да, но это с ночёвкой, разумеется.

Несмотря на близость Питера, псковская глубинка феноменально запустела, уже давно так. Даже в Новгородской области народу больше, дачники успешно замещают выбывающих колхозников. Чем-то похоже на вымирающий регион на границе Орловской и Тульской областей, под Болховым. Но там отчасти понятно - нет воды, сложно с ней. Псковщина же ничем не обделена (включая лютых комаров), но по-прежнему там лакуны в пол-Бельгии. Загадка.

Телефоны эти повтыкали в рамках распила на федеральной программе по "телефонизации" еще в конце 0-х. Типичная административное слабоумие. Дешевле было бесплатно раздать бабушкам мобильники со спец. "социальным" тарифом, покрытие уже тогда почти везде было достаточным.

Насчет земляники конечно надо осторожнее. Это лесная дикая ягода, везде отлично растет без помощи человека. Может вы клубнику имели в виду? Но домашняя клубника без ухода жить не может, дичает и исчезает мгновенно. А вот полевая клубника - точно такая же дикая ягода, как и земляника. Чуть крупнее, слаще. Но дикая...-)

Несмотря на близость Питера, псковская глубинка феноменально запустела

Тут как раз-таки нет противоречия. Столицы работают пылесосами. И самые депрессивные и пустеющие регионы страны — именно соседние с Москвой и Питером. Но на Псковщине депопуляция была ещё в советские времена, начиная с самой войны (там пик численности был перед войной, а не перед распадом Союза). После войны там много чего не восстановили, и особо эту область не развивали (показательно, что самые выдающиеся предприятия Псковщины — это пищепром. Правда, именно они весьма успешные)

Пылесосами столицы работали 50 лет назад, высасывая способных молодых селян, ставших городскими инженерами и слесарями. За последние 20 лет колхозники физически закончились. Сельская цивилизация (наследие 17-19вв., искусственно законсервированная крепостным колхозным правом) завершилась. В нашем климате товарное с/х возможно, но требует вложений, технологий и масштаба. И задачи поддерживать занятость местного населения теперь нет. Так что процесс превращения прежних деревень в дачные места вполне объективный. Тем более и развитие транспортной доступности располагает.

Что касается Москвы, ее жители скупили ВСЕ в пределах 300км от города. Т.е. не только Московскую область до самых окраин, но и прилежащие части соседних областей. Спад идет только за пределами 400км удаления от мегаполиса, слишком долго ехать. Но здесь уже подключаются жители областных столиц. А между мегаполисами есть выраженная граница, в новгородчине примерно по Ильменю, там половина домов - московские, половина питерские.

С псковщиной видимо та проблема, что из Москвы до нее слишком далеко, а от Питера тоже неблизко.

Но почему то в Скандинавии деревни не вымирают, хотя и климат такой же. Значит дело в политике...

Ну вы посмотрите на размер скандинавских стран и на Россию (хотя бы ее европейскую часть). За 500км дачники не ездят. Тем более фрилансеры. Без всякой политики.

Пылесосами они и сейчас работают. Они же население не только из сельской местности вытягивают, но и из малых городов. Достаточно посмотреть на карту среднего возраста по российским регионам, и там хорошо видно, что самый высокий он — в областях возле Москвы и Питера. Дальше на восток ситуация меняется — даже в Поволжье всё иначе, не говоря про Урал и Сибирь. Понятно, что причина не только в этом, но и в экономической ситуации в регионе (скажем, Вологодская область более благополучна, чем Псковская или Новгородская, хотя тоже близка к Питеру), но один фактор накладывается на другой, и, в общем, депрессивность Псковской области никак её близости к Питеру не противоречит. А то, что москвичи скупают земельные участки в соседних регионах, погоды в этом вопросе существенной не делает. Это не повышает уровень жизни в тех районах, где они их скупают.

