Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Брест. По городу

Начав рассказ о Бресте с его монументального и внушительного железнодорожного вокзала, отправимся теперь в город. В современном Бресте живёт около 350 тысяч человек (то есть он шестой по населению в Беларуси, и самый маленький из областных центров), и главная его достопримечательность — безусловно, Брестская крепость. Но про неё я расскажу отдельно, а пока что посмотрим городские улицы и дома.

Сразу нужно сказать, что в Бресте я, кроме крепости, посмотрел только центр города. Потому как выделять на этот город один неполный день (в 12 часов я приехал сюда поездом из Питера, а в 9 вечера уже стало темнеть) было не самым лучшим решением. Хотя это выразилось больше в том, что я не посмотрел различные периферийные районы. Ну а исторический центр в Бресте весьма невелик для столь древнего города.

Немного о географии Бреста. Формируют её реки Западный Буг и его приток Мухавец, у слияния которых он в своё время и возник, а также железные дороги. Центр города можно считать как район, ограниченный главной железной дорогой (где находится вокзал) и Мухавцом с севера и юга, а также ЖД веткой на юг и Брестской крепостью с востока и запада. Ну а западная граница города, проходящая по Бугу, совпадает тем самым с... государственной границей Беларуси и Польши. То есть Брест — город приграничный настолько, насколько это только возможно, что среди крупных городов бывает редко. От центра Бреста до границы ближе, чем до восточного края города.



2. Начал я смотреть город с привокзальной местности. Это — улица Орджоникидзе.



3. Довольно необычный подъездной путь одного из заводов. Увидеть бы, как из подворотни на улицу выезжает тепловоз.



Брест — один из самых древних белорусских городов. Упоминается он впервые в 1019 году (то есть через год будет отмечать тысячелетие) под названием Берестье, которое город носил большую часть своей истории. И первоначально Берестье находилось в междуречье Буга и Мухавца у их слияния (это место ещё увидим в рассказе про крепость). С 1319 года город был в составе Великого княжества Литовского, где первым из городов современной Беларуси получил магдебургское право. И был затем достаточно значимым городом в ВКЛ и, соответственно, Речи Посполитой. И трансформация в русском языке названия Берестье в Брест произошла именно от кальки польского названия Brześć (произносится примерно как "Бжещч"), причём этот вариант потом перешёл из русского в белорусский язык (Брэст). В 1795 году, при третьем разделе РП, город оказался в составе Российской империи, где стал называться Брест-Литовск.

4. Церковь Николая Чудотворца (1906 год). Углубляемся в исторический центр. Часть фотографий сделана вечером (когда я вернулся из крепости).



5. Один из домов времён Российской империи. Тогда город своё былое значение утратил, будучи лишь уездным в составе Гродненской губернии. Но именно в XIX веке, в связи с постройкой Брестской крепости, город и вырос на своём нынешнем месте, так как был фактически перенесён к востоку от неё.



Кстати говоря, именно в Бресте и была, по сути, поставлена точка в истории Российской империи. Речь, разумеется, идёт о Брестском мире 1918 года (в крепости сохранились руины здания, где он был подписан). Потом была гражданская война, и до 1939 года город находился в составе Польши, где назывался Брест-на-Буге (Brześć-nad-Bugiem), затем уже став советским и белорусским.

6. Брестский университет в здании бывшей мужской гимназии (1903, верхний этаж явно надстроен в советское время):



7. Рядом, чуть в стороне, находится автовокзал:



8. А возле него многоэтажки. В Бресте, как уже говорилось, маленький исторический центр: шаг влево, шаг вправо, и выходишь к позднесоветским кварталам.



9. Фасад старого дома поблизости:



10. Новый корпус университета. Главный в наше время.



11. Вплотную к автовокзалу прилегает городской рынок, который запомнился мне как не самое приятное место в городе, из-за хаотичной торговли и концентрации маргинальных личностей (примерно то же можно сказать про площадь перед автовокзалом).



12. А ещё иногда в Бресте попадались вот такие напоминания, что я нахожусь на западе Беларуси, у её границы. Впрочем, насколько я знаю, в соседней Западной Украине такое встречается намного чаще.



13.



