?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Каменка. Пригород Мезени
nord_ursus
Рядом с городом Мезень, на другом берегу одноимённой реки и в трёх километрах севернее, стоит посёлок Каменка, насчитывающий 2 тысячи жителей. Скорее всего, это самый молодой населённый пункт Мезенского района — Каменке немногим больше ста лет. Рабочий посёлок при лесопильном заводе (который ныне уже не действует) — вроде бы, обычная для Архангельской области история (таких посёлков много даже в составе самого Архангельска). Но Каменка интереснее, чем можно подумать: во-первых, она просто выделяется на фоне старинных мезенских деревень, как нечто иное, не столь свойственное этому краю, а во-вторых, у посёлка, безусловно, есть и свой облик.



Чтобы попасть из Мезени в Каменку, нужно переправиться через реку. Моста там, конечно же, нет (через Мезень вообще только один мост, и находится он в Республике Коми, в верховьях), и пассажиры ездят на катере, а машины переправляются на пароме. Катер ходит три раза в день, причём расписание его непостоянно. Дело в том, что, как я уже писал, низовья Мезени подвержены беломорским приливам и отливам, которые заходят в реку на 60-70 километров от устья. И катер может ходить только по высокой воде. А время приливов, как известно, изменяется в зависимости от фаз луны. Поэтому расписание переправы привязано к ним — один рейс на утреннем приливе и два на вечернем, либо наоборот. Узнав накануне расписание по телефону, я решил ехать в Каменку утренним рейсом — в семь часов. Катер ходит от пристани Кривка (хотя там пристани как таковой и нет — он просто пристаёт носом к пляжу), и к каждому рейсу подведён городской автобус, что очень удобно, так как пешком на Кривку идти далеко.

2. На Советском проспекте, рядом с гостиницей, где жил, я сел на автобус, и минут через десять был на берегу реки. Каменка виднеется вдалеке.



3. А вон уже и катер "Сиверко" — быстрый, как ветер, в честь которого назван.



4. Это судно ходит здесь недавно — с 2014 года. Тогда "Сиверко" построили специально для Мезени на Костромском судомеханическом заводе. Переправа сейчас стоит 83 рубля — дорого, но раньше было ещё сложнее: до появления "Сиверко" официальной переправы здесь вообще не было, и людям приходилось ездить на частных моторных лодках "по заполнению", что обходилось ещё дороже.



5. Пять минут, и я на левом берегу. Кроме меня, в салоне ехало только три человека, а вот в обратную сторону поток гораздо больше, и катер выполнял рейс в два захода. Во-первых, видимо, многие жители Каменки работают в Мезени, а во-вторых, утром многие уезжают в Архангельск.



6. Река Мезень широка и могуча. В низовьях её ширина приближается к двум километрам. Не хуже Двины в Архангельске.



До центра посёлка почти три километра, и на другом берегу тоже ходит автобус, согласованный с расписанием переправы. Такой же Пазик, где все те же пассажиры заняли те же самые места. Кстати, вполне возможно, что Каменка — самый маленький населённый пункт России, в котором есть свой внутренний автобус.

7. Минут через пять выхожу из автобуса на центральной площади посёлка.



Каменка возникла в конце XIX века. Начало посёлку было положено в 1872 году, когда лесопромышленник Николай Русанов основал здесь лесопильный завод и морской порт (до моря почти 40 километров, но порт предназначался для морских судов). В 1892 году мезенские купцы братья Ружниковы открыли второй лесозавод (в советское время оба завода объединили в Мезенский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат). Выбор места вполне очевиден: самые низовья реки, куда сверху по течению можно сплавлять лес, а доску потом отправлять по морю. С 1938 года Каменка является посёлком городского типа (и образует отдельное городское поселение).

8. Площадь и сцена. Здесь, как и в городе, улицы выложены бетонкой.



Но, к сожалению, лучшие времена у Каменки позади. В постсоветское время постепенно прекратили своё существование и лесокомбинат, и порт, а посёлок пришёл в глубокий упадок. Сейчас в Каменке живёт только 2 тысячи человек, но было значительно больше: на момент распада СССР тут жило 4 с половиной тысячи, а в 1960-е годы население превышало 6 тысяч, то есть Каменка тогда была даже больше Мезени. Снабжение тут в советские времена тоже было лучше, чем в городе.

