?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Гродзянка и её окрестности
nord_ursus
Гродзянка — бывший посёлок, а сейчас довольно большая деревня у края Могилёвской области. Здесь меньше ста километров до Минска (ближе, чем до Могилёва), и, в общем, таким уж медвежьим углом это место не назовёшь, но всё же здесь есть атмосфера глуховатой тёплой и ламповой белорусской глубинки. О ставших поводом для поездки сюда малодеятельной железнодорожной ветке и грузопассажирском поезде из Осиповичей я уже рассказал в прошлый раз. Теперь же посмотрим саму Гродзянку, а потом пройдём пешком несколько километров на север от неё по железной дороге.



2. Снова покажу общий вид станции. Грузопассажирский поезд, на котором мы с schelkunov сюда приехали, вокзал — изначально деревянный, а позднее обложенный кирпичом. Тихая глухая станция, где всё пассажирское сообщение исчерпывается этим поездом (но он ежедневный, и даже дважды в день), на котором людей ездит совсем немного.



3. Не спеша, идём по деревне. Времени у нас много: на часах чуть больше десяти утра, а обратно в Осиповичи мы поедем только в два часа дня на автобусе.



Гродзянка возникла на рубеже 19 и 20 веков как посёлок на базе двух маленьких деревень — Гродянец (от которого и получила название) и Ульяновка, после того, как князь Николай Радзивилл основал здесь лесопилку. В то время эти места были в составе Минской губернии, оказавшись под Могилёвом уже при советской власти. Название посёлка на многих старых картах записывалось как Гродянка, а буква З в нём появилась от особенностей белорусского произношения (так называемое "дзеканье" часто можно услышать даже в Минске). В 1911 году сюда провели железную дорогу для вывоза леса, и посёлок продолжал развиваться и в советское время благодаря лесозаготовкам. В 1935 году Гродзянка получила статус посёлка городского типа, а перед войной в ней насчитывалось 800 жителей.

4.



В 1960-е годы в Гродзянке жило больше тысячи человек, но потом население стало убывать. В 90-е годы объём лесозаготовок сильно сократился, и посёлок стал депрессивным, будучи в 2002 году снова "разжалован" в деревню. По данным 2010 года, здесь жило уже около четырёхсот человек, а сейчас, скорее всего, и того меньше. Местами попадаются заросшие участки, где явно раньше стояли дома, и до сих пор растут яблони.

5.



6. А в целом, здесь атмосферная белорусская глубинка с тишиной и чистым воздухом. Мне тогда подумалось, что, наверное, тут зимой особенно уютно. Мне вспомнался здесь посёлок Неболчи на Новгородчине (но он крупнее).



7. Диски от колёс на сарае — это, вроде, какая-то давняя народная традиция (только раньше были колёса от телег).



8. Небольшие зарисовки деревенской жизни:



9.



10.



11. Гродзянская фауна:



12. Львы "как в Питере" и досюда добрались:



13. Сходили мы и посмотреть кладбище, которое находится под сводами леса у края деревни. Сразу обращает на себя внимание братская могила партизан.



Во время оккупации, которая здесь, как и во всей Белоруссии, длилась три года, нацисты в марте 1942 года сожгли посёлок и убили огромное количество его жителей, в частности, создали здесь еврейское гетто, расстреляв потом всех евреев. Тяжёлые раны войны до сих пор хорошо видны на кладбище посёлка.

14. А именно — здесь довольно много могил людей, убитых карателями. В том числе детей и стариков.



15.



16. Ленточки на могилах — характерная белорусская особенность (насколько я знаю, обычно встречается в центре страны и в Полесье).



17. Идём неспешным шагом дальше по деревне:



18. Железная дорога, по которой мы приехали. Куда-то идёт вдоль рельсов человек с собакой.



19. Возле ЖД переезда обнаружилась какая-то старая кирпичная постройка, видимо, железнодорожного назначения. Судя по кладке, скорее всего 1911 года, когда ЖД была проложена. Верх, вероятно, позже надстроили.



20. И, скорее всего, оттуда же и это здание с полувальмовой крышей.



21. Людей на улицах мало. И как обычно и бывает в таких местах, на фоне тишины откуда-то доносится то лай собаки, то звук пилы, то чьи-то голоса.



22. Жёлто-зелёный дом — в белорусских деревнях и даже дачных посёлках это одно из наиболее распространённых цветовых сочетаний.



23. Разукрашенная автобусная остановка. С ней мы потом уезжали обратно в Осиповичи.



24. Вот такая вот глубокая Беларусь. Деревня приятная, живописная.



25. Немного деталей. Запомнились вот эти красивые ставни на чьём-то доме.



26. Ещё живность:



27. Раритетная советская табличка:



28. Как тебе такое, Карл Маркс?



29. Сделав круг по деревне, снова выходим к железной дороге, уже с другой стороны от станции. В небольших объёмах лесозаготовки здесь всё же сохранились, что видно по штабелям брёвен у путей. А на станции из нашего поезда выцепили пассажирский вагон, а тепловоз теперь забрал цистерны и увозит их дальше. Короткий, теперь уже грузовой, поезд отправляется со станции.



30. Как уже говорилось, в 4-5 километрах севернее, и уже на территории Минской области, находятся нефтебитумный и асфальтобетонный заводы, и в цистернах везут сырьё для них.



31. Приветственно свистнув, поезд проезжает мимо нас и скрывается в кривой.



32. И вслед за ним идём туда и мы. После станции колея поворачивает налево и идёт прямо на север.



33. Идём, шурша камнями по насыпи. Это продолжение ветки появилось в 1960-е годы, после постройки заводов.



34. Некоторые километровые столбики тут вообще деревянные. И как ни странно, от Гродзянки идёт новый километраж.



35. Потом оказалось, что их тут ставили по принципу "что Бог послал": некоторые километровые знаки явно взяты из других мест.



36. По обеим сторонам — лес:



37. Местами болота:



38. В этом месте был забавный случай. Я просто так подобрал с насыпи камушек и кинул его в воду, которая отозвалась звучным всплеском. "Маяться дурью, так вдвоём", — сказал Андрей, тоже подбирая камень, после чего в воде раздался ещё один "бултых". А вслед за этим там послышалось шуршание веток, которое быстро от нас удалялось — мы, видимо, спугнули кого-то из обитателей леса. Сначала подумали, что лося, но потом Андрей предположил, что это даже мог быть зубр, поскольку в этих местах вторая по численности в Беларуси (после Беловежской пущи) популяция этого животного.



39. Где-то тут проходит граница областей, и мы уже оказываемся в Минской области.



40. Так мы дошли до нефтебитумного завода, на месте которого когда-то была деревушка со странным названием Трёхгранный Дуб.



41. Поляна напротив завода была вся в дыму, а кое-где виднелось и пламя. Рядом находиться было жарко. Здесь то ли тушили лесной пожар, то ли просто сжигали брёвна (весьма опасным способом, однако — особенно если учесть, какое производство рядом).



42. Тут мы повернули обратно в Гродзянку — уже по автодороге, которая идёт параллельно железной.



43. У дороги — маленькая деревушка Колеина. Почти что хутор — буквально пара домов стоит.



44. А в этом кадре есть каламбур. По-белорусски "Каляiна" значит "колея", и после её "окончания" пожелание "Шчаслiвай дарогi" (на стенде чуть дальше) смотрится комично. В этом месте мы снова оказываемся в Могилёвской области.



45. На обратном пути из живности встретили ящерицу:



46.



47. Возвращаемся в Гродзянку с северной стороны. Именно тут и была деревня Гродянец.



48. Водонапорка с гнездом аистов — обязательная деталь белорусского пейзажа.



49. До автобуса на Осиповичи оставалось ещё около часа, который мы коротали уже просто отдыхая на скамейке автобусной остановки. А автобусом до райцентра оказался МАЗ большого класса, что смотрится непривычно: увы, но на аналогичном маршруте в российской глубинке, скорее всего, был бы ПАЗик. Причём в нашем случае автобус был сначала почти пустым, и мы даже говорили о том, что здесь эксплуатируется автобус неподходящего размера, но ближе к концу маршрута он прилично наполнился пассажирами, и тогда стало ясно, что Пазик или маленький МАЗ здесь бы набился битком, что, впрочем, я в Беларуси тоже наблюдал не раз — в Западной Витебщине или в Столбцах возле своей дачи.



Автобус до Осиповичей едет долго — больше полутора часов. Дорога не прямая, да и по пути он заезжает в военный городок Цель. В итоге мы второй раз за день оказываемся в Осиповичах — уже по другую сторону от ЖД вокзала. В следующий раз осмотрим это небольшой городок, а также отправимся к географическому центру Беларуси.

Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
Гродзянка и её окрестности
Осиповичи и почти географический центр Беларуси


  • 1
>>Диски от колёс на сарае — это, вроде, какая-то давняя народная традиция

Надо же, никогда не встречал.

Это, вроде, именно белорусское

обычно встречается в центре страны и в Полесье
На западе тоже видел. Вот на востоке - да, что-то не припомню

Не помню, видел ли я такие в своём Столбцовском районе. Надо будет летом присмотреться.

В Барановичском и Новогрудском видел точно, и не раз - значит, в Столбцовском уж тем более должны быть. Вот в родных местах матери, в Дзержинском районе, что-то не припомню. То я там в деревнях мало где был

А почему в Столбцовском тем более? Из-за того, что ближе к Центральной Беларуси?

Диски это, видимо, солярные знаки :)

Новый километраж потому что ЖД от Гродзянки подъездным путём уже считается.

Я просто помню, что мы и в Воловой Горе под Лепелем такие видели. И на паре домов (или сараев) там колёса от старых телег каких-то висели

Угу, подтверждаю, часто и сейчас такое вижу

На фото домов начала ХХ в. в Николаевской обл. (Украина) видел лепные солярные символы - колесо со спицами. В дискуссии, автор фото выложила и фото с автоколпаком, но одиночным.
В твоём случае - прикол. Но приметный.

Может быть. Но это не единственное место в Беларуси, где я такое видел. И даже тут не единственный сарай

Приятные фотки. Зимой смотреть на лето особенно приятно.))
Но сама местность действительно очень привлекательная. И совершенно отсутствует ощущение, что это другая страна.
Ещё удивили кладбищенские фотки. Это ж обычно щелкуновская тема ;) Но он небось туда тебя и затащил.)))

Смотрю, ты медведя на аватарке поменял.

Не поменял. У меня просто их несколько :)

ЖД смотрится атмосферно, там где идёт сквозь лес.
Но не понятно зачем целый тепловоз для таскания одного вагона. Не экономичнее ли было бы использовать автомотриссу?

Почему одного вагона? Там грузопассажирский поезд — тепловоз, пассажирский вагон и пять цистерн.

Красота! По такой ЖД действительно хочется ходить пешком.

Необычная традиция повязывания ленточки на кресте.
Каково это, работать на такой маленькой тупиковой станции, интересно :)


Может быть, даже и скучновато)

В такой деревеньке так здорово лето у бабушки проводить!!!А я бы и сейчас пожила ...тишина,покой ,травой пахнет...Очень интересно колодцы прикрыты, причем одинаково,никогда не видела ...Спасибо,и правда зимой особенно приятно летние фото рассматривать!

Зато если летом публиковать зимние посты, то сразу появляются не самые лестные отзывы по этому поводу :/

  • 1