?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Брест. Железнодорожный вокзал
nord_ursus
Город Брест — западные ворота Беларуси, а в недавнем прошлом и Советского Союза. Город древний, и с очень насыщенной историей, сейчас — белорусский областной центр с населением 350 тысяч жителей. Свой рассказ об этом городе, каким я его увидел в июле 2018 года, я решил начать с отдельной части про вокзал. Рассказать тут есть о чём, поскольку вокзал в Бресте — больше, чем обычный вокзал в областном центре. И для меня знакомство с городом началось именно отсюда — в Брест я приехал прямым поездом из Питера, а на следующий день ранним утром отсюда же уехал на перекладных на свою дачу под Минском.



И хоть и моя дача находится относительно Минска на Брестском направлении, в самом Бресте я до этого года ни разу не был. Решил в этот раз ехать сюда сразу из Питера. Привычный мне Витебский вокзал, поезд из голубых вагонов "Беларускай чыгункi", потом давно знакомая дорога — все эти Сольцы, Дно, Новосокольники, где-то ночью Витебск. Непривычно было рано утром Минск проезжать мимо. А от Минска до Бреста ещё четыре часа пути, где дальше станции Столбцы я прежде поездом не ездил. Ближе к концу пути немного изменяется природный пейзаж — начинается Полесье с его болотами и густыми лиственными лесами (хотя полесские пейзажи на юго-востоке Брестской области, насколько я знаю, интереснее). В общем, в полдень, после 1209 километров и 17 часов пути, в том же окне, в котором я вчера вечером видел дебаркадер Витебского вокзала и питерские пейзажи, показалась станция Брест-Центральный.

2. Ну вот и Брест. Наконец-то доехал поездом до этого города, про который с детства знал, что туда идут поезда мимо моей дачи. Дальше на запад уже Польша. Платформа наводнена пассажирами, а ещё я заметил, что у каждого вагона (или каждых двух) стояли сотрудники белорусской Пограничной службы, внимательно следившие за выходящими из поезда пассажирами. Хоть здесь и не погранзона, но, видимо, у кого-то и могут проверить документы и спросить цель приезда (но я такого не видел). В этом кадре можно увидеть девушку в камуфляже у соседнего вагона. Город расположен вплотную к польской границе, и от вокзала до неё — три с половиной километра (ближе, чем до восточной окраины города).



3. Вокзал здесь имеет островное расположение. Есть Московская и Варшавская стороны. Между ними, как водится, площадь с автостоянкой. А здание вокзала — шикарный образец сталинского ампира. Построен в 1949-57 годах. Почему здесь такой солидный вокзал — догадаться нетрудно. Это были парадные ворота Советского Союза для въезжающих из Европы.



4.



5. Зал ожидания — тоже парадный и торжественный. Но показался пустоватым (но дело тут, скорее, в размерах самого зала). Здесь же я обменял валюту, а среди пассажиров успел заметить двух человек, которые говорили по-украински (всё-таки граница с Украиной, причём Западной, здесь тоже недалеко).



Теперь немного истории. Гудок паровоза старинный Брест-Литовск услышал впервые в 1871 году, когда здесь прошла магистраль, связавшая Москву, Минск и Варшаву. После революции и гражданской войны, как известно, Западная Белоруссия оказалась в составе Польши (и пограничной советской станцией тогда было гораздо более близкое к Минску Негорелое), став советской в сентябре 1939 года. Ну а во время войны, помимо широко известной героической обороны Брестской крепости, была ещё и оборона брестского вокзала — хоть и не такая продолжительная. После войны уже был построен нынешний вокзал, и хоть и нет уже той страны, воротами которой он служил, но граница двух культурных пространств проходит здесь по-прежнему.

6. Московская сторона, вид на восток, откуда я приехал. Справа виден мой поезд. А первая платформа — высокая, одна из немногих таких в Беларуси.



7. Небольшой "двор" в центре вокзального комплекса. Есть и подземный переход.



8.



9. Скульптурная композиция с расстояниями до крупных городов:



Брест — не только пограничная станция, но ещё и крупный железнодорожный узел. Основная его ось — магистраль Москва - Минск - Варшава (она же и единственная здесь электрифицированная линия). На север от Бреста уходит линия в городок Высокое и дальше в польский Белосток, а на юг — на Западную Украину, в Ковель (построены обе в 1873 году в составе так называемых Полесских железных дорог), с ответвлением на юго-запад до тупиковой станции Влодава у польской границы (1876 год). Ещё одно направление — восточное, Полесская магистраль до Гомеля (1882-86), но она начинается не от Бреста, а от Жабинки. Ещё одна интересная особенность Брестского ЖД узла — небольшая его часть отделена границей. Дело в том, что одна из соединительных веток примыкает к основному ходу уже в польском Тересполе.



10. Вид на запад по Московской стороне. То здание, которое видно в этом кадре, — это польский вокзал, построенный в 1920-е годы.



11. Он же с автомобильного путепровода:



12. С путепровода — лучший ракурс на вокзал:



13. Вид на Варшавскую сторону. Она скрыта дебаркадером.



14. Вид на восток с пешеходного моста. Эта и некоторые другие фотографии сделаны вечером на закате, когда я ходил на вокзал ещё раз.



15. Варшавская сторона. Её первый и второй пути отличаются от всех остальных, так как имеют "европейскую" ширину колеи — 1435 мм.



Вот эта стыковка двух видов колеи — "русской" (1520 мм) и "европейской" (1435 мм) — это, так сказать, техническое воплощение проходящей здесь границы двух цивилизаций. Поездам, идущим через границу, в Бресте меняют тележки: сначала поезд прибывает на путь русской колеи, высаживая брестских пассажиров, потом его отгоняют в ангар на западе станции, где производят смену тележек, а потом возвращают на вокзал, уже на путь европейской колеи (на Варшавскую сторону), где проводится пограничный и таможенный контроль.

16. Вот пришёл поезд Варшава - Москва под польским электровозом. Описанные выше манипуляции здесь происходят в обратном порядке.



17. Пригородный вокзал:



18. Вид на северную сторону города:



Расписание поездов здесь довольно большое. Это и поезда внутри страны (до Минска, Гомеля, Витебска и ряда других городов), и в Россию (Москва, Питер, Саратов, прицепные вагоны до Мурманска и даже Новосибирска), и поезда в Европу, и пригородные. Самый, наверное, странный поезд в местном расписании — Брест - Тересполь. Международный поезд, имеющий протяжённость маршрута 5 километров — я даже не знаю, где ещё такое бывает. Объяснение могу найти только в том, что на автомобильном пункте пропуска бывают длинные очереди, и тогда поезд спасает (но билеты на него очень дорогие).

19. Вечерний вид на Московскую сторону. Отправляется дизель до станции Влодава.



20. Вечернее небо:



21.



22. Вид на восток. Отсюда русская колея тянется на тысячи километров до Тихого океана.



В общем, вокзал в Бресте впечатляет. Самый выдающийся на постсоветском пространстве пример железнодорожной станции "на границе двух миров" (особенно если учесть, что на границах с Финляндией и странами Прибалтики нет смены тележек, поскольку там та же колея). Впереди — рассказ о самом Бресте (который я осмотрел не так хорошо, как стоило бы, поскольку, всё же, одного неполного дня на него мало) и его знаменитой крепости.

БРЕСТ:
Вокзал
По городу
Крепость

  • 1
На последнем кадре виден контейнерный порожняк. Перегрузка на платформы европейской колеи происходит на польской стороне.

Красивый в Бресте вокзал!
Мы оттуда в Москву уезжали:)
И еще я там однажды была ночью, мы пересаживались на автобус и ехали дальше в Европу, до самой Атлантики:)

Да, очень многие люди были в Бресте именно проездом в Европу)

А сколько сейчас стоит проезд в поезде Брест—Тересполь?
Ездил на нем шесть лет назад. Точню цену не помню, но это были копейки. Ну, рублей триста (российских) максимум. И главный смысл его был в том, что путь железной дорогой от Москвы до Варшавы, разложенный на три сегмента (Москва—Брест, Брест–Тересполь и Тересполь–Варшава), выходил значительно дешевле (и незначительно дольше) прямого поезда Москва–Варшава.

Пост интересный, спасибо!

Ну, порядка 300 российских и есть (сейчас проверил). Может быть, про "очень дорогие" я преувеличил, но 300 рублей за 5 километров... Хотя для дробления маршрута, возможно, и есть смысл

Прекрасный пост. Ездил этим поездом до тересполя 3 раза, потрясающее ощущение границы. Едешь -едешь, проезжаешь приграничную реку западный буг, резко начинается другая страна, причём резко виден контраст не значении хуже-лучше, а именно другое, иное устройство. Сразу же после реки за заборчиком вдоль следования поезда едет пограничная машина, а там уже станция тересполь.


