?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Шенкурские сёла. Шипуновская - Ямская Гора
nord_ursus
Посетив уютный старинный городок Шенкурск на правом берегу реки Ваги, я отправился дальше на север в сторону Архангельска по федеральной трассе М8. Добраться в областной центр я намеревался вечером следующего дня, а в этот день — посмотреть деревни Шенкурского района, а вечером добраться до соседнего райцентра Березник, и там ночевать в гостинице. Посетил я в итоге деревни Шипуновская и Одинцовская (центр куста деревень под названием Ямская Гора), не побывав из запланированного только в Шеговарах на севере района.



Итак, Шенкурск я посмотрел, вернулся на левый берег Ваги по понтонной переправе. Расписание автобусов, идущих дальше на север, мне никак не подходило, и поэтому я сразу решил ехать автостопом. От переправы до трассы ещё 5 километров, а движение из Шенкурска довольно оживлённое, поэтому я решаю стопить сразу. Может быть, мне повезёт сразу застопить машину, идущую по трассе на север. Поднимаю руку — первая же машина останавливается. Но по трассе водителю в другую сторону, поэтому он меня подвозит только пять километров до неё, и дальше уезжает к себе домой в деревню. Ну ладно, зато посмотрю и деревню Шипуновскую, что стоит на трассе.

2. Шипуновская (или просто Шипуново, как здесь говорят) выглядит в основном вот так. Федеральная трасса Москва - Архангельск, она же и старинный почтовый тракт, — и есть её главная улица. И вдоль неё деревня растянута на два с половиной километра. Большинство домов — это крепкие традиционные северные пятистенные избы. Некоторые просто бревенчатые, некоторые обшиты досками. Подробных сведений об истории этой деревни я не нашёл, но, судя по всему, до 20 века деревня была вполне заурядная.



Шипуновская — деревня большая, около пятисот жителей. Ещё к ней с южной стороны вплотную примыкает деревня Чащинская, в которой находится новый Шенкурский деревообрабатывающий комбинат, открытый в этом году (фактически заменивший старый, уже не действующий, находившийся в самом городе). Наверное, большинство жителей местных деревень там и работает.

3. Шипуновская довольно живописна. Только постоянный шум машин по трассе нарушает гармонию. Вполне живая такая крепкая деревня.



4. Справа, за деревьями — администрация сельского поселения. Кстати, называется оно Никольское (подобные топонимические расхождения в этих краях обычное дело).



Через несколько минут я дошёл до придорожного кафе, в котором обычно обедают дальнобойщики, и решил поесть. Хоть и обедал в 10 утра в Шенкурске, но уже успел проголодаться, а то, что купил с собой, решил приберечь на оставшийся день.

5. Иду дальше на север по деревне — до её конца, чтобы на выезде стопить. Вытянутая деревня казалась нескончаемой. Я иду, а края её всё не видно.



6. Иногда фуры проезжают.



7. А ещё я увидел там вот такой раритет:



8. Иные дома стоят уже заброшенными:



9.



10. С учётом трапезы в придорожном кафе, я провёл в Шипуново почти час. Немало получилось. Но вот уже за поворотом виден конец деревни. Я прошёл её с юга на север.



11. Приведу ещё раз вид на эту деревню издалека, снятый из Шенкурска с высокого берега. Расстояние по прямой — примерно 4 с половиной километра. Возможно, мне стоило в Шипуново свернуть с трассы и выйти к краю деревни, взглянуть издалека на Шенкурск.



Но я решил уже ехать дальше. Теперь — 18 километров до поворота на деревню Одинцовская. Сначала автостоп не задался, но через минут десять я сменил позицию и застопил машину довольно быстро, и ещё минут через 12 уже вышел из неё у нужного поворота.

12. От трассы до Одинцовской — километр вот такой грунтовки. Но моя цель не сама деревня, а заброшенная Вознесенская церковь, стоящая в поле в четырёх километрах от неё.



Историческое название этой местности и куста деревень в ней — Ямская Гора. Причём оно происходит не от ямщиков, а, предположительно, от финно-угорского племени емь (как и река Емца), и в XIV веке упоминается как Емьская гора. Сейчас это так называемый вернакулярный топоним, то есть принятый у местных жителей, но не указанный на картах. При этом, ещё до недавнего времени здесь существовало Ямскогорское сельское поселение (ныне его упразднили, присоединив к соседнему Шеговарскому). В Архангельской области такого рода полуофициальные наименования групп деревень встречаются часто, о чём я уже писал, например, здесь и здесь.

13. Дошёл до Одинцовской. Она поменьше Шипуновской, но тоже такая живая и приятная на вид деревня.



14. У одного из домов дорогу мне перебежал поросёнок.



15. Коровы тоже есть:



16. А это сельская библиотека:



17. Северные избы:



18. Есть и советские деревянные двухэтажки:



19. Памятник воинам-землякам. Судя по длинному списку имён, там перечислены люди из всех окрестных деревень.



20. Новодельная часовенка:



21. В общем, вот такая деревня. Живописная, как и большинство в этих местах. В ней, кстати, даже есть гостевой дом.



22.



23. Прохожу деревню насквозь, и дальше мне нужно пройти ещё три километра до старой церкви. Идёт туда вот такая грунтовка в сосновом лесу. Параллельно есть более широкая дорога, по которой обычно ездят на машинах (там дальше ещё несколько мелких деревень), но пешком короче идти здесь.



24. Лес красивый. И дышать хочется полной грудью. Тут у меня возникало ощущение, что я оказался на своей даче в Беларуси. Там лес точно такой же.



25. На пути — небольшое сельское кладбище.



26. А дальше — болото среди леса:



27. Дорожку даже досками выложили. Наверное, весной тут вода.



28. Ну а потом я выхожу на берег речки Ледь. Вознесенская церковь уже отлично видна. И отсюда на неё, наверное, самый хороший ракурс.



29. Вид вниз по течению. Недалеко отсюда Ледь впадает в Вагу.



30. Дальше я попадаю в деревню Пенигеевская, или, второе название, Ворбас (по ручью поблизости). Официально она уже нежилая, но дом справа выглядел обитаемым, и я видел возле него человека (возможно, живёт не постоянно). Кроме него, в деревне буквально только пара заброшенных домов. И, что интересно, в прошлом всё было иначе. Именно Пенигеевская была центром Ямской Горы, но в советское время вся жизнь ушла в Одинцовскую — там открыли и школу, и сельсовет, и колхоз.



31.



32. Ещё немного по дороге через сосновый бор:



33. И я выхожу к Вознесенской церкви. Хоть и, увы, она стоит заброшенной, но выглядит по-прежнему солидно. Ямскогорский приход существовал здесь с XVII века, и эта церковь была построена в 1826-1850 годах. На безлесном лугу она стоит не просто так — здесь раньше тоже была часть деревни Пенигеевской, носившая название Погост.



34. А ещё за церковью растёт мощная старая лиственница:



35. Обойдя храм вокруг, захожу внутрь. Это первый этаж с престолом Покрова Богородицы. В советские времена здесь сначала был склад зерна, а потом здание храма забросили.



36. Поднимаюсь на второй этаж и обнаруживаю здесь икону.



37. Вот и верхний этаж — собственно, Вознесенская церковь. Здесь местами сохранились росписи.



38. Причём оказывается, что довольно неплохо сохранились. Интерьеры этого храма впечатляют всё больше.



39. А дальше я вижу новые иконы. Похоже, что иногда тут служат, и есть попытки восстановления храма.



40. Да и есть ощущение намоленного места. Приятная атмосфера здесь, спокойная.



41. Дальше я пошёл на колокольню. Благо, лестница хорошо сохранилась.



42. Когда-то отсюда разносился звон на всю округу.



43. Впрочем, чего-то примечательного в видах отсюда нет — кругом просто лес.



44.



45. Пустошь бывшей деревни:



46. А вон и Ледь видна. С того высокого берега справа я и смотрел на церковь издалека.



47. А сверху облака плывут по небу:



48.



49. Но пора уже и спускаться.



50. Привал, перекус на скамейке у церкви, и я снова иду назад в Одинцовскую, а оттуда к трассе. Через тот же сосновый лес.



51. С берега Леди в последний раз взглянул на церковь, запечатлев ультразумом с расстояния пятисот метров колокольню, где только что был.