14. Главной, наверное, точкой притяжения в центре Бреста с недавних пор стала пешеходная Советская улица. Довольно приятный такой променад, с фонарями, скамейками и разного рода городской скульптурой. Ну и магазинами и кафе, конечно. А главная фишка — это настоящие керосиновые фонари, которые каждый вечер зажигает фонарщик. Но этого я не понаблюдал, поскольку при наступлении темноты уже был в хостеле (на следующее утро вставать надо было рано).



15. Типичная дореволюционная застройка:



16. В середине дня здесь очень многолюдно. Но скамейки были заняты, как правило, только те, которые в тени. Жара в тот день приближалась к тридцати градусам.



Кстати, что касается погоды и климата. Брест — это почти самое тёплое место в Беларуси, из-за расположения на юго-западе. Если летом это не очень заметно, то зимы здесь тёплые даже по белорусским меркам (средняя температура января -3 градуса, примерно как в Ростове-на-Дону), а весна наступает на пару недель раньше, чем, скажем, в Витебске, что выражается, например, в появлении листвы уже в середине апреля (что мне, как петербуржцу, представить трудно). Да и в октябре, когда я это пишу, в Бресте +20 градусов. Ну а в плане окружающей природы — здесь Полесье с глухими болотами и лиственными лесами, но подробно по нему я пока не путешествовал.

17. Панно на стене одного из домов, с изображением архитектурных доминант города. Узнаются (справа налево) Никольская церковь, башня вокзала, ЦУМ и ворота Брестской крепости.



18. На перекрёстке улиц Советской и Гоголя стоит памятник "Тысячелетие Бреста", поставленный почему-то с опережением в 10 лет — в 2009 году. Сверху — ангел, а вокруг колонны — скульптуры и барельефы, символизирующие историю города. В общем, задумка явно отсылает к "Тысячелетию России" в Великом Новгороде.



19. Продолжение пешеходной улицы. Всем она хороша, но только вот её застройка — в основном, либо аляповатые новоделы "под старину" (как на минской Зыбицкой улице), либо такая же реставрация старых зданий "под новодел".



20. По соседству находится площадь Свободы с очень скромным памятником Великой Отечественной войне (впрочем, в городе есть место и более масштабным мемориалам):



Роль Бреста в той войне хорошо известна. Героическая оборона Брестской крепости в течение месяца стала одним из символов подвига советских войск. В результате, звание Героя получила именно крепость, а не сам город, который, из-за своего пограничного расположения, был оккупирован нацистами, фактически, в первый же день войны. А освобождение города произошло 28 июля 1944 года.

21. Рядом находится несколько кварталов старой застройки с тихими улицами и симпатичной дореволюционной архитектурой, не испорченной безвкусной реставрацией, и не разбавленной новоделами. Здесь красиво и уютно, и этот уголок Бреста мне, пожалуй, больше всего понравился.



22. Областной краеведческий музей:



23.



24. Не менее интересно заглядывать в довольно атмосферные дворы:



25. Сквозят черты модерна:



26. Видите кошку?



27. Интересно, какого времени эта дверь:



28. В целом, архитектура довольно скромная, и без изысков. Видно, что Брест в то время был небогатым городом.



29.



30. В общем, имперский уездный Брест-Литовск тут сохранился в довольно целостном виде.



31.



32. Через эти старые кварталы можно выйти на проспект Машерова (бывшая Московская улица) — одну из главных улиц Бреста. В кадре виден ЦУМ (1975 год). А ещё по проводам видно, что в городе есть троллейбус (как и во всех белорусских облцентрах). А вот неприятно удивило меня в Бресте засилье маршруток. Такой вакханалии, как в Ульяновске, здесь, конечно, нету, но по белорусским меркам их много. Впрочем, я по Бресту только пешком ходил.



33. Кстати, к теме городского транспорта. Видел в Бресте вот такую социальную рекламу с нежно любимым мной ЛиАЗом-677. Причём и его фотография, и нового автобуса — почему-то отзеркалены.



34. Кафедральный Свято-Симеоновский собор. Построен в 1865 году.



35. По соседству — сквер Пограничников, с соответствующим памятником: не забываем о пограничном расположении города, хотя гуляя по Бресту, можно о нём и не вспомнить, поскольку мало что напоминает, кроме иногда попадающихся людей в зелёных фуражках.



За сквером находится городской парк, а дальше течёт Мухавец, за которым уже спальные районы. Но я туда не ходил.

