Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Гродзянка и её окрестности

Гродзянка — бывший посёлок, а сейчас довольно большая деревня у края Могилёвской области. Здесь меньше ста километров до Минска (ближе, чем до Могилёва), и, в общем, таким уж медвежьим углом это место не назовёшь, но всё же здесь есть атмосфера глуховатой тёплой и ламповой белорусской глубинки. О ставших поводом для поездки сюда малодеятельной железнодорожной ветке и грузопассажирском поезде из Осиповичей я уже рассказал в прошлый раз. Теперь же посмотрим саму Гродзянку, а потом пройдём пешком несколько километров на север от неё по железной дороге.



2. Снова покажу общий вид станции. Грузопассажирский поезд, на котором мы с schelkunov сюда приехали, вокзал — изначально деревянный, а позднее обложенный кирпичом. Тихая глухая станция, где всё пассажирское сообщение исчерпывается этим поездом (но он ежедневный, и даже дважды в день), на котором людей ездит совсем немного.



3. Не спеша, идём по деревне. Времени у нас много: на часах чуть больше десяти утра, а обратно в Осиповичи мы поедем только в два часа дня на автобусе.



Гродзянка возникла на рубеже 19 и 20 веков как посёлок на базе двух маленьких деревень — Гродянец (от которого и получила название) и Ульяновка, после того, как князь Николай Радзивилл основал здесь лесопилку. В то время эти места были в составе Минской губернии, оказавшись под Могилёвом уже при советской власти. Название посёлка на многих старых картах записывалось как Гродянка, а буква З в нём появилась от особенностей белорусского произношения (так называемое "дзеканье" часто можно услышать даже в Минске). В 1911 году сюда провели железную дорогу для вывоза леса, и посёлок продолжал развиваться и в советское время благодаря лесозаготовкам. В 1935 году Гродзянка получила статус посёлка городского типа, а перед войной в ней насчитывалось 800 жителей.

4.



В 1960-е годы в Гродзянке жило больше тысячи человек, но потом население стало убывать. В 90-е годы объём лесозаготовок сильно сократился, и посёлок стал депрессивным, будучи в 2002 году снова "разжалован" в деревню. По данным 2010 года, здесь жило уже около четырёхсот человек, а сейчас, скорее всего, и того меньше. Местами попадаются заросшие участки, где явно раньше стояли дома, и до сих пор растут яблони.

5.



6. А в целом, здесь атмосферная белорусская глубинка с тишиной и чистым воздухом. Мне тогда подумалось, что, наверное, тут зимой особенно уютно. Мне вспомнался здесь посёлок Неболчи на Новгородчине (но он крупнее).



7. Диски от колёс на сарае — это, вроде, какая-то давняя народная традиция (только раньше были колёса от телег).



8. Небольшие зарисовки деревенской жизни:



9.



10.



11. Гродзянская фауна:



12. Львы "как в Питере" и досюда добрались:



13. Сходили мы и посмотреть кладбище, которое находится под сводами леса у края деревни. Сразу обращает на себя внимание братская могила партизан.



Во время оккупации, которая здесь, как и во всей Белоруссии, длилась три года, нацисты в марте 1942 года сожгли посёлок и убили огромное количество его жителей, в частности, создали здесь еврейское гетто, расстреляв потом всех евреев. Тяжёлые раны войны до сих пор хорошо видны на кладбище посёлка.

14. А именно — здесь довольно много могил людей, убитых карателями. В том числе детей и стариков.



15.



16. Ленточки на могилах — характерная белорусская особенность (насколько я знаю, обычно встречается в центре страны и в Полесье).



17. Идём неспешным шагом дальше по деревне:



18. Железная дорога, по которой мы приехали. Куда-то идёт вдоль рельсов человек с собакой.



19. Возле ЖД переезда обнаружилась какая-то старая кирпичная постройка, видимо, железнодорожного назначения. Судя по кладке, скорее всего 1911 года, когда ЖД была проложена. Верх, вероятно, позже надстроили.



20. И, скорее всего, оттуда же и это здание с полувальмовой крышей.



21. Людей на улицах мало. И как обычно и бывает в таких местах, на фоне тишины откуда-то доносится то лай собаки, то звук пилы, то чьи-то голоса.



22. Жёлто-зелёный дом — в белорусских деревнях и даже дачных посёлках это одно из наиболее распространённых цветовых сочетаний.



23. Разукрашенная автобусная остановка. С ней мы потом уезжали обратно в Осиповичи.