Уже вечереет. Времени ушло больше, чем я сначала предполагал. А до Двинского Березника, где у меня запланирован ночлег, ещё 90 километров. Поэтому я понимаю, что в Шеговары я уже не успею, и решаю ехать сразу в Березник. С автостопом сначала не везло, опять немного менял позицию. Только минут через двадцать застопил машину с московскими номерами. Водителем был довольно интеллигентный человек лет пятидесяти, бывший архангелогородец, уже двадцать лет живущий в Москве. Мне он говорил, что места вдоль трассы уже неинтересны, а стоит съездить в "настоящую глубинку" — либо в район Котласа, либо в Мезень (куда я и держу путь в итоге). Солнце садилось, вдоль дороги ложился туман, и уже на закате я вышел в Березнике и отправился в гостиницу. Стало заметно прохладнее, но пока ещё безоблачно. На следующий день мне предстояла куда более хмурая погода, по которой я поехал дальше на север, добравшись уже до Архангельска. Но об этом в следующий раз.


  • 1
не люблю вот такие деревни вдоль трактов, которые переросли в М5, М7 и т.п. Жизнь на проезжей части
Пост классный

Есть такое. Но здесь это не очень выражено. Вот деревни вдоль трассы СПб-Москва и правда выглядят уныло.

Да, очень красивый лес! А выложенная досками дорога - это что-то вроде гати для межсезонья

Скорее всего, так и есть

Фото 45 и подпись к ней заставила меня задуматься. Возвращение к природе, не скажешь, что была территория, возделанная человеком.


Ничем не примечательно - просто красиво)))
Спасибо! А если вдруг таки-будете в Котласе, с удовольствием виртуально к Вам присоединюсь - почему-то на карте он притягивает взгляд.

В Котласе я уже был. https://nord-ursus.livejournal.com/184082.html
Но там много интересного в окрестностях (от Устюга и Сольвычегодска до всяких глухих деревень), и туда ещё обязательно надо будет съездить.

Необычные избы такие. Огромные, по 5-6 окон на фасад. Неужели там одна семья живет? И еще заметила особенность: крыши выдвинуты, как бы сдвинуты вперед. У нас таких домов нет вообще.


Да, это традиционная северная изба. Там и жилые, и хозяйственные помещения — все под одной крышей (кстати, довольно странно, что в Сибири такой тип изб не прижился). Жила обычно одна семья, но иногда бывало, что и кто-то из детей, обзаводясь семьёй, продолжал жить там же. Я потом дойду до Мезенского района — там избы вообще огромные, ещё больше, чем здесь.

А почему изба называется пятистенная?

Потому что стен в ней пять, из которых одна внутри

17 - какой размах! Нравится облик северных домов :)
церковь хоть и заброшенная, но довольно добротная!


Да, причём именно на 17 фото довольно редкая конструкция

на №17 шестистенная изба,говорят,бывают и больше


Да, причём на 17 не очень тривиальная конструкция. У шестистенных чаще перерубы сочленённые (на Мезени много таких изб).

Отличные места!

Фото 14 - говорят, не повезет ))) Хотя тут не повезло как раз коту - поросенком стал )))

Фото заброшенной церкви напомнили мне храм в Волговерховье, рядом с истоком Волги. Но там, слава богу, идёт восстановление. В 2015-м было грустнее...

А в целом прекрасно! После прочтения все чаще хочется на север вместо юга )

А я в Волговерховье был буквально в конце октября. Только пост пока не написал. Там обе церкви уже вполне в неплохом состоянии.

Спасибо за статью!!!!!

Как много там неофициальных топонимов. Включая эти -ово вместо официальных -ская. Полагаю, когда-то по чьему-то указу стали писать -ская, хотя люди всегда -ово говорили.

17 -- слуховые окошки интересные по бокам. Необычные какие-то.

Скорее всего, так и есть. Шеговары на некоторых старых картах тоже подписаны как Шеговарская. Иногда бывают и двойные названия у одной деревни. Например, деревня Саунино возле Каргополя имеет второе название Кипрово.

В Шипуновской не в узбекской кухне питались? Вкусно у них и недорого!

Нет, точно не в ней. Обычное кафе там было, но я помню, что оно не единственное в этой деревне

  • 1