?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Ульяновск. Часть 4, Засвияжский район
nord_ursus
В завершение рассказа об Ульяновске я покажу ещё один его построенный полностью в советское время район — Засвияжский, расположенный, как следует из названия, за рекой Свиягой относительно центра. Посмотрел я его не полностью, а только восточную часть — жилой район Ульяновского автомобильного завода (что и было моей целью).



2. Ведёт в Засвияжье улица Минаева, переходящая в Московское шоссе. Это вид назад — в сторону центра и Волги. Слева виден новый Вознесенский собор, уже показанный во второй части. Причём этот ракурс на него лучше — более заметен масштаб.



3. Университет. Было воскресенье, поэтому студентов возле него я не видел.



4. Замёрзшая Свияга, ставшая пешеходно-лыжной дорогой. Как уже говорилось, местные формы рельефа привели к такой необычной ситуации, что протекая в двух километрах от Волги (но на 46 метров выше), Свияга впадает в неё только в двухстах километрах севернее, в Татарстане (на острове в её устье расположен довольно известный Свияжск — бывший город, а ныне село).



5. Засвияжье встречает многоэтажками и несколькими ТРЦ. В общем, тут весьма оживлённое место.



6. Строительство муравейников:



7. Позднесоветская застройка. Рядом с этим местом находится очень многолюдный автовокзал, но я его не сфотографировал (хотя ездил с него в Сенгилей).



8. А к Московскому шоссе с северной стороны прилегает Ульяновский автомобильный завод, или просто УАЗ. Позднесоветское здание заводоуправления формата "Коробка, утыканная кондиционерами":



9. Рядом ещё какое-то сталинское здание:



Ульяновский автозавод возник на базе эвакуированных сюда из Москвы осенью 1941 года мощностей автозавода ЗиС, став самостоятельным предприятием в 1943 году. Ульяновск — один из трёх волжских городов с автомобильными заводами, помимо Нижнего Новгорода и Тольятти. И выпускает УАЗ машины повышенной проходимости — к примеру, пейзаж глухих посёлков севера России в наше время уже немыслим без "буханок".

10. Московское шоссе. Обратите внимание на узор ограждения — это эмблема УАЗа.



11. Владимир Ильич, который меньше постамента, смотрит на то, как в его родном городе делают автомобили. Он стоит ровно напротив заводоуправления.



12. Как водится, при крупном заводе для его работников построен жилой район. Посмотрим теперь и его. Справа в первом этаже дома виден супермаркет "Гулливер" — местная ульяновская торговая сеть.



13. Дворы. Погода морозная — около -15 градусов, а ночью опускалось до -25 (а это, напомню, почти середина марта).



14. Дворец культуры УАЗа. Построен в 1965 году. Есть в районе и более старый ДК автозавода, ещё сталинский, но я до него не дошёл.



15. Рядом с ДК ютится новодельная церковь Александра Невского:



16. За дворцом культуры — довольно уютный парк "Семья", с соответствующим монументом. Несмотря на мороз, гуляющих людей много — всё-таки воскресенье.



17. Что интересно, название парка — это современный переосмысленный вариант. В советское время парк назывался "Семья Ульяновых". Памятника этой семье я не нашёл, зато есть вот такая раритетная скульптура "Ленин и рабочие".



18. А ещё здесь есть довольно неожиданный памятник космическому спутнику. Ни к семье Ульяновых, ни к автозаводу он, вроде, не имеет отношения, но почему бы и нет. Рабочим автозавода тоже не надо забывать о покорении просторов Вселенной.



19. С другой стороны от парка проходит Западный бульвар с трамвайной линией:



20. В середине его — аллея Героев, которую начинает бюст дважды Героя Советского Союза лётчика Ивана Полбина, погибшего в феврале 1945 года в небе над городом Бреслау (Вроцлав). Дальше — стенды с портретами других Героев, уроженцев Симбирска-Ульяновска.



21. Чуть дальше начинается более ранняя сталинская застройка:



22. Небольшая площадь Горького. На ней — администрация Засвияжского района в сталинском здании.



23. И симметричный дом напротив, с раритетной вывеской:



24. Доминанта площади — поликлиника:



25. Ещё один "Гулливер". Мне кажется, в Ульяновске эта сеть встречается не реже "Магнита" и "Пятёрочки".



26. Улица Горького и послевоенная сталинская застройка. Это соцгород УАЗа, оказавшийся, в общем, совсем невыразительным.



Надо сказать, готовясь к поездке, я удивился простоте ульяновского соцгорода. Конечно, я не рассчитывал увидеть здесь размах нижегородского Автозаводского района, но ожидал хотя бы чего-то похожего на минский "Трактороград". На деле же всё гораздо скромнее: немного типовых простых сталинок, а остальное — хрущёвки. Полагаю, причина этого в том, что завод здесь появился во время войны, когда было не до капитального жилищного строительства, и район сначала застроили временными барачными домами, вроде тех, что до сих пор стоят на самарской Безымянке, после войны построили ещё домов посолиднее, а расселять и сносить бараки взялись только в 60-е годы.

27. Перспектива улицы замкнута на здание поликлиники:



28. Боковые улицы. По многим домам плачет ремонт. Хотя, возможно, они даже попадают под программу расселения.



29. Эти два дома отремонтировали, зачем-то обшив их сайдингом:



30. А ещё в этом районе есть свой железнодорожный вокзал. Вернее, был бы, если бы тут было пассажирское сообщение. Это станция Ульяновск-3 на построенной в военном 1942 году ветке в Казань (подробнее схему Ульяновского ЖД узла я уже разбирал в прошлой части). Туда ходит несколько поездов дальнего следования, но они тут не останавливаются, а пригородного сообщения нет. Так что вокзал для пассажиров не используется. Слева виден пешеходный мост над путями, ведущий в остальную часть Засвияжского района, где раньше находился большой Ульяновский завод тяжёлых станков (УЗТС), а ныне на его базе — Симбирский станкостроительный завод. По сути, там обычный спальный район.



31. Ещё сталинки. Упустил я старый сталинский ДК Автозавода.



32. Над зданием школы нависает новостройка:



33. А дальше уже хрущёвки:



И на этом всё. Погуляв по солнечному району УАЗа, я дошёл до автовокзала и сел там на автобус в Сенгилей — маленький и глуховатый, довольно атмосферный городок на берегу Волги. Вечером я вернулся обратно в Ульяновск. Так что об Ульяновске на этом ещё не совсем всё — будет пост с вечерними видами города, финальный для всей волжской поездки. Но сначала съездим в Сенгилей.

  • 1
Да, скоро зима...

Да, уже жду её

Доминанта площади — поликлиника (подозреваю, что она не изначально там была)

Скорее всего – типовой проект (плюс-минус лапоть)
Вот, к примеру, бывшая студенческая поликлиника (сейчас диагностический центр) во Владикавказе:

Да, типовой. Я помню, что где-то такое видел. Впрочем, наверное, ремарку в скобках уберу. Может быть и изначально поликлиника.

Зато огромный микрорайон с длинными прямыми проспектами был построен в Заволжском районе в 1980-х годах для работников авиакомплекса (ныне завод Авиастар-СП). В этом микрорайоне живут целых 140 тысяч человек. Официальное название микрорайона было район Авиастроителей (да, именно район), но оно не прижилось (хотя перед въездом в него до сих пор стоит стела с этим названием. Ныне его называют Новым городом.

