?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
nord_ursus
Почти в самом центре Беларуси, на северо-западе Могилёвской области, у границы её с Минской, есть одна глухая железнодорожная ветка. Начинается она от станции Верейцы рядом с городом Осиповичи и ведёт от магистрали Минск - Гомель вглубь лесов, до посёлка Гродзянка, после которого заканчивается тупиком через несколько километров. По этой малодеятельной ветке два раза в день ходит необычный поезд: это не дизель, как обычно бывает в Беларуси на не электрифицированных ЖД, а грузопассажирский поезд — тепловоз, плацкартный вагон и несколько цистерн. Именно этот поезд и стал поводом для однодневной поездки из Минска в Могилёвскую область в августе 2018 года.



Ехали мы вдвоём с Андреем schelkunov. Ранним утром встретились на вокзале в Минске и сели на скоростной "Штадлер" Минск - Гомель. Нам надо ехать до станции Осиповичи в ста километрах от Минска. За несколько минут до прибытия проезжаем без остановки станцию Верейцы, где видим ответвление на Гродзянку, куда нам и предстоит ехать.

2. Станция Осиповичи. Это уже Могилёвская область. На часах чуть больше восьми утра. Слева видна скоростная электричка, на которой мы приехали. Ну а в здание вокзала мы пошли купить билеты.



3. Вид в направлении Минска, откуда мы приехали. Девять километров в сторону Гродзянки, до станции Верейцы, мы будем ехать обратно в ту же сторону.



4. А вот и наш грузопассажирский поезд. До отправления осталось минут 15, и сейчас начнётся посадка.



На Белорусской железной дороге, в отличие от Российских и Украинских, не прижились пригородные поезда формата "тепловоз с вагоном". Исключения из этого правила — пригородный Крулевщизна - Лынтупы на западе Витебщины, где я (тоже вместе с Андреем) ездил годом ранее, а также поезд, на котором мы едем в этот раз. Но он ещё и грузопассажирский — таких и в России нигде нет (раньше были, но потом их запретили по правилам безопасности перевозок).

5. Зайдя в вагон, обнаруживаем, что он плацкартный, хотя в такого рода пригородных поездах обычно бывают сидячие вагоны (но и плацкарт иногда бывает). Пассажиров немного, и значительная их часть — железнодорожники. Нам до конечного пункта ехать полтора часа (расстояние 43 километра).



6. Трогаемся. За окном проплывает и удаляется станция Осиповичи — сюда мы сегодня ещё вернёмся. Мы ехали в конце вагона и довольно быстро обратили внимание на не очень обычный стук колёс из-за цистерн, прицепленных за нашим вагоном.



7. Первые 9 километров едем по магистральной линии Минск - Гомель (обратно в сторону Минска). Первая остановка — платформа Юбилейный.



8. А дальше — станция Верейцы с дореволюционным кирпичным вокзалом (возможно и 1879 года, когда была построена дорога). Где-то здесь же навстречу нам промчался поезд номер 100 Минск - Новоалексеевка, который раньше ходил до Симферополя, и на котором я в детстве дважды ездил в Крым, запомнив тогда по пути станцию Осиповичи.



9. После Верейцов магистраль остаётся в стороне:



10. Ну а мы едем на северо-восток, в болотно-лесную белорусскую глубинку:



11.



12. Некоторое время мы простояли в тамбуре. Жаль, что из-за цистерн сзади здесь не поснимать убегающую колею через хвостовое окошко. Но боковые окна зато более чистые.



Ветка, по которой мы едем, построена в 1911 году для вывоза леса с лесопилки в Гродзянке, основанной несколькими годами ранее князем Николаем Радзивиллом, происходившим из хорошо известного польско-литовского рода. Именно при лесопилке и вырос посёлок, куда идёт этот поезд. Расстояние по железной дороге от Верейцов до Гродзянки — 34 километра, но ветка с 1960-х годов продолжается ещё на 7 километров дальше (уже в Минскую область), где сейчас расположены битумный и асфальтобетонный заводы — поэтому здесь и ходит именно грузопассажирский с цистернами.

13. На 8-м километре ветки — остановка со странным названием Цель (рядом есть такая деревня).



14. Путейцы с дрезиной:



15. Дальше проезжаем под путепроводом трассы М5 Минск - Гомель:



16. Затем переезжаем реку Свислочь — ту же, на которой стоит Минск. У неё широкая болотистая пойма. Наверное, тут весной во время половодья красиво.



17. После реки появляется деревня Лапичи:



18. И поезд делает остановку на одноимённой станции:



19. Этот домик — скорее всего, ровесник дороги:



20. Автомобильные дороги здесь преимущественно грунтовые:



21. Платформа Осово:



22. И лес за окном:



23. Гомоновка. Платформа, маленький павильон, а кругом только лес. Деревня где-то в стороне.



24. Едем дальше. Одна из деревень по пути. Вроде, Кричевец.