24. Вот такая вот глубокая Беларусь. Деревня приятная, живописная.



25. Немного деталей. Запомнились вот эти красивые ставни на чьём-то доме.



26. Ещё живность:



27. Раритетная советская табличка:



28. Как тебе такое, Карл Маркс?



29. Сделав круг по деревне, снова выходим к железной дороге, уже с другой стороны от станции. В небольших объёмах лесозаготовки здесь всё же сохранились, что видно по штабелям брёвен у путей. А на станции из нашего поезда выцепили пассажирский вагон, а тепловоз теперь забрал цистерны и увозит их дальше. Короткий, теперь уже грузовой, поезд отправляется со станции.



30. Как уже говорилось, в 4-5 километрах севернее, и уже на территории Минской области, находятся нефтебитумный и асфальтобетонный заводы, и в цистернах везут сырьё для них.



31. Приветственно свистнув, поезд проезжает мимо нас и скрывается в кривой.



32. И вслед за ним идём туда и мы. После станции колея поворачивает налево и идёт прямо на север.



33. Идём, шурша камнями по насыпи. Это продолжение ветки появилось в 1960-е годы, после постройки заводов.



34. Некоторые километровые столбики тут вообще деревянные. И как ни странно, от Гродзянки идёт новый километраж.



35. Потом оказалось, что их тут ставили по принципу "что Бог послал": некоторые километровые знаки явно взяты из других мест.



36. По обеим сторонам — лес:



37. Местами болота:



38. В этом месте был забавный случай. Я просто так подобрал с насыпи камушек и кинул его в воду, которая отозвалась звучным всплеском. "Маяться дурью, так вдвоём", — сказал Андрей, тоже подбирая камень, после чего в воде раздался ещё один "бултых". А вслед за этим там послышалось шуршание веток, которое быстро от нас удалялось — мы, видимо, спугнули кого-то из обитателей леса. Сначала подумали, что лося, но потом Андрей предположил, что это даже мог быть зубр, поскольку в этих местах вторая по численности в Беларуси (после Беловежской пущи) популяция этого животного.



39. Где-то тут проходит граница областей, и мы уже оказываемся в Минской области.



40. Так мы дошли до нефтебитумного завода, на месте которого когда-то была деревушка со странным названием Трёхгранный Дуб.



41. Поляна напротив завода была вся в дыму, а кое-где виднелось и пламя. Рядом находиться было жарко. Здесь то ли тушили лесной пожар, то ли просто сжигали брёвна (весьма опасным способом, однако — особенно если учесть, какое производство рядом).



42. Тут мы повернули обратно в Гродзянку — уже по автодороге, которая идёт параллельно железной.



43. У дороги — маленькая деревушка Колеина. Почти что хутор — буквально пара домов стоит.



44. А в этом кадре есть каламбур. По-белорусски "Каляiна" значит "колея", и после её "окончания" пожелание "Шчаслiвай дарогi" (на стенде чуть дальше) смотрится комично. В этом месте мы снова оказываемся в Могилёвской области.



45. На обратном пути из живности встретили ящерицу:



46.



47. Возвращаемся в Гродзянку с северной стороны. Именно тут и была деревня Гродянец.



48. Водонапорка с гнездом аистов — обязательная деталь белорусского пейзажа.



49. До автобуса на Осиповичи оставалось ещё около часа, который мы коротали уже просто отдыхая на скамейке автобусной остановки. А автобусом до райцентра оказался МАЗ большого класса, что смотрится непривычно: увы, но на аналогичном маршруте в российской глубинке, скорее всего, был бы ПАЗик. Причём в нашем случае автобус был сначала почти пустым, и мы даже говорили о том, что здесь эксплуатируется автобус неподходящего размера, но ближе к концу маршрута он прилично наполнился пассажирами, и тогда стало ясно, что Пазик или маленький МАЗ здесь бы набился битком, что, впрочем, я в Беларуси тоже наблюдал не раз — в Западной Витебщине или в Столбцах возле своей дачи.



Автобус до Осиповичей едет долго — больше полутора часов. Дорога не прямая, да и по пути он заезжает в военный городок Цель. В итоге мы второй раз за день оказываемся в Осиповичах — уже по другую сторону от ЖД вокзала. В следующий раз осмотрим это небольшой городок, а также отправимся к географическому центру Беларуси.

Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
Гродзянка и её окрестности
Осиповичи и почти географический центр Беларуси
Tags: Беларусь, Железная дорога, Малодеятельные железные дороги, Природа, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments