?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Осиповичи и почти географический центр Беларуси
nord_ursus
Осиповичи — небольшой (31 тысяча жителей) городок на северо-западе Могилёвщины, выросший благодаря железной дороге. Фактически он воспринимается как дальние окрестности Минска: хоть и область уже другая, но от белорусской столицы досюда чуть больше ста километров, и ходят прямые электрички, тогда как до Могилёва в полтора раза дальше, и, скорее всего, Минск здесь более сильный центр притяжения, чем Могилёв. В этот город мы с Андреем приехали из деревни Гродзянка, в которую ездили отсюда же на грузопассажирском поезде. На город у нас было пару часов, и осмотрели мы его довольно бегло (впрочем, большим количеством достопримечательностей он и не выделяется), после чего поехали на электричке в сторону Минска — к географическому центру Беларуси, до которого в итоге чуть-чуть не дошли.



2. Итак, после без малого двух часов дороги на автобусе из Гродзянки возвращаемся в Осиповичи. Проехав через полгорода, выходим из автобуса на привокзальной площади. Виден вокзал, слева от него же и автостанция.



Осиповичи как город — чистое порождение железной дороги. Деревня Осиповичи известна с XVIII века, и находилась она в двух километрах от современной ЖД станции (в наше время бывшая деревня давно поглощена территорией города). А в 1872 году здесь прошла Либаво-Роменская железная дорога (магистраль, связавшая Прибалтику с Украиной через Минск). Тогда и появились станция, и посёлок, ставший городом в 1935 году. До революции Осиповичи входили в состав Игуменского уезда Минской губернии (центр его, город Игумен, ныне называется Червень). При разделении Белорусской ССР на области в 1938 году город включили в состав Могилёвской области. В 1944-54 он побывал и в составе Бобруйской области, которую потом упразднили.

3. Нынешний вокзал уже советский, послевоенный:



4. Вид в сторону Минска (снято ещё утром):



Осиповичи — станция узловая. На запад уходит линия на Слуцк и Барановичи (как ветка от Осиповичей до станции Старые Дороги построена в 1896 году, потом в несколько этапов продлевалась), а на восток — на Могилёв (1931 год). А ещё до совсем недавнего времени Осиповичи были конечным пунктом электрификации со стороны Минска (поэтому поезда в Гомель сразу от Минска шли под тепловозами), но в 2015 году "шнурок" продлили до Жлобина, а в 2016 — до Гомеля.

5. Локомотивное депо (ТЧ-13):



Железнодорожная сущность этого города хорошо отражена в его гербе:



6. Какие-то железнодорожные здания сохранились с времён постройки дороги:



7. В том числе и водонапорная башня, с которой сейчас сотворили нечто очень странное, сделав ей шатровую крышу и пристройку со второй башенкой. Вроде как, там будет ресторан.



8. Отправляемся в город. Привокзальные кварталы:



9. Недалеко от вокзала стоит паровоз-памятник серии Эм (не очень часто такой встретишь).



10. Значительную часть города занимает частный сектор:



11. В котором нужно быть начеку:



12. Детская библиотека:



13. Поворачиваем на главную улицу, которая имеет более городской облик.



14. Это центр города. Наиболее многолюдное его место.



15. Детская школа искусств:



16. А это безымянная главная площадь города:



17. Райисполком за деревьями и типовой памятник Владимиру Ильичу:



18. Дальше начинается многоэтажный район, построенный в позднесоветские годы, когда город сильно вырос после постройки ряда предприятий: это завод автомобильнх агрегатов (вспомогательное предприятие МАЗа и БелАЗа), завод транспортного машиностроения, и ещё несколько маленьких. Дома здесь преимущественно минских серий (скорее всего, Минский ДСК и производил).



19. Рядом парк, за которым ещё несколько многоэтажных кварталов, а дальше город заканчивается. Мы туда уже не пошли, поскольку времени было маловато. При этом мы въезжали из Гродзянки именно с той стороны, не сообразив сразу, что лучше было бы там и выйти и идти к вокзалу пешком через центр.