9. Мемориал воинам-землякам в небольшом сквере:



10. В пейзаже Каменки зияет теперь уже заброшенный завод, трубы которого хорошо видны издалека с другого берега реки. К нему ещё подойдём поближе.



11. Улицы посёлка. Слева виден "Социальный магазин" — про эту местную мезенскую сеть я уже упоминал.



12. Сарай с коньком крыши в прямом смысле. Такие мы ещё увидим в большом количестве в мезенских деревнях.



Если Мезень с Архангельском хотя бы связывает теперь уже постоянная автодорога, то Каменка летом является "автомобильным островом", так как на машине отсюда можно выехать только при помощи парома. Зимой, конечно, ситуация изменяется: помимо ледовой переправы в город, здесь действует зимник вдоль левого берега в Кимжу (то есть чтобы доехать до Архангельска, не нужно пересекать реку дважды), а также зимник в село Долгощелье на северо-западе района (вроде, на внедорожниках туда иногда и летом ездят).

13. Летом на улицах Каменки есть и вот такая проблема. Посёлок стоит на болотистом месте. Пока действовал завод, проблему решали, засыпая дороги собранной там стружкой и опилками. Но теперь их брать неоткуда. И это ведь ещё погода была довольно сухая. Кстати, найдёте собаку на фото?



14.



15. В Каменке я увидел несколько неожиданных вещей. Вот, например, поселковый дом культуры, построенный в 1930-е годы.



16. Да это ведь конструктивизм! Причём смешанный, кирпично-деревянный. Конечно, очень скромный его образец, но вот уж в глухом углу Русского Севера найти здание в этом стиле никак не ожидаешь.



17. Рядом — пара кварталов с цельной деревянной застройкой сталинского времени. Смотрится, надо сказать, стильно и довольно необычно. Наверное, когда эти дома только построили, красивый был посёлок.



18. В общем, у Каменки есть своё лицо. Сохранившийся в цельном виде деревянный рабочий посёлок. Не так уж и часто такое встречается.



19.



20. А ещё в Каменке, помимо повсеместных в этих краях пешеходных мостков, сохранились деревянные мостовые (опять же, спасение от болотной грязи). Причём доски тут поставлены на ребро.



21.



22. Возвращаюсь на площадь. Это — мезенский филиал областной энергетической компании.



23. Новодельная часовенка:



24. Детская площадка:



25. А это река Каменка, по которой посёлок получил название:



26. Рядом с площадью стоят ещё две двухэтажные "деревянные сталинки". Раньше ещё была третья между ними, но её снесли как ветхое жильё, причём остатки после сноса так и не разобрали — их видно в кадре. Дом на заднем плане тоже уже расселён.



27. Рядом построили новый дом для переселения:



28. А этот дом жилой. Выглядит тоже интересно, но это уже типовой проект — такие же есть в Архангельске.



В этом доме, в одной из квартир на втором этаже, находится небольшой местный музей, созданный энтузиастами, и его я тоже посетил. Заведует музеем Лидия Николаевна — пожилая местная жительница, в прошлом работавшая учителем русского языка и завучем в каменской школе. Мне она провела экскурсию (для чего я ей предварительно позвонил, узнав номер телефона у Марины), затем угостив чаем.

29. В основном, музей посвящён истории Каменки. Помимо текстов и фотографий, есть тут и воссоздание интерьера квартиры 1950-х годов.



30. Побывав в музее (а провёл я там целых два часа — торопиться некуда, так как обратный катер в Мезень только в три часа дня), погулял ещё по посёлку. Вблизи устья реки Каменки видны остатки порта. А на берегу, под красной крышей, стоит дом братьев Ружниковых, построенный в 1894 году. До недавнего времени там было заводоуправление ЛДК.



31. А вот и сам бывший завод. Высокая труба, которая слева — это бывшая ТЭЦ. Ныне завод являет собой печальное зрелище. Разруха. Кстати, вот этот корпус из красного кирпича — это тот самый лесозавод Ружниковых, 1890-х годов постройки. Это один из самых северных в России памятников старопромышленной архитектуры (как выяснилось, севернее есть только в Нарьян-Маре).



Завод постепенно угасал в постсоветские годы, окончательно встав уже около десяти лет назад. Как уже говорилось, я знаком с его последним директором — петербуржцем Ильёй Забежинским, который пытался завод возродить, занимаясь несколько лет поисками инвесторов, но это, увы, не увенчалось успехом: при этом причина этого заключалась не столько в отдалённости Мезени и сложностях логистики, сколько в устаревшей системе цикла производства, которая много лет не видела модернизации.

32. Возле заброшенного завода сейчас шумит дизельная электростанция (в кирпичном здании справа).



33. Ещё раз покажу вид издалека, с северной окраины Мезени:



34. Рядом — спуск к реке. И здесь сохранилось такое интересное сооружение, как деревянный конвейер для подачи брёвен из реки на завод (как уже говорилось, лес сюда поставляли путём сплава). Эта конструкция — уже советских времён.



35. Отсюда хороший вид на мезенские речные дали. Широка река. В 25 километрах севернее уже начинается её эстуарий, а дальше и Мезенская губа Белого моря.



36. Река заметно мелководнее, чем была утром. Сейчас отлив. Но прилив уже снова начинается: было заметно, как река начинает течь вспять, и вода в ней прибывает.



Поснимал тут видео. Обратите внимание, как гулко звучит ветер. Это дыхание Арктики: такой звук ветра я не раз слышал в Заполярье, но не слышал в Архангельске. Отсюда всего шестьдесят километров до полярного круга, и тайга уже здесь плавно сменяется лесотундрой.



37. Вдалеке видна Мезень. Примерно пять километров до тех домов.



38. А вот и уже знакомый аэропорт (от него и сделан снимок завода издалека).



39. Здесь, возле берега, ещё несколько старых зданий. Это, например, бывшая радиостанция порта.



40. Есть и заброшки:



41.



42. Возвращаюсь в посёлок:



Каменка выделяется на общем фоне Мезенского района, где, кроме самой Мезени, большинство населённых пунктов — это старинные деревни с давними традициями. Здесь — не свойственный этим местам заводской рабочий посёлок, и без малого полуторавековой возраст Каменки — очень маленький, по мезенским меркам. Впрочем, большинство жителей Каменки всё равно корнями из этих мест — на завод ехали работать преимущественно люди из мезенских деревень. Но, конечно, тут всё иначе, чем в деревнях. К примеру, в Каменке нет такого чистого мезенского говора, какой можно в них услышать.

43.



44. Идёт жизнь:



45. Люди, как могут, украшают своё хозяйство:



46. Река и стоянка лодок. Прилив наступает — минут через десять эти лодки уже окажутся на воде.



47. А один старый карбас теперь украшает пейзаж на берегу:



48. А на воде теперь преобладают моторки:



Приближалось время обратного катера в Мезень. Но я не торопился, и решил до берега дойти пешком, а не ехать на автобусе. Успел ещё зайти в сосновый лесок на южном краю посёлка и пособирать чернику, которая в конце августа там всё ещё оставалась.

49. Ну а потом пришёл к реке. У обрывистой красно-бурой щельи уже собирается народ. Некоторые, как и раньше, едут на тот берег на моторных лодках.



В три часа дня, когда прилив завершился, на берег снова пришёл "Сиверко". Народу полно, многие пассажиры ехали стоя, а часть осталась на берегу, дожидаясь второго захода через десять минут. А третий рейс катера в этот же день будет в шесть вечера — к концу прилива, после которого снова наступит "малая вода". Во время рейса пошёл дождь, и на берегу уже под ним я шёл от катера к автобусу. Дождь продолжался до вечера, а потом небо засияло красивым закатом, который я уже показывал в рассказе про город. О Каменке на этом всё. Дальше отправимся в старинные и живописные мезенские сёла, расположенные на реке вверх по течению от города. Следующие рассказы будут про них.


  • 1
Спасибо, хоть посмотрел, что за Каменка. Сам я до неё в 2010-м не доехал.
Что касается самого северного старого завода - то кажется я эту фразу тогда и бросил. Но несколько лет спустя обнаружил краснокирпичные постройки тех же лет в Нарьян-Маре, вернее одном из его посёлков. Это тоже был лесозавод, с которого по сути и начинался город.