25. И дальше — остановочный пункт Уборок. Это бывшая станция, где в прошлом даже был небольшой узел с 18-километровым ответвлением к станции Завишино (ныне посёлок Липень), закрытым и разобранным вскоре после войны. От "былой роскоши" в Уборке осталась, например, вот эта кирпичная постройка, тоже явно дореволюционная. Ещё есть основание водонапорной башни, но его снимок у меня совсем не вышел (но есть в отчёте Андрея).



26. Следующая остановка — Погорелое. Тут я вспомнил про станцию Негорелое под Минском. Названия из серии "Кому как повезло".



27. Последние километры перед Гродзянкой — в основном сосновый лес:



Видео:



28. Ну и наконец, после десяти утра, прибываем в Гродзянку и выходим из поезда. Кругом тишина белорусской глубинки. Проводница поезда здоровается и о чём-то разговаривает с дежурной по станции, немногочисленные пассажиры расходятся по деревне. Поезд обратно пойдёт только в пять часов вечера (но мы его дожидаться не будем и поедем в Осиповичи на автобусе), а перед этим тепловоз, после предварительной отцепки пассажирского вагона, отвезёт цистерны дальше к заводам.



29. Вокзал. Судя по всему, он деревянный, и снаружи обложен кирпичом.



30. Вид дальше в сторону тупика. После осмотра деревни мы отправимся в ту сторону пешком. Тут видны типичные атрибуты лесопильного посёлка: штабеля брёвен вдалеке, остатки коры от хлыстов.



31. И лесовозные грузовики. Это уже вид обратно — в сторону Осиповичей.



Ну и пока что на этом прервёмся. В следующий раз посмотрим саму деревню и её окрестности.

Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
Гродзянка и её окрестности
Осиповичи и почти географический центр Беларуси

  • 1
Странно,что пассажирский вагон поставили впереди цистерн. По-моему, было бы безопаснее, если бы он шёл в хвосте. Я, кстати, в детстве ездил грузопассажирскими поездами на юге, но это были обычные по сути пассажирские поезда с несколькими грузовыми вагонами в голове.

Edited at 2019-01-08 10:27 am (UTC)

Следующая остановка — Погорелое. Тут я вспомнил про станцию Негорелое под Минском. Названия из серии "Кому как повезло"
Есть у нас и Погорельцы, под Барановичами

Я ещё в конце августа потом был в деревне Погорелец в Архангельской области :) Но там происхождение другое — от слова "гора"

С учётом того, что подбарановичские Погорельцы тоже в холмистой местности и, по-моему, центр деревни там на холмике, задумался: не такое же ли у них происхождение названия?

И смысл в этой дороге? Лес с торфом вывозить?

Ну так здесь об истории написано. Строилась для вывоза леса, да. А теперь ещё для перевозки грузов к заводам, которые там в тупике

Не знал, что такие поезда еще ходят:)

Да, но это большая редкость. Хотя может быть, на просторах бывшего СССР ещё и есть где-то, кроме этого

Я так понимаю, этот пассажирский рейс потому ещё и жив, что железнодорожников надо на место работы подвозить, а тут всё равно цистерны и грузовые вагоны ездят, почему бы к ним вагончик не приделать?

Edited at 2019-01-08 12:00 pm (UTC)

Скорее всего, так и есть

Помню как раз на линии "Земцы - Жарковский", где мы познакомились, раньше такой ходил. Всё хотел посмотреть на это в действии, но так и не застал.

Да, я про эту ветку тоже вспомнил. Кажется, у Фетисова отчёт видел с грузопассажирским поездом

В Забайкалье еще несколько лет назад ходил грузопассажирский Куэнга - Сретенск с прицепными вагонами Чита - Сретенск. Сейчас он значится как пригородный. Надо посмотреть на работе, не цепляют ли к нему грузовые вагоны


Да, знаю про такой. Даже читал давний отчёт у Перископа про него. Сам бы съездил этим маршрутом. Но грузопассажирских, насколько я знаю, в России сейчас нет.

Да, так и есть, сретенский отдельным пригородным ходит всегда.


Крутая поездка :) И названия забавные. Я бы подумал, что "Гоманаука" - это научное предприятие такое. По изучению различных homo :)

Во как, только 3 января туда ездил, а потом в Рабкор.
Но грузовых вагонов не было, только пассажирский.
Оттуда, из Гродзянки, автобуса ждать не стал, уехал на попутках в Осиповичи. Первый мужик, увез меня в деревню Новоселки, утверждая, что это почти до Осипович. Оказалось, что это совсем в противоположной стороне, но пока это выяснилось машина уже успела отдалиться на почтительно ерасстояние от Гродзянки. От поворота на Новоселки, прошел километров 5, и вот в лесу, на трассе Р67, на 3 км до Свислочи. И лишь оттуда, я также на попутке уехал в Осиповичи, потом в Бобруйск

А тепловоз то непростой - из-под БЖРК :)

Да. Так и есть

  • 1