20. Обратно к вокзалу идём второстепенными улицами:



21. Наличники, ставни, полувальмовая крыша. Сочетание, видимо, более характерное именно для Центральной Беларуси (на западе страны ставни у домов встречаются реже).



22.



23. Вернувшись к вокзалу, мы по крытому пешеходному мосту пошли в залинейную часть города. За путями — ещё одно дореволюционное железнодорожное здание.



24. Советская школа:



25. В целом, залинейная сторона Осиповичей выраженно второстепенная, и более тихая.



26. Мемориал Великой Отечественной войне:



27. Сталинки послевоенных лет. Часть залинейной стороны города занимает военный городок (и эти дома, видимо, тоже от него). Здесь есть две войсковых части, и на улицах нам попадалось много людей в форме.



28.



29. Но есть и здесь частный сектор:



30. А вот этот домик примечателен тем, что в 1938 году в нём останавливался будущий маршал Жуков — тогда ещё командир 6-го кавалерийского корпуса РККА. На фасаде есть мемориальная доска.



31. Ещё одна интересная достопримечательность города — деревянная Крестовоздвиженская церковь:



Необычна она не только своим обликом, но и историей: изначально она стояла не здесь, а в деревне Зборск в окрестностях города на реке Свислочь, где была построена в 1826 году, а здесь оказалась, как ни странно, при советской власти. В 1946 году Зборск попал в зону затопления при строительстве Осиповичской ГЭС, и был перенесён на берег водохранилища. А церковь перевезли в город, и здесь она стала действующей. Даже несмотря на смягчение отношения советской власти к религии в те годы, случай редчайший, и на удивление почти точно совпадает с историей церкви возле села Большие Поля рядом с городом Сланцы в Ленинградской области, в те же годы перевезённой из затопленного Нарвским водохранилищем села Низы. Но там церковь продолжала действовать, а в Осиповичах её через несколько лет закрыли, вернув верующим только в постсоветские годы.

32.



До электрички оставались уже считанные минуты (благо, билеты мы купили заранее), поэтому мы быстрым шагом пошли обратно на вокзал и отправились к географическому центру Беларуси. Уже в третий раз за сегодняшний день мы проехали перегон Осиповичи - Верейцы. Нам ехать без малого час до остановочного пункта Вендеж — это уже в Минской области, рядом с городом Марьина Горка. Я почти всю дорогу проспал.

33. Вылезаем на пустынную платформу. Электричка, посвистев, уезжает дальше в Минск. А солнце уже клонится к закату.



34. Итак, Вендеж. С ударением в этом названии есть неопределённость. Доступные источники говорят, что оно может ставиться на оба слога. При этом кассирша в Осиповичах, переспрашивая меня, докуда нужен билет, произнесла это название как Вендеж, а вот автоинформатор в электричке произносит его с ударением на второй слог. То же говорит и белорусскоязычная надпись на павильоне (замена Е на Я указывает на предударную позицию слога).



35. Вид в сторону Осиповичей:



Ну а теперь идём пешком (как потом окажется, не той дорогой) туда, зачем мы сюда приехали. Дело в том, что мы сейчас почти в географическом центре Беларуси — эта точка находится в двух километрах от железной дороги. Редкая страна, даже среди небольших, может похвастаться такой близостью столицы к географическому центру страны, как Беларусь: по прямой отсюда до Минска всего 50 километров.

36. Но пока внешне об этом ничего не напоминает. Вокруг нас поля. Вечернее солнце освещает стога сена.



37. Куда-то вдаль уходит ЛЭП. А мы бодро шагаем по полевой грунтовке.



38. Рядом — несколько мелких деревень:



39. И комбайны в вечерний час заканчивают работу:



40. А в небе — узор из облаков:



41. Ну а вон и виднеется наша цель — геодезический знак на точке географического центра страны. И тут-то и оказалось, что близок локоток, да не укусишь. Мы пошли не той дорогой, из-за чего подойти близко к знаку так и не смогли, потому что нас от него отделял мелиорационный канал. Карта показывала мостик через него в почти полутора километрах отсюда, но пойдя туда, мы бы не успели на электричку. Нам надо было изначально пройти чуть дальше вдоль ЖД путей и потом идти к центру через деревню Антоново.



