?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Сенгилей. Волжская глубинка
nord_ursus
Обычно Среднее Поволжье представляется густозаселённым и промышленно развитым регионом. Оно и понятно, ведь даже сама Волга всюду перекрыта плотинами и расширена водохранилищами, уже мало где имея естественную ширину. Однако между отдельными крупными городами по-прежнему есть и настоящая глубинка. Одно из таких мест — городок Сенгилей в Ульяновской области, маленький (6 с половиной тысяч жителей) и глуховатый. В него я и съездил во второй день пребывания в Ульяновске.



Тот день (11 марта) выдался здесь морозным. Ночью температура опускалась ниже -20 градусов, да и днём, даже при уже греющем мартовском солнце, было, прямо скажем, не тепло. Придя на многолюдный автовокзал, я купил там билет, успел ещё перекусить, а потом сел в классический ПАЗик.

2.



По Волге до Сенгилея около 50 километров, а по дороге — целых 70. Автобус ехал через уже знакомый мне Железнодорожный район, а потом на юг, по шоссе в сторону Сызрани, вскоре свернув на восток, на второстепенную дорогу. Потом начались холмы, которые становились всё выше. Чтобы попасть в Сенгилей, нужно проехать через горы. Ну, горы — это, конечно, громко сказано. Но всё же, гряда меловых холмов вдоль Волги именуется Сенгилеевскими горами, а отдельные из них имеют высоту до трёхсот метров над Волгой. Поэтому в определённый момент пазик вдруг начинает напряжённо гудеть мотором и тащиться в гору со скоростью 20 км/ч (и даже на такой скорости у меня всё равно слегка заложило уши из-за подъёма). Заснеженная лесостепь перемежается довольно густым хвойным лесом, что даёт возможность почувствовать, будто я еду где-то по Ленинградской области или Карелии. Проезжаем крупное старинное село Тушна, стоящее в живописном распадке, потом опять лес, и спуск к маленькому городку. Буквально через пару минут после въезда в город автобус останавливается на главной площади. "На автостанцию никому не надо?" — спрашивает водитель оставшихся пассажиров. Я решаю, что мне тоже не надо, и выхожу из тёплого автобуса скрипеть сенгилеевским снегом. Через три часа автобус поедет обратно в Ульяновск, так что времени предостаточно.

3. Площадь 1 мая — и есть главная. В кадре — администрация Сенгилеевского района (да, важно помнить, что прилагательное от названия этого города — именно через "-ев").



4. Белый, как сугробы вокруг, Ленин на фоне типового кинотеатра:



5. А рядом с администрацией вот такие три флага. Про тот, что в середине, и так всё ясно, а слева и справа — флаги, соответственно, Ульяновской области и Сенгилеевского района. На последнем, как и на гербе города, изображены две тыквы. Чуть ниже поясню, почему.



Сенгилей — самый маленький город в области. Свою историю он отсчитывает с 1666 года, когда был основан волжскими казаками в качестве трёх слобод, которые затем слились в село Покровское, ставшее в 1780 году городом Сенгилеем. Как водится, вместе со статусом города ему дали герб, на котором изобразили две тыквы, обозначавшие "изобилие сего рода плода" в этих местах. В общем, был Сенгилей уездным городом Симбирской губернии и типичным купеческим городком на Волге, а в советские времена своё значение утратил, будучи даже ненадолго разжалован в село (городской статус был восстановлен в 1943 году). Между прочим, сейчас в Сенгилее живёт в полтора раза (!) меньше людей, чем сто лет назад.

6. Школа на площади, и двухэтажные дома. В городе нет ни одной пятиэтажки.



7. У школы — бюст Героя Советского Союза Николая Вербина. Родом он был не отсюда, а с Кубани, но вернувшись с войны, жил в Сенгилее и был директором этой школы.



8. Детский сад:



Сенгилей — тихий городок с духом настоящей глубинки. Под ногами скрипит снег, когда остановишься — вокруг тишина. При этом порой поддувает ветерок с Волги, что довольно ощутимо в морозную погоду.

9. Сенгилеевские горы подступают вплотную к городу, и их хорошо видно. И именно вот это расположение "за горами" придаёт городу какую-то отрешённость.



10. Возможно, летом Сенгилеевские горы смотрятся интереснее: по летним фотографиям даже возникают какие-то ассоциации с сюжетами прошлых веков волжской вольницы. Оно и недаром — всё же и отряды Степана Разина тут тоже побывали.



Хоть и основная часть Сенгилеевских гор является охраняемым памятником природы, немного территории там выделено и под карьеры по добыче мела, известняка, кварцевого песка и доломита. Добытые породы используются как сырьё для различных предприятий района. Это, например Сенгилеевский цементный завод в посёлке Цемзавод рядом с городом (фактически его с нуля построили в 2010-е годы на месте старого советского). А в посёлке Красный Гуляй на западе района находятся недавно построенные стеклозавод и Ташлинский горно-обогатительный комбинат. В общем, район не депрессивный, но большинство промышленности расположено не в райцентре.

