?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь
nord_ursus
Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.



2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.



3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.



4. Часовенка рядом:



5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).



6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).



Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.



8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.



9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).



10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud' znaet?



11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.



12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:



13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой "город в городе".



По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.



15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.



16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).



17. Иконостас XVIII века:



18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.



19. С западной стороны — пристройка 18 века:



20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.



После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).



22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.



23.



24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.



25. "Соловецкий театр". Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм "Обитель" по роману Захара Прилепина.



26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:



27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.



28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.



29. Домик келаря (XVII век):



30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):



31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:



32. А внутри этих врат есть советский артефакт:



33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.



34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:



35. Колокола побольше — церковные.



36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:



37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.



38. Белозерская башня:



39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:



40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.



41. А за озером — леса:



42.



43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.



Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.



45.



А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

  • 1

What is Monetodavilka? Kto-nibud' znaet?

То что есть исчезает (закатывается), а того что нет, а хочется появляется(выдавливается) и меняется форма самой монетки

Интересно, почему Соловки не снимали на Соловках) С церковниками местными не договорились?

Многие купола и завершения более поздние (по отношению к самим постройкам) -- барочные. Тлетворное влияние Запада :)

Монетодавилка, видимо, чеканит монеты на память.

Может быть, из-за лучшей доступности. Хотя, конечно, общий пейзаж Соловецкого монастыря настолько своеобразный, что этим стоило бы пожертвовать

Это понятно, просто позабавило написание транслитом)

там в прошлом году вовсю ремонт шел, может слишком свежо и ново теперь выглядит.

Он и в этом году ещё шёл в некоторых местах, но какой-то бросающейся в глаза новизны я не заметил. Думаю, проблема именно в том, что не договорились.

15 - представляю, насколько это трудоёмкая работа!
Как интересно, что на экране Кирилло-Белозёрский монастырь побудет в роли другой обители. Фильм "Обитель" я жду, книга в свое время понравилась.


Он, кстати, БелозЕрский — без точек над Е. Как и город Белозерск :)

Спасибо за поправку, буду знать :)

>>What is Monetodavilka? Kto-nibud' znaet?

Кидаешь денежку, крутишь рукоятку и выдавливаешь что-то типа сувенирной монетки.

Эх, жаль все в лесах. А так это мое любимое место в России. Спасибо.

Сейчас многое уже отреставрировано. Но и многое впереди

"Это ж страсть сколько СМРов, там даже если на пальцах прикинешь, в смысле как сегодня, то есть с кранами, бетононасосами да малой механизацыей, это ж сколько на такой объем таджыков нагнать надо? Учитывая, что тогда все на одной лопате делалось, получается что отмерять трудресурс на такие объемы надобно именно дивизиями, даже не полками. Да что СМРы, тама одного проектированья сколь, ажно подумать страшно, Объекты-то сплошь на транспортных путях, читай на судоходных реках, да на самом яру как правило, а ведь там мало того что обводненные грунта, там же ж ещо и косогоры, это ж когда такое даже по одному, дык и то страшно лезти, а там все вместе как правило. Как им геоподоснову делали? И кто? Без георадаров, без скважин. Нормальный проектировщик там бы сходу свайное поле впендюрил, с заменой грунтов и пятком свай на метре, а иначе к таким ПиРам никто и близко не подойдет, это ж чуть что, и все, турма твой дом. Вот скажы как строитель строителю, вот кто на севодняшний день такое может запроектировать, причем чтоб и после сдачи стояло? А никто. Нынче даже завод на мерзлоте смогут, а вот такое, с ацкими уклонами и на границе поймы, а то и в самой пойме – обломайтесь, никто. И сколько же там в смете всяких левых пунктов, это чокнуться, уж про сопутку всякую молчу типа транспортной инфраструктурки всякой или там промплощадок по подготовке местного матерьяла, инда той же известки сколь надобно в костерке-то не нажжошь, и уж тем более кирпича. Или вон тот же бут, его ж мало того что наломать надо да погрузить, его ж ещо и к объекту надобно подвезти, а это сразу тебе означает и причал, и ГПМы какие-никакие, да ещё сама перевалка, ой-вей… И что характерно, вся эта подсобка да транспортная инфраструктурка, она ж у них вообще разовая выходила, токмо помысли, – разовое УПТК заради одного объекта, разовые подъездные, разовые блок-контейнера под целую дивизию таджыков. Да там при такой численности только мелочевку всякую посчитай, всякие навесы под пиломатерьял, те же лесопилки да времянки для охраны, тот же забор да емкостя под раствор, и уже не одна секция П-44 карячится, на одних заборах да сторожках. Это как, ты чонебуть понимаеш? Я нет. А ведь все эти радости хошь-нехошь надобно на себестоимость вводимого квадрата относить, и чо, это ж на какие себестоимостЯ они там выходили, ой мамочки мои. Да там даже сочинские лемпеяды отдыхают, тама все, буквально все в такое баблище упирается, что как прикинешь, так и заколдобишься, — это кто ж такие линии-то им открывал? Не знаешь, не? Частник какой-то? Или как вон в учебниках для дурачков написано, «на пожертвования», бабушки по копеечке натащили? Ну да, как же. С таким меганадежным и сверхпредсказуемым источником как частные пожертвования они до сих пор бы строились, и боюся что к сему дню даже к отделке не перешли. Может, на собственные средства? А что, свечки-то продаются, вот накопили помаленьку, да и справили Б-гу новый офис, да? Это с ихними-то сметами, рядом с которыми весь тогдашний оборот всей округи даже малмальски заметен не будет? Или, как тут из зала дебилы подсказывают, — может, это государство вдруг взяло да и озаботилось? Оно же одно у нас остается из крупных инвесторов, не так ли? А что, не стоит такую версию с порога откидывать: государство сидело такое, голову ломало-ломало – и куда ж мне девать избытки бюджета, собранные в зоне экстремально непредсказуемого земледелия на фоне непрерывных военных конфликтов разной интенсивности. И вдруг придумало: дык вот же куда надо проинвестировать, — в загробную сутьбу населения! Вот возьмем сейчас да и профинансируем возведение пары верст десятиметровых стен в четыре метра толщиной, чтоб там сотня монахов сидела и душы свои безсмертные спасала! А чего, очень хорошая версия, из-за глубочайшей внутренней логичности и полного соответствия бытовому здравому смыслу."

Так и не понял, что вы хотели этим сказать

С одной стороны удивление и восхищение строителями, с другой стороны недоумение как это они смогли и главное - зачем?

По поводу "зачем" — так это и крепость была в том числе. Форпост государства. Поэтому не экономили на таком. А насчёт "как" — каменное строительство на Руси хоть и не было слишком массовым, но отработанные технологии вполне уже были. Так что не знаю, о чём тут недоумевать.

Монастырские стены строились на казённые деньги .Гарнизон содержался за счёт казны .Великая государева крепость .
Собор построен из кирпича .
Про влияние Запада .
Успенский собор во Владимире строили мастера Фридриха Барбароссы . Московский кремль и церковь в Коломенском проектировали итальянские архитекторы .

Интересно. Спасибо.
P.S. Туда экскурсии есть?

Ты, наверное, очень удивишься, но когда мы фоткали монастырь с озера - внутрь не зашли. Времени побоялся потратить много лишнего(

  • 1