Edited at 2018-09-18 09:34 pm (UTC)

Да, я знаю, но я там не был, только вдали его видел, с горы Венец

С Венца вы скорее всего видели другой микрорайон Заволжского района - Нижнюю Террасу. Вообще Заволжский район состоит из трёх частей (с запада на восток): Нижней Террасы с патронным заводом, Верхней Террасы с частным сектором и железнодорожной станцией и Новый город с большой промзоной (самое крупное предприятие этой промзоны авиационный завод Авиастар-СП). Что интересно, Нижняя Терраса после образования Куйбышевского водохранилища оказалась ниже уровня Волги и для защиты от затопления пришлось построить дамбу.

И Нижнюю Террасу, и Новый город. Но Новый город только совсем вдали виднеется, но ультразумом фотоаппарата взять более-менее удалось. См. первую часть: https://nord-ursus.livejournal.com/247349.html

Кстати на Нижней Террасе тоже есть немного сталинок, но они находятся на задворках микрорайона.

Из Ульяновска в Каир небольшими партиями отправляют УАЗ -пикапы для нужд армии. Мысленно теперь представил здание завода , откуда в Каир погрузят свою продукцию


33 - такая знакомая типовая серия, в Усолье-Сибирском ее много.


Это одна из модификаций серии 1-335 (одна из наиболее распространённых серий в Союзе), так что логично

В «Гулливере», помнится, закупался кефиром и газировкой. Где-то тогда читал, мол, что самарский бизнес скупил всё в Ульяновске, в том числе и «Гулливер», и скоро его закроют. А он всё ещё работает.
Пригородное сообщение на Казань как раз тогда, году в 12-м, с большой помпой открыли. Даже два новеньких РА-2 для этого раздобыли. Но через год его уже не было, причём закрыли как-то совсем тихо, ни слова нигде не было))

Казань-Ульяновск, кстати, потенциальное направление для Ласточки под тепловозом. Думаю, даже очень зашло бы
А в Гулливере в ТЦ на углу Гончарова и Маркса я закупался продуктами три вечера подряд (сначала жил там в хостеле рядом, а потом в дорогу покупал)

Edited at 2018-09-19 10:00 am (UTC)

Ласточка под тепловозом? Зачем такое нужно? РА-2 там бы вполне вписался.

Уже ходят Ласточки под тепловозами — Москва-Иваново и Питер-Псков. Как оказалось, вполне жизнеспособная вещь вышла.

Ну дела... А я ещё порадовался "Ласточке" в Иваново. И удивился, почему её не через Александров-Тейково пустили. Видимо, чтобы бОльшую часть пути шла под электротягой.

Говорили о разработке дизель-электрического варианта Ласточки, но сейчас что-то уже поговаривают, что его делать не будут, потому что под тепловозом гонять целесообразнее.
С другой стороны, а что такого? Это расширяет географические возможности для Ласточек.

А в чём смысл "Ласточки" под тепловозом? Так можно любые другие вагоны подцепить. Её же прелесть в её собственном движке, на электротяге. Неужели она настолько принцпиально легче состава из сидячих вагонов?

Разница в том же, в чём разница Ласточки без тепловоза и обычной электрички. Ласточки под тепловозом (в Иваново и Псков) не весь маршрут ведь под ним идут, а только часть. В итоге имеем поезд повышенной комфортности, который может ходить теперь не только туда, где есть контактная сеть. Не пересаживать же пассажиров в Луге или Владимире на другой поезд из-за того, что контактная сеть заканчивается.

Казалось бы, УАЗ - один из флагманов российской экономики, а город производит впечатление весьма бедного.

Город небогатый, это да (но по этому району судить не стоит, поскольку это явно не лучший район и по меркам Ульяновска), хотя и впечатления депрессивного не производит. Но насчёт УАЗа как флагмана я не уверен, он, вроде, ещё недавно был дотационным предприятием.

Edited at 2018-09-19 09:59 am (UTC)

Свияга,конечно, очень необычным маршрутом течет!

А сталинок потому и мало, что УАЗ в 1948-1954 гг. был законсервирован из-за нехватки электрических мощностей.

Хм. Я, как ни странно, не знал про это.

  • 1