11.



12. Мартовский кот:



13. В сторону выезда из города от площади ведёт улица Красноармейская с пешеходной аллеей.



Из-за тыкв на гербе и флаге Сенгилей стали называть "тыквенной столицей России" — впрочем, даже и не знаю, в чём это проявляется. А в последние годы город претендует быть не только тыквенной, но ещё и блинной столицей. Местная легенда говорит о давних традициях выпекания блинов в этом городе. Не знаю, имеет ли она серьёзные исторические подтверждения, но для привлечения туристов — почему бы и нет. Но пока что, например, кафе соответствующей направленности в городе нет, хотя, может быть, это впереди. Да и на разных местных праздничных мероприятиях "блинная тема", насколько я знаю, часто используется.

14.



15. Снеговик-собака:



16. Теперь пойдём от площади к Волге — по улице Ленина. Здесь небольшой исторический центр. Есть дореволюционные домики.



17.



18. Дом купца Кирюхина, ныне краеведческий музей. А за ним — какое-то офисное новодельное здание. Рядом есть ещё несколько магазинов, и именно это место мне показалось самым оживлённым в городе.



19. Но в целом, жизнь тут неторопливая, и городок немного сонный.



20.



21. Ну а вот и Волга. Точнее, Куйбышевское водохранилище. До другого берега — 6 километров. Виднеется село Старый Белый Яр.



Нетрудно догадаться, что сегодняшний Сенгилей уже не тот, что раньше, — при заполнении Куйбышевского водохранилища больше половины старого города оказалось под водой, а нынешний исторический центр, на самом деле, был раньше западной окраиной (похожая история, как и с Весьегонском). Часть деревянных домов перед затоплением была перенесена, а то, что попало в зону затопления — снесли. Какие-то фундаменты на дне до сих пор сохранились.

22. Услышал я какой-то шум на Волге. Оказалось — снегоход.



23. Рыбак вдалеке (спасибо ультразуму):



24. В сквере рядом — бюст уроженца Сенгилея, лётчика Виктора Носова, который погиб в феврале 1945 года в небе над Балтийским морем, совершив таран вражеского самолёта. В советское время ему звание Героя не присвоили, поэтому он Герой России (хотя памятник советский ещё).



25. У берега Волги есть небольшая площадь с мемориалом местным уроженцам, погибшим на войне.



26. Рядом есть и маленький и менее тривиальный памятник воинам-речникам. Уже постсоветский.



27. А это автостанция — послевоенное здание. Интересная деталь: площадь и место посадки на автобусы — справа (и там же вход), а главный фасад при этом выходит на другую сторону.



28. А разгадка проста — изначально это был речной вокзал, и фасад его обращён к реке. Из него мог бы получиться совмещённый авторечвокзал, но пассажирского речного сообщения здесь уже нет. А вот круизных теплоходов на Волге летом много — может быть, какие-то из них и останавливаются в Сенгилее.



29. А о прежнем предназначении этого здания я догадался не только по ориентации фасада, но ещё и по вот этому барельефу.



30. У Волги тут даже сделали короткую благоустроенную набережную, что не так уж и часто в таких городах бывает.



31. А это Покровская церковь. Здание больше похоже на обычный дом, и в прошлом так и было — тут под церковь в 1990-е годы переделали бывший купеческий дом 1895 года постройки. А в былые годы в Сенгилее был большой Покровский собор, который был снесён в 1954 году, поскольку попал в зону затопления.



32. Авто-раритет в сугробе:



33. Ещё немного старой уездной застройки:



34.



35.



36. Встречается и красивая деревянная резьба:



37. Самое, наверное, выдающееся старое здание города — уездная земская управа (конец XIX века). Сейчас там МФЦ.



38. За ним — бывшая типография примерно того же времени. Сейчас — редакция местной газеты.



39. Ещё поблизости есть вот такое необычное деревянное здание. К сожалению, заброшенное. По форме похоже на бывшую церковь, но таких сведений найти не удалось. Так что я так и не выяснил, что это.



40. Педагогический техникум:



41. Рядом — ручей Каранинский, возле устья ставший заливом водохранилища.



42. За ручьём — районная больница, самое высокое здание города.



43. Одним из больничных корпусов служит дореволюционное здание уездной больницы.



44. Типичный сенгилеевский пейзаж:



45. Сделав небольшой круг, я вернулся к главной площади, от которой решил сходить на южную сторону города, куда ведёт улица Гая.