36. Новодельный "под старину" торговый центр:



37. Чуть дальше по проспекту находится Брестская ТЭЦ, открытая в 1938 году (то есть при поляках). Высокая труба точно должна быть видна из Польши. Здесь уже совсем рядом крепость.



Что касается промышленности, то ей Брест не очень выделяется. Особенно крупных производств нет, но есть несколько достаточно успешно функционирующих предприятий металлообработки и машиностроения. Особенно выделяются электромеханический завод и "Брестгазоаппарат" (у меня лично дома плита "Гефест", выпущенная на нём). Также довольно много пищевой промышленности.

38. На север от Машерова идёт улица Ленина (бывший Бульварный проспект) — ещё одна из главных улиц города.



39. А вот и напоминание о польском периоде 1920-39 годов в истории города — довольно типичный польский домик. Но в целом, зданий, построенных "за польским часом", в городе не очень много.



40. А это снова российская дореволюционка:



41. Драматический театр. Это советское довоенное здание 1940 года.



42. Напротив него — кукольный театр. На переднем плане виден новый корпус, который только-только достроили.



43. На перекрёстке с уже знакомой нам улицей Гоголя стоит бюст писателя:



44. По соседству на бульваре — ещё несколько скульптур на тему его произведений. Вот, например, "Нос".



45. Идём дальше. Это — костёл Воздвижения Святого Креста. Построен в 1856 году.



46. Сразу за ним — площадь Ленина, с различными административными зданиями (в основном, сталинской постройки). Дальше улица поднимается на путепровод над железной дорогой (тот же, с которого я фотографировал вокзал).



47. Памятник Ленину. Справа от него — Брестский облисполком. Здание, кстати, тоже построено поляками (1938 год), но нормальным ракурсом я его не запечатлел. Впрочем, оно довольно невыразительное.



48. А это уже городской исполком, советское здание. Здесь рядом я увидел группу польских туристов, которых идентифицировал по первой услышанной фразе "To bardzo dobrze jest".



49. За горисполкомом — небольшой и довольно уютный польский квартал, построенный в 1920-е годы архитектором Юлианом Лисецким, так называемая "Правительственная колония". То есть дома для чиновников местной администрации. Такое довольно часто встречается в западнобелорусских городах (например, в Столбцах тоже есть), да и, наверное, в самой Польше. Во второй Речи Посполитой Брест был центром Полесского воеводства (статус, аналогичный облцентру), так что и чиновников хватало.



50. Ещё один польский дом, ныне занятый художественной школой:



51. А далше — городской парк культуры и отдыха имени 1 мая. Людей в кадре особенно не видно, но тенистый парк в жаркий день довольно многолюден.



Закончу я этот рассказ ещё несколькими фотографиями железнодорожного музея, сделанными снаружи. Сам музей я так и не посетил: во-первых, он тогда был закрыт на реконструкцию (причём открылся буквально на следующий день после моего приезда), а во-вторых, я бы всё равно не успел в него по времени. Впрочем, вряд ли бы он меня сильно впечатлил после недавно открывшегося нового ЖД музея у нас в Питере, но всё же я хотел бы в следующий приезд восполнить этот пробел. А пока — чуть-чуть взглянул снаружи. Благо, музей под открытым небом, и просто обнесён забором.

52. Музей находится рядом с крепостью. С другой стороны — квартал новостроек.



53. На переднем плане за воротами стоят хорошо знакомые тепловозы ТЭП60 (в России таких уже нет, а на Белорусской ЖД несколько последних доживают свой век) и М62, а справа — экспериментальный грузовой тепловоз 2ТЭ109, который в серию не пошёл (таких всего три было построено).



54. С другой стороны. Ещё один ТЭП60 (справа), и паровозы Л (в центре) и П36 (слева).



И на этом пока всё. Посмотрел я Брест не так подробно, как, возможно, стоило бы, и за более детальным рассказом об этом городе отсылаю к ts58. В чём-то город разочаровал — он смотрится не столь интересным в сравнении с другими областными центрами Беларуси, но это хорошо компенсирует Брестская крепость, в которой сочетаются и памятник русской фортификации середины XIX века, и грандиозный памятник Великой Отечественной войне. Именно крепость и посмотрим в следующий раз.

БРЕСТ:
Вокзал
По городу
Крепость
Tags: Беларусь, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments