?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Мурманск - 2018. Разное
nord_ursus
Наглядно показав, как выглядит самый тёмный день в году в мурманскую полярную ночь (ради которой я сюда и поехал в конце декабря), теперь просто покажу некоторые детали и виды города, который я посетил уже во второй раз, а потому подробно о нём снова рассказывать уже не буду. Больше всего времени я проводил в центре — на проспекте Ленина, Пяти Углах и поблизости от них. Фотографии делались в разные дни — 22 и 25 декабря.



2. Собственно, проспект Ленина — главная городская магистраль. В кадре видно правительство Мурманской области (слева). Также можно увидеть новогодние украшения. К Новому году Мурманск украшен, конечно, скромнее Петербурга.



3. Дом Главсевморпути (1938 год). В центре Мурманска сохранилось довольно немало интересной советской архитектуры, причём преимущественно довоенного времени. На тот момент молодой заполярный город был ещё совсем небольшим, но архитектура подчёркивала, что это не абы какой город, а арктическая столица СССР.



Неформальной столицей российского Заполярья город остаётся и в наши дни. Проживает в нём 295 тысяч человек, и это крупнейший город мира за полярным кругом. А также единственный в России заполярный областной центр. Город довольно молодой — он основан в 1916 году, то есть совсем недавно только отпраздновал столетие.

4. Памятник Герою Советского Союза пулемётчику Анатолию Бредову, который погиб на западе Мурманской области в 1944 году, когда, попав в окружение, подорвал себя гранатой вместе с несколькими гитлеровцами.



5. Новогодние украшения на площади Пять Углов. Люди гуляют или просто проходят мимо, и активно фотографируют их, или сами фотографируются на их фоне.



6.



7. Сквер напротив площади:



8. Проспект Ленина идёт дальше на юг. Мотив новогодних гирлянд-растяжек над проспектом явно отсылает к морю и полярному сиянию (которое мне в эту поездку увидеть не довелось).



9. Многолюдный в течение всего дня проспект. Гирлянды на деревьях здесь довольно забавно смотрятся: Мурманск находится на границе зон тайги и лесотундры, и большинство деревьев здесь именно такие — неказистые, кривоствольные, больше напоминающие высокие кусты. Впрочем, не везде — встречаются в Мурманске и вполне нормальные высокие деревья (да и в этом кадре их можно увидеть). Кстати, стоит отметить, что в более восточных заполярных регионах России зона тундры простирается намного южнее: в Мурманске заметно влияние Гольфстрима, делающее его климат мягким для этих широт.



10. Памятник Ленину на фоне довоенного дома:



11. Железнодорожный вокзал. Мурманск — редкий пример крупного города, в котором вокзал находится рядом с главной площадью. От вокзала до Пяти Углов — бувально пара минут пешком.



12. Соединяет их улица Воровского, идущая в створе фасада вокзала. Она продолжается дальше Пяти Углов и, как видно, тоже украшена.



13. Дальше она становится пешеходной:



14. А потом бульвар переходит в лестницу (это в городе встречается часто из-за его рельефа), на которой недавно поставили памятник святому Николаю Чудотворцу — он считается покровителем мореплавателей.



15. Вид вниз. Оказывается, перспектива улицы замкнута на ЖД вокзал, хотя, стоя возле него, об этом вообще не подумаешь. В первый приезд я сюда не ходил.



16. Перейдём теперь к ЖД вокзалу. Это вид с пешеходного моста над путями. Полдень 25 декабря, и справа видна только что прибывшая из Москвы "Арктика" (на которой я в тот же вечер уехал в Питер). Слева можно увидеть паровоз-памятник с семафором, которого в мой первый приезд ещё не было (поставлен в 2016 году). Ближе к нему подойти я так и забыл.



17. Железнодорожная станция в Мурманске вплотную примыкает к морскому порту. Пути заставлены грузовыми поездами, а за ними вдалеке возвышается несколько уровней многоэтажных районов. Такой очень типичный мурманский пейзаж.



18.



19. Портовые краны подсвечены. А ещё в этом кадре виден грузовой электровоз 3ЭС5К. Это тоже одно из изменений: если в 2015 году большинство грузовых поездов здесь ходило под советскими электровозами ВЛ80, то за прошедшие три года в депо Кандалакша сильно обновили подвижной состав, и старые ВЛы как-то совсем стало не видать.



20. Морской вокзал капитально реконструировали, изменив почти до неузнаваемости. Но мне старый вариант всё-таки больше нравился. Кстати, факт его реконструкции в наше время довольно удивителен, если учесть, что пассажирское сообщение здесь ограничено единственным теплоходом "Клавдия Еланская", который ходит до закрытого города Островной (там навигация круглогодичная), несколько раз за лето выполняя рейсы до села Чаваньга на Терском берегу Белого моря.



20а. Так выглядел морвокзал в 2015 году. Уже тогда он готовился к реконструкции и был обнесён забором.



21. Причал на берегу Кольского залива. За счёт Гольфстрима в Баренцевом море мурманский порт не замерзает (собственно, этому город и обязан своим появлением). По той же причине в Мурманске не очень-то холодная зима, несмотря на расположение за полярным кругом: зимняя средняя температура здесь около -9 градусов (примерно как в Ярославле или в Самаре), и не являются редкостью зимой плюсовые температуры, не говоря уже о том, что здесь нет вечной мерзлоты. При мне здесь температуры варьировались от -7 до -18 в разные дни. Одна из моих любимых загадок на тему российской географии: какой из двух морских портов России — Таганрог и Мурманск, является незамерзающим?



22. Знаменитый атомный ледокол "Ленин", который я посещал в 2015 году. Первый атомный ледокол в мире.



23. Ещё из нового. В 2016 году (к столетию Мурманска) на улице Челюскинцев открыли мемориал "Покорителям Арктики". Он и раньше здесь был, но сильно обветшал, и теперь сделали новый. В тёмное время он очень ярко подсвечен.



24.



25.



26. Пейзаж Мурманска из Скалистого района (он же "Гора Дураков"). В кадре видна вдалеке гора Горелая (253 метра над уровнем моря) — самая высокая точка города.



27. Типовые многоэтажки с какими-то узорами:



28. Проспект Героев-Североморцев:



В прошлый раз я уже упоминал о нетривиальной мурманской топонимике. С одной стороны, в городе есть и банальные советские названия вроде проспекта Ленина или улиц Карла Маркса и Коминтерна. Но в то же время городская топонимика здесь пропитана духом Арктики. Это улицы Шмидта, Челюскинцев, Папанина. Улицы, в названиях которых, помимо фамилии, присутствует слово "капитан": Капитана Пономарёва (первый капитан атомного ледокола "Ленин"), Капитана Буркова, Капитана Орликовой. Разумеется, есть и улицы в честь героев Великой Отечественной войны: упомянутый проспект Героев-Североморцев, или улица Героев Рыбачьего, где находится одна из троллейбусных конечных. Ну а есть совсем уж оригинальные названия, как улица Полярные Зори (это не только город) и даже улица Сполохи!

29. Городской парк возле Семёновского озера тоже украшен к Новому году. Деревья всё такие же лесотундровые.



30.



31. Типичный мурманский двор. Характерная для всего Крайнего Севера деталь — пятиэтажки без балконов.



32. Плакат на стенде в центре города. "Алёша" (памятник защитникам Заполярья) на фоне очертаний Мурманской области.



33. В Мурманске, как и в Питере и Ленинградской области, часто можно увидеть вот такие рождественские свечи в окнах. Мода на них пошла из Финляндии, и распространена в России только в северо-западных регионах. В одном новом мурманском доме я видел такие свечи почти во всех в окнах, подумав сначала в шутку, а потом и вполне всерьёз, что это подарок от застройщика.



34. А ещё в Мурманске самая северная в мире троллейбусная система. А вот так выглядит самая северная в мире троллейбусная остановка — "улица Адмирала Лобова", конечная маршрута №4.



35. Район, где она находится:



36. Снова проспект Ленина. Новое здание областного управления ФСБ — массивное и помпезное, со стилизацией (причём довольно неплохой) под сталинский ампир. В мой первый приезд ещё строилось.



37. ТРЦ "Мурманск-Молл" напротив него:



38. Двор недалеко от главной площади:



39. "Трус не играет в хоккей":



40.



41.



Ну и на этом закончим. В следующий раз отправимся в Колу — город-спутник Мурманска, прилегающий к нему с южной стороны.

Полярная ночь. Декабрь 2018:
Про полярную ночь в общих чертах
Полярные Зори
Мурманск. День полярной ночи (22 и немного 25 декабря)
Мурманск. Разное
Кола
Териберка

МУРМАНСК - 2015 год:
Порт и центр города
От центра до Зелёного Мыса
Зелёный Мыс и южные окраины
Абрам-Мыс. Посёлок-пригород на другом берегу Кольского залива
Атомный ледокол «Ленин»

  • 1
Мда, есть изменения. Я, кстати, в гостинице "Арктика" даже пожить успел, еще до ремонта.

А на улицу капитана Орликовой забредал, чтоб сверху кадры поэффектнее снять - она представляет из себя совершенно реальный скальный выступ, на краю которого стоят девятиэтажки.

Свечи принял бы за ханукальные :)

Я как раз на улице Капитана Орликовой жил в 2015 году в гостинице в одной из этих девятиэтажек

А свечи такие в Питере очень распространены. И в моём доме, и в нескольких соседних во многих окнах они есть. В Карелии это тоже распространено

Edited at 2019-01-11 05:43 pm (UTC)

Одна поправка - Мурманск находится в таёжной зоне. Здесь единственное место в мире, где тайга узким языком выходит к Северному Ледовитому океану. Ну, не совсем к нему, к Кольскому заливу. Собственно лесотундра и тундра начинаются тоже рядом - по вершинам сопок рядом с Мурманском, а сплошной зоной где-то с 20-го километра по дороге на Териберку, или после развилки на Полярный, если ехать в сторону Норвегии. В сторону Финляндии дорога идёт по долине реки, поэтому тундры там тоже идут по вершинам сопок. В черте города лесотундру можно увидеть пожалуй только у Алёши, на Зелёном мысу. Ну может ещё на Горелой горе тоже.
Мурманский морской вокзал отремонтировали в ожидании морских круизных судов. Они заходят в порт и швартуются у единственного причала, который напротив вокзала.

Ну это скорее уже пограничье тайги с лесотундрой. На глаз в районе Алёши уже всяко лесотундра. Где пониже — сложно судить, так как природы в первозданном виде уже нет, но деревья, высаженные на проспекте Ленина, ближе к лесотундровому типу

Летом памятник Николаю Чудотворцу ещё был в плёнке, а на лестнице шли работы.

Я там рядом ночевал одну ночь, на Сомова.

Морской вокзал это моя боль. Так испоганить советскую архитектуру еще надо уметь:)

Сейчас он, вроде, не так уж ужасно выглядит. Но это если не учитывать, каким он был раньше. Просто зачем так кардинально переделывать — непонятно

36. Снова проспект Ленина. Новое здание областного управления ФСБ — массивное и помпезное, со стилизацией (причём довольно неплохой) под сталинский ампир. В мой первый приезд ещё строилось.

Офигеть. Крайне необычный прецедент!

Да, я тоже удивился. Сначала я подумал, что это элитный жилой дом какой-то

Очень круто! Многие места хорошо знакомы.)))
Кстати, мы тоже в 2015 году побывали на ледоколе "Ленин".

Назначение морского вокзала непонятно в принципе. Мы ж когда на "Еланской" собирались путешествовать, билеты покупали на автовокзале. А затем просто шли на причал и садились в теплоход. Правда, тогда морвокзал как раз реставрировался, и, возможно, просто не функционировал ещё. Может быть, сейчас билеты на "Еланскую" уже там продают.

Не, летом на Еланскую в автокассе продавали билеты, а морвокзал уже фунциклировал.

Самобытный город.
А мне понравилось, каким Морской вокзал получился) хоть и пропорции совсем другие, но сохранена преемственность стиля - хорошо, что не пластиком фасад заложили.
И здание ФСБ отличное! С ходу можно и не догадаться, что новодел.


Я бы, может быть, тоже не догадался. Но помню по первому приезду, что его там не было, и тогда оно ещё строилось)

Вроде как морской вокзал принимает туристические круизные лайнеры, но вот сколько их там бывает - мне неизвестно. Я не видел ни одного, но и в Мурманске я в основном бываю проездом, в ожидании поезда при возвращении из более дальних поездок

В Мурманске даже есть места, где растут клены и липы. Правда клены (остролистные, типичные для средней полосы) скорее по форме напоминают большие кусты, а липы цветут не в июле, а в сентябре. Но тем не менее для Заполярья климат в Мурманске очень даже неплохой.

Об этом неоднократно в этом посте говорится

Уважаемый, (не знаю как Вас зовут)!
После войны Мурманск имел вот такой вот вид http://waralbum.ru/18520/
и тех зданий, о которых Вы говорите, как о довоенных, не было. Всё это было построено после.

Ну во-первых, по вашей ссылке всего одна фотография, которая сама по себе не говорит о состоянии всего города после войны. Во-вторых, там же написано "В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек.": три четверти — не весь город же.
Ну а в-третьих, есть немало вот таких фотографий центрального проспекта Мурманска довоенного и военного времени:
1934 год: https://pastvu.com/_p/d/y/8/j/y8ja64uk52zstz4thl.jpg
1940 год: https://pastvu.com/_p/d/r/p/5/rp5cemoyt47t9gvfp2.jpg
https://pastvu.com/_p/d/j/x/9/jx96y5xxna0fa647hk.jpg
1941: https://pastvu.com/_p/d/j/v/m/jvmep42papueipc8i9.jpg
1943: https://pastvu.com/_p/d/1/n/q/1nqsb7byh5y3k98oj7.jpg

При желании можно и ещё найти. Не отрицаю, что все эти здания могли получить повреждения во время войны, но это не делает их зданиями послевоенной постройки. Архитектура этих домов тоже указывает на довоенный период: после войны уже в другом стиле строили. Да и информацию о том, что, например, дом Главсевморпути, который у меня на фото 3, построен в 1938 году, я не с потолка взял, а из доступных источников.

Как это нет вечной мерзлоты? Есть, была и всегда будет. Зимы в Мурманске относительно тёплые только в последнее время, видимо, на фоне всемирного потепления. Раньше никаких плюсовых температур не было никогда. Морозы стояли начиная с середины ноября и до конца марта. Бывало, мы несколько дней не ходили в школу, потому что температура держалась ниже 25 градусов. Я уж молчу про ветра и снегопады.

Вечной мерзлоты в Мурманске нет. Там среднегодовая температура выше нуля — этот факт делает наличие вечной мерзлоты невозможным. Вот наглядная карта, на которой это видно. Мурманск в зоне островного её расположения. То есть, грубо говоря, местами она пятнами встречается там, где повыше и холоднее (в горах, то есть).



Касаемо относительно тёплых зим — так было всегда, потому что речь шла об относительности для заполярных широт. Мурманская область (точнее, даже побережье Баренцева моря и места, к нему прилегающие) — самый тёплый регион российского Заполярья, благодаря Гольфстриму в Баренцевом море. В Мурманске средняя температура января порядка -10 градусов, а в Воркуте, которая тоже за полярным кругом, но гораздо восточнее, уже -19. Дотуда Гольфстрим не достаёт. Об этом и шла речь.

Раньше никаких плюсовых температур не было никогда.

Сейчас нашёл и посмотрел архив погоды за период 1966-1975 годов. В каждую зиму там были дни с температурой выше нуля.

Морской вокзал реконструировали, потому что эта "Еланская" была и, видимо, есть коммерческий пароход, помимо прочего. На ней устраивали корпоративы, школьные выпускные и прочие праздники, а так же просто прогулки для туристов. Плюс, в здании вокзала был, и наверное есть, ресторан "Волна", кстати, очень не плохой.

  • 1