46. Южную часть от остальной отделяет речка Сенгилейка — приток Волги, устье которого тоже стало заливом. По этой речке город и получил своё название. Сенгилей с эрзянского мордовского языка буквально переводится довольно странно — "приток-река".



47. За речкой город вот такой. Здесь только частный сектор.



48. Здесь же — памятник офицеру Красной армии Гая Дмитриевичу Гаю (настоящее имя — Гайк Бжишкян), имя которого нам уже знакомо по Ульяновску: под его командованием красные заняли большую часть Симбирской губернии и сам Симбирск, и Сенгилей тоже.



49. В этом месте я решил закончить осмотр города и возвращаться на автостанцию, чтобы уже садиться на обратный автобус, на который я заранее купил билет. Для разнообразия и сокращения пути решил дойти туда напрямик по льду Сенгилейки — благо, вся речка была исчерчена протоптанными тропинками. Бывший речвокзал виден за деревьями. У берега до сих пор сохранилась пристань.



50. Вид обратно — на заречную часть города. Красивый пейзаж, благодаря лесистым холмам на дальнем плане.



Вот таким я и увидел этот малоизвестный волжский городок, о котором многие люди и не слышали. Тихим и спокойным, укутанным в белые сугробы.

51. У автостанции собралась толпа в ожидании автобуса на Ульяновск. Вскоре подъехал тот же самый пазик с тем же водителем. Ехать пришлось стоя (билеты с местами уже закончились). Впереди была снова та же дорога через горы.



До автовокзала в Ульяновске я не поехал, сойдя поближе к центру города. Приехал я туда аккурат на закате солнца (который так и не успел запечатлеть), и моё мартовское путешествие в Поволжье подходило к концу. Предстояло мне скоротать вечер в Ульяновске, а потом поехать на вокзал и в полночь сесть на поезд до Петербурга. Следующий пост, последний в этой серии, будет с вечерними видами Ульяновска.

  • 1
Городок хоть и маленький, но весьма притягательный. Даже не пойму чем, хотя определённая уездная аура там есть.

Переделанный в церковь купеческий дом и автовокзал-сталинка явно должны varandej понравиться.

А вот стоя на ПАЗике через горы - такого даже врагу не пожелаешь...

Ну я бы не сказал, кстати. Стоя в пазике ехать, конечно, вообще так себе удовольствие. Но дополнительных неудобств от подъёма и спуска я не ощутил.

Достойная архитектура, причем надо учесть еще тот факт, что центр погиб при заполнении водохранилища.
Интересный пример перестройки исторического кирпичного здания в церковь.

Флаг с тыквой очень смешной:)

Бывают и смешнее :)

Имхо, один из самых оригинальных вообще изо всех, что я видел :) Такая своего рода достопримечательность :)

Похож на Кирсанов и восток Тамбовской области с такими выделяющимися горами над городом, селом и полустепью.

Вот там я пока не был)

Маленький - маленький, а снег чистят лучше, чем в ином большом, аж завидки берут.
Спасибо за красивое путешествие.

Вообще ничего не поменялось. Учитывая снежную морозную погоду кажется, будто гуляли с Вами в один день. Уши у меня, кстати, там тоже закладывало. И ощущение оторванности из-за гор тоже было.

В столь маленьких городах существенные изменения менее характерны. Хотя, может быть, будут что-то делать для привлечения туристов брендом блинной столицы. Ещё, я помню, на Красноармейской была пара новых трёхэтажных домов. Не знаю, были ли они при вас уже построены.

Для привлечения туристов - а откуда? Я уже тогда об этом задумался. Ничего похожего на кафе там нет, да и для кого? От Ульяновска 70 км., да и он не слишком большой и богатый, чтобы обеспечить хороший поток туристов. Ехать более 100 км. ради Сенгилея вряд ли кто-то захочет.

Однако есть волжские круизы. В Ульяновске они точно останавливаются. Если некоторые будут останавливаться в Сенгилее, то вполне можно.

Это должна быть какая-то централизованная кампания. Чтобы заставить круизников останавливаться в Сенгилее, а каких-то предпринимателей - обеспечить там инфраструктуру. У нас, к сожалению, без пинка сверху они вряд ли сойдутся в едином порыве. Каждый отвечает только за свой сектор. Круизникам проще заходить в уже раскрученные и удобные города, предпринимателям - работать там, где уже есть аудитория.