Уже давно происходит смена способа жизни в развитых странах (к которым и Россия некоторым боком относится). Когда 2-3% сельского населения обеспечивают прокорм прочим и неплохо зарабатывают на этом (плюс импорт конечно, что в северной стране неизбежно). Остальным "в деревне" нечего делать, нет экономической базы в том виде, как это было 100 и больше лет назад. Вся экономика делается в городах, промзонах и на месторождениях. Поэтому происходит естественное исчезновение прежних с/х поселений, особенно там, где климат совсем трудный (а это 90% нашей территории). Это не хорошо и не плохо, просто реальность. Аналогично и с малыми городами, где масштаб недостаточен для современного производства, а коммуникации слабые и/или расстояния до экономических узлов слишком велики. Вопрос же всегда упирается в одно: где взять деньги. Из прежнего с/х как правило уже нельзя. Лес и его переработка - опять же, большой бизнес и большие вложения. 5-6 таких бизнесов закрывают все потребности на страну. Остаются местные лесопилки, как и местные фермеры, магазины, сервисы - фактически, это сфера обслуживания. Обслуживания кого? Тех, кто обеспечивает приток денег - это дачники, пенсионеры и прочие дауншифтеры. Плюс базы отдыха и т.п. рекреация.

Вымершие деревни выглядят жутко :(
Хороший темп похода у тебя!
Я тоже замечал, что в небольших поселках и деревнях в магазинах очереди, каких нет в городе :)

Да, продавец-то, как правило, один, а люди покупают товары, называя каждый по одному, и дожидаясь, когда продавец достанет его с полки, и время растягивается. Это мы в больших (да и маленьких) городах с магазинами самообслуживания и кассами уже и забыли, каково это)

Спасибо за отчёт о походе! Ждём третью часть о Новоржеве!

Она будет. Правда, несколько позже, поскольку я сейчас уезжаю на 2 недели.

В Псковской области с ударениями странности случаются)) Моя мать родом из Себежского района, там есть Васильково с ударением на первый слог и Горняя с ударением на последнюю букву.

Интересно. При том, кстати, что Себежский район до революции был вообще под Витебском, а не Псковом.

Может, это белорусский выговор, закрепившийся в названиях? В речи моей бабушки белорусские словечки проскакивали, хотя была русской. В её деревне вообще многие говорили на некоем русско-белорусском суржике.

"Русско-белорусский суржик" называется трасянка. Но это явление, характерное больше для самой Белоруссии. Хотя вообще говор жителей Псковщины напоминает белорусский, это да. Даже в Новоржевском районе. Там и переход "Е" в "Я" в предударных слогах ("сяло", "зялёный", "дяревня"), и специфическое произношение мягких свистящих звуков (не знаю, как это на письме передать). В общем, я ехал в тот же день в автобусе из Новоржева в Выбор, попутно слушая говор местных бабушек, и уловил много сходств с белорусским говором. Но это Центральная Псковщина. На севере (Гдов, Плюсса) уже окающие северные говоры.

(комментарий от белоруса) "Васильково" ещё можно как-то объяснить "белорусскостью" мест (и то, это даже для белорусов звучит причудливо, да и ударение на первый слог топонимов - скорее полесская черта), то с "Горняя" уже куда сложнее. Может, это топоним балтского или фино-угорского происхождения, созвучный славянскому слову или переиначенный на славянский манер (такое же бывает)? Кстати, на Витебщине (по-моему, в Браславском районе) деревня Яя есть, но это не славянский топоним

В принципе, ощущения от отчёта совпадают с моими впечатлениями от посещений глубинки Псковщины - грустный малолюдный депрессняк, но природные красоты компенсируют грустные впечатления. Короче, мне там нравится :) Может когда устрою длинный заезд, если решусь и найду время

Судомская возвышенность на горизонте грозно и солидно выглядит, как какие-то настоящие невысокие горы

Edited at 2018-08-21 12:00 pm (UTC)

Это отчасти эффект от зума. Там и ещё несколько фоток есть (которые я не выложил), где прямо кажется, будто это Урал какой-нибудь, а не Псковщина. Но там реально довольно резкий переход от равнины к возвышенности, и выглядит довольно интересно

Спасибо Вам за интересные посты и классные фото! С удовольствием и интересом читаю Ваш блог, т.к. очень люблю железную дорогу и все что с ней связано, но и другие темы тоже нравятся очень. Спасибо!