Стоимость была около 120 рублей (в 2012 году), я тогда удивлён тем , что эти 5 км дороже вышли , чем общий вагон ночного белорусского поезда Гомель-Брест за тогдашние 60 рублей )


Да, пересекать границу поездом, наверное, интересно. Правда, в Бресте интересно было бы проехать именно тем поездом, которому тележки меняют. Но такие поезда все дорогие)

В Бресте был неоднократно, а вот на вокзале не довелось!

Кстати, поезд Брест-Варшава идет 4 часа, из них 2 часа он преодолевпет эти 5 км между Брестом и Тересполем.


У поезда Брест-Тересполь тоже время в пути 40 минут. Но я так понимаю, там официальное время отправления/прибытия отличается от реального, потому что часть номинального времени в пути поезд по факту стоит, и проводится погранконтроль. Понятное дело, что там скорость небольшая, но ехать 5 километров 40 минут поезд никак не может.

Впечатляет, что уж там говорить :)
на китайской границе есть поезд #684/683 Забайкальск - Маньчжурия, ходящий два раза в неделю. Но в его составе только ВБС Чита - Маньчжурия.


Да, ощущение границы цивилизаций там действительно сильное. Особенно из-за таких мелочей как подъездной путь заканчивающийся уже в Польше. Также и с крепостью, кстати, - некоторые её форты уже за границей.
Линия на Влодаву интересна тем, что сам город Влодава в Польше, а станция в Белоруссии. Участок ж/д между станцией и городом уничтожили в какую-то из войн и так и не восстановили. А в городе есть своя тупиковая станция с таким же названием и от неё путь уходит вглубь Польши. А когда-то это была единая линия.

Интересно, что за состав ходит от Бреста до Тересполя. Электричка, небось?

Шесть лет назад под Новый год это был состав из девяти вагонов под (кажется) электровозом. Вагоны — сидячие, как в поездах дальнего следования — с купе проводника.

Красивый вокзал, прямо как сталинская высотка в уменьшенном варианте.
Как местная милиция и охрана вокзальная относится к фотографам? Говорят, спокойнее, чем в РФ. Или не?

У меня никаких проблем не было. Но надо ещё учесть, что я обычно снимаю на вокзалах поворотным экраном от пояса (правда, в Бресте я этим пренебрегал), а кроме того, в Бресте к туристам попривыкли. В целом в Беларуси с этим примерно всё так же, как в России — запрета на фотосъёмку нет, но иногда придраться могут (хотя я и у нас с этим очень редко сталкиваюсь)

Да,вокзал там очень мощный!

Там ещё 2 платформы путей Варшавской стороны огорожены забором, и просто так на них не попадёшь. В Бресте сей процесс организован :) Зато несколько лет назад посчастливилось приехать в Гродно как раз под подачу польского дизелька Гродно-Белосток (там международное пригородное сообщение то вводят, то отменяют - даже не знаю, как с этим сейчас) - гродненские пограничнике просто-напросто расставили на платформе меленькие барьерчики и пропускали пассажиров только через огороженную территорию.

Вообще, любимый мой белорусский вокзал, особенно зал ожидания с этими шикарными сидениями нравится. Пару лет назад после 9 ждал поезда и не мог найти где поесть (магазины в округе закрылись ровно в 21:00, а бистро почему-то тоже не работало), но теперь и это исправили

Да, на моих фотках видно, что огорожены. Такая же ситуация, например, в Выборге на первой платформе, куда только поезда в/из Хельсинки прибывают. Или в том же Себеже.

Не единственная же электрофицированная линия в РБ. Минск -Гомель еще.


Вы неправильно поняли. Имелось в виду, что единственная электрифицированная в Бресте. А так-то ещё и Минск-Молодечно электрифицирована

Edited at 2018-10-23 10:46 pm (UTC)

Кстати.Первоначальный имперский вокзал изображён на упаковке брестских молочных продуктов .

В Украине тоже есть международные поезда с такими короткими маршрутами... Чоп - Захонь около 4 км, Чоп - Чьерна-над-Тисой 7 км.

  • 1