Наглядно:



42. Так что постоять прямо в центре Беларуси так и не удалось. Но хотя бы посмотрели на него с расстояния четырёхсот метров. Интересно, доведётся ли мне когда-нибудь увидеть географический центр России (спойлер: это чрезвычайно труднодоступное место).



43. Мы пошли назад к железной дороге, застав её в лучах золотистого заката. Это вид в сторону Минска, и в кадре виден мостик через тот самый канал. Именно тут нам и надо было его перейти.



44. Пока ждали электричку, в сторону Минска прошёл грузовой под белорусско-китайским электровозом БКГ.



Нам надо было уже в Минск, но мы снова садились на электричку обратно в сторону Осиповичей. Наши железнодорожные перемещения того дня можно было описать фразой "туда-сюда, туда-сюда". Дело в том, что ближайшая подходящая нам электричка до Минска не делала остановку в Вендеже, зато делала на предыдущей остановке Техникум, на которую, в свою очередь, к ней можно было попасть отсюда электричкой обратного направления. То есть мы вернулись на одну остановку назад, и уже там через двадцать минут сели в электричку до Минска, снова проехав Вендеж без остановки. Таким образом, за один день перегон Осиповичи - Верейцы мы проехали три раза, а коротенький участок Вендеж - Техникум — так и все четыре!

45. Это уже платформа Техникум, расположенная на окраине города Марьина Горка, и названная из-за соседства с аграрным техникумом. Вид в сторону Минска. Солнце садится на северо-западе.



46. Ну а потом приехала электричка на Минск, до которого мы ехали чуть больше часа. На обратном пути, уже в сумерках, я заснял станцию Руденск с вокзалом конца XIX века.



Затемно приехали в Минск. Я пошёл домой (в смысле, к своим родственникам, у которых всегда в Минске останавливаюсь), так что для меня поездка получилась чисто однодневной, а Андрею ещё предстояло ехать ночным поездом до Витебска. На этом рассказ об этой короткой поездке я завершаю.

Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
Гродзянка и её окрестности
Осиповичи и почти географический центр Беларуси


  • 1

7 - какая занятная модификация водонапорки! Получилось пхоже на небольшой форт.
Да, я тоже подумал, что до географического центра России добраться будет ох как непросто)


Да, это я ещё не самый интересный ракурс подобрал. Ещё интереснее вот так: https://railwayz.info/photolines/photo/70834
А совсем ещё недавно она выглядела так: https://railwayz.info/photolines/photo/1494

Мотивы Восточной Пруссии, не иначе)


По-моему, красиво. Была башня, стал целый замок. И Осиповичам достопримечательность, и за башней, глядишь, следить будут, чтоб не обветшала. Нравятся мне водонапорки, жалко, когда они разрушаются.

Много раз проезжал Осиповичи, но в самом городе никогда не был


В общем-то, не особенно выдающийся город

Интереснее всего в городе водонапорка:)

Мне церковь показалась интереснее :)

Да, хорошо помотались. Занятно, что вариант с откатом на одну остановку подсказал Яндекс.

Знакомые места. У нас в деревне Антоново остался дом от бабушки, используем его сейчас как дачу. Как раз напротив центра Беларуси :)

Бывал там с самого детства и понятное дело, что никто из местных и не подозревал о том, что на поле рядом с "озером" (а в 80-ые это было вполне себе полноценное озеро) находится такая приметная точка. Потом уже приехали телевизионщики, взяли интервью у моего крестного :) и стали рисовать радужные перспективы в духе Великого комбинатора: сделаем точку притяжения, построим гостиницу, поедут к вам многочисленные туристы с фотоаппаратами...

Впрочем, отчасти оказались правы. Вон Константин аж из самого Петербурга заехал :)

Ну это мы скорее по пути заехали. К тому же, я в Минске ежегодно бываю :)
А как, кстати, местные ставят ударение в названии Вендеж?

Я привык говорить ВЕндеж, а вот родственники, наоборот, говорят ВендЕж. Хотя это, скорее всего, буквальный перенос белорусского ВяндзЕж на русский.

Я просто заметил, что на БЧ (да и на РЖД, наверное) частенько ляпы бывают с ударениями, которые в белорусском языке ещё и влияют на написание. Мой любимый пример — это платформа МезИновка между Негорелым и Столбцами. Которая, на самом деле, МЕзиновка, или даже МЕзеновка (деревня поблизости именно так называется)

Честно говоря, сам я всегда считал, что правильно МЕзиновка. Хотя Википедия говорит, что корректно говорить МезИновка (что по-русски, что по-белорусски). Одним словом, можно только порадоваться тому, как много простора для творчества дает нам обычная топография :)

Ну, с другой стороны, там рядом деревня Мезеновка, что указывает на то, что буквы И в этом названии вообще нет. Скорее всего, трансформация происходила так: кто-то на слух записал название МЕзеновка как "Мезиновка" (всё равно подразумевая ударение на первый слог), а кто-то потом неправильно поставил ударение. Хотя я не исключаю, что название ЖД платформы могло уже и официально закрепиться с другим ударением (тем более, что всю жизнь помню, что в электричке именно так объявляют). Но суть в том, что в белорусском языке, в отличие от русского, ударение может отражаться на написании. И там в электричке объявляют по-белорусски с ударением на второй слог, а на табличке на самом о. п. написано "Мезiнаўка" (а значит, ударение на первый слог, иначе бы писалось через Я).
Ещё на Брестском шоссе есть поворот на деревню Хамiчы, а рядом с ним автобусная остановка с названием "Хомiчы" :) Опять-таки, пишется по-русски Хомичи, и ударение из этого написания не явствует. А люди, которые точно не знают, ставят его по-разному.

Edited at 2019-01-09 08:01 pm (UTC)

Вы же знаете, у нас те же Столбцы как только не называют: и Стаўбцы, и Стоўбцы, и Стоўпцы...

Интересно, что у нескольких городов Беларуси ударение в русском и белорусском языках по-разному ставится (кроме Столбцов, ещё Несвиж, Мозырь и Толочин, может и ещё какие есть).

А географический центр России где-то в тайге, поди?)

Да, на севере Красноярского края, в Эвенкии

Столько аналогий между Осиповичами и Барановичами... Только что Барановичи крупнее значительно, конечно

"Интересно, доведётся ли мне когда-нибудь увидеть географический центр России (спойлер: это чрезвычайно труднодоступное место)"
Да уж, загуглил - на пригородной электричке не съездишь :)

Мне вообще представляется, что Барановичи, в каком-то смысле, квинтэссенция железнодорожной Беларуси. В Орше, конечно, тоже узел крупный, но она и без железки древний город.

Есть такое, в Барановичах бы города без железной дороги не было - до постройки станции была только маленькая деревушка Барановичи (до сих пор оставшаяся на карте города в виде частного сектора на глухой окраине), а центром округи всегда была Новая Мышь (или в более глобальном понимании - Новогрудок). А потом уже как сошлось несколько дорог (да ещё и в стратегическом месте) - вот и появился немаленький по белорусским меркам город. Что касается Орши, то там тоже перёкрёсток шести дорог, но ветки на Лепель и Кричев по загруженности (я тут даже больше о грузовом транспорте) с барановичскими не сравнить

Кстати, надо будет мне Барановичи посетить наконец. С дачи-то я могу одним днём съездить (ну или проездом по пути в какое-нибудь Гродно, куда я как раз в этом году хочу доехать). Только не говорите мне, что там смотреть нечего :)

Edited at 2019-02-18 12:57 pm (UTC)

Не скажу - тут столичный блогер аж несколькими постами про город разродился, так что тут точно можно что-то найти: https://blisch.by/

Если предупредите заранее, и не буду работать, то могу и поводить по городу (в том числе, за пределы центра вывести, а то приезжие обычно максимум между двумя вокзалами за пару часов пробегают)

Edited at 2019-02-18 01:57 pm (UTC)

Хорошо. Буду иметь в виду

  • 1