Увы и ах, круизные суда, не заходили в Сенгилей и раньше. И при СССР тоже.
У них четко очерченный маршрут и расписание рейса.
А вот речные вокзалы и вполне себе солидные причалы, были во всех волжских городах. Причем, причал на фотографиях в посте, постройки 60х - 70х годов. Типовой.
И строили вокзалы и причалы, для линейного флота. Для тех теплоходов, что ходили, как "рейсовые автобусы" или "пригородные электрички". В том числе и скоростные суда.
А так, вся Волга, была поделена на внутригородские (до 50 км), пригородные (от 50 до 200 км примерно), дальние свыше 200 и до.....бесконечности....маршруты. Правда одно время, появилась цифирь - до 500 км...
Но не на долго.
И заходили эти пароходы в большие и малые волжские города, поселки, деревни....другого транспорта там порою и не было. И были те пароходы грузо-пассажирскими. И грузы таскали и пассажиров возили. Дёшево и сердито.
А размерами они были приличными.
Пример....да пожалуйста, серия "республики" чешской постройки ( для понимания...."Булгария", она ж родилась "Украиной") и прочие подобные суда.
А круизный флот, порождение самого конца 70х годов. До того, чистых круизных судов и не было.
По этому и вокзалы такие. Основной транспорт.

Речной пассажирский транспорт в постсоветские годы очень мало где сохранился. В основном это прерогатива северных регионов, где мало дорог. На Волге сейчас речные линии кое-где фрагментарно сохранились (в районе Казани и Саратова, например), но, справедливости ради, в них и потребности большой нет. Я, честно говоря, не уверен, нужен ли был бы сейчас теплоход из Ульяновска в Сенгилей, когда есть автобусы шесть раз в день (тем более, что теплоход только летом мог бы ходить).

Речной транспорт не сохранился, в основном по тому, что пассажирские перевозки дело убыточное, в старые времена компенсировались перевозками грузовыми, а сегодня частнику просто не потянуть содержание теплохода.
Да, много где появились дороги, что тоже стало причиной. Однако, мест где и сегодня, кроме как водой никак...полно. Я про "Сибирь" говорить не буду. Я на тех реках не работал.
Потому не ведаю, как оно там.
В центральной части страны и сегодня водный транспорт вполне может решить транспортную проблему, для закоулков. Но....только лишь при полной, его, поддержке государством.
Имею ввиду - пассажирские местные линии.
Что касаемо круглогодичной навигации, то попытки организовать, ее были. И вполне успешные.
В том числе и с использованием судов на воздушной подушке ( на Иртыше).
Пробовали и ледокольную проводку.
Заказав в Финляндии, ледоколы с малой осадкой, типа "Капитан Чечкин".
Это собственно, уже почти под конец Союза. Развить не успели.
Дело в том, что за счёт каскада гидроузлов, изменения режима их работы и использования ледоколов, можно было бы и изменить режим рек.
Вот в общих чертах....как-то так.

В Сибири (в северных её районах) они много где есть. Потому что там действительно много мест, где иначе никак.
На Волге есть разве что случаи, когда дорога идёт слишком кружным путём (пример — маршрут Рыбинск-Брейтово, где Метеор ходит, или Самара-Сызрань, где пару лет назад запустили какую-то скоростную линию, да и то она не прожила дольше одного сезона).

На Рыбинском водохранилище много мест, где без флота никуда, не только Брейтово. Коприно, Борок, да и тот же Мышкин...без парома никак. И левый берег Волги выше Дубны, дороги есть, да идут стороной.
Кама тоже закоулки.
Вот пример....Затон им. Куйбышева, он же Карельское, он же КамУстье.
Метеором до Казани 2 часа. Машиной 4,5, а то и 5 часов....
В советское время, можно было добраться водой, можно местной авиацией ( круглый год летал Ан-2 или вертолет), машиной только в сухую погоду, до ЖД там далеко.
И спасали только Метеоры.
Население 3000 примерно человек было, вроде б теперь побольше.
Крупный затон и Судоремонтный завод. Это, что бы было понятно Куйбышевское водохранилище, Булгары, как раз напротив затона, на другом берегу.
Таких мест хватает.
Но, дороги идут между крупными приволжскими пунктами, а мелкие в стороне и с речки удобнее. Про автолавки многие слышали, а вот про " Плавмагазины" не все знают, так вот последние годы работы на большом флоте, я на нем и работал - старпомом.
И бегали мы, как раз от Голутвина до Твери и до Перебор ( в том числе в Пошехонье, Весьегонск и т.д.).
И кормили флот, а так же маленькие поселки, да малые города. Именно закоулки.
Была и плавучая поликлиника - ходила ровно так же.
И так было и на Волге, да ее судоходных притоках.



Edited at 2018-10-02 06:48 am (UTC)

А мне имя Гая, в первую очередь, знакомо по Минску :)

А я только сейчас и узнал, что там есть его улица :) Хотя в том районе был много раз.

Я помню так удивился, что в Удмуртии, да и вообще в Поволжье часто упомянут в названиях В. Азин. Просто в родном витебском районе было несколько улиц его имени, по которым я "бегал босоногим мальчонкой". И знал, что он местный, уроженец Витебщины.

  • 1