О, интересно. Внёс поправку.
А посёлок — да, довольно нетривиальный

Улица с досками на ребре прикольная, не видел таких еще.

Да, я тоже раньше не видел

Деревянные мостовые это необычно. А дома 26, 28 -- довоенные или после-, интересно?

Эти дома строились в 30-х.Они были одними из первых 2-этажками в поселке.Самые ближние к заводу.Остальные были барачного типа.Впрочем,на заглавном снимке двухквартирник-их было построено 12 зданий для ИТР в т.н."директорском квартале".3-комнатные квартиры с русской печью на кухне, чуланом и туалетом.

Фото 39.Здание бывшей радиостанции порта.
А вообще материал хороший.Спасибо!

Спасибо! Внёс дополнение

Собаку было очень легко найти
Деревянная мостовая удивила, жаль, что завод закрыли. Новый дом для расселения выглядит ужасно, даже на новый не похож.

Да почему ужасно? Дом как дом. Другое дело, что часто эти новые дома для расселения ветхого жилья строят абы как. Не знаю, как там, но в Карелии это частая история.

дереванны постройки длают местность уютной. Но лето коротко, холод, темно . ..Наверное, одно пенсионеры и дачники остались ...?

Есть и молодые, но уезжают потихоньку, увы

Здорово, что не так давно решили проблему рейсового транспорта из райцентра, поставив новый катер.
Деревянный конструктивизм, мостовые из досок ребром очень колоритны!
А еще впечатляет скорость прилива. На реке, пусть и в низовьях, это смотрится необычно.


Да, в общем-то, приливы на реках — не такое уж и редкое явление в приморских районах. Но обычно приливы в реку заходят на считанные километры, а здесь аж на 60-70

... зачем там жить?

А зачем жить в Москве, Питере или Сочи?

Приятное место: даже по фотографиям чувствуется, какая там тишина и чистый воздух. Хорошо, когда на машине трудно доехать :)

В тишине и чистом воздухе действительно не откажешь, но вообще Каменка посёлок печальный (по описанным здесь причинам). Вот Мезень как-то поуютнее.

"Если Мезень с Архангельском хотя бы связывает теперь уже постоянная автодорога, то Каменка летом является "автомобильным островом", так как на машине отсюда можно выехать только при помощи парома. Зимой, конечно, ситуация изменяется: помимо ледовой переправы в город, здесь действует зимник вдоль левого берега в Кимжу (то есть чтобы доехать до Архангельска, не нужно пересекать реку дважды), а также зимник в село Долгощелье на северо-западе района (вроде, на внедорожниках туда иногда и летом ездят)"

Интересно, что на гуглокартах есть дорога, ведущая прямо от переправы на запад через Сояну в сторону Архангельска, очень долго чётко видная на гуглоснимках - но продолжение её отследить не удалось, увы, из-за того, что район дальше на запад снят нечётко



Edited at 2019-03-07 12:19 pm (UTC)

Это зимник. На спутниковом снимке он виден, потому что под него сделана просека. Вроде, в Долгощелье на уазиках иногда и летом ездят.

UPD: Проверил. Похоже, там от Сояны зимник идёт вдоль р. Кулой на юг, в сторону Пинеги. Но это не прямо на Архангельск. Так что из Мезени и Каменки в Архангельск всё равно круглый год ездят только по одной дороге.

Edited at 2019-03-07 01:01 pm (UTC)

Воссозданный интерьер на 29 фото -мое деревенское детство у бабушки по отцовской линии, хоть у родственников на Тамбовщине.

Впечатляющие виды отлива и прилива вблизи моря !


В полнолуние самые мощные приливы.В детстве,бывало,с ног сшибало.В устье достигает высоты в 9 метров.

В Кимже попался мне в руки журнал "Достояние севера", как раз про Мезенский район был номер. В статье про Каменку (да, впрочем, и во всем журнале) удивил позитивный настрой. Да, дескать, денег мало, зато вот школу отремонтировали полностью, еще о сделали и это. У вас вот написано, что катер новый. Не совсем депрессия-то, выходит?

Безусловно есть и положительные моменты. Но в целом всё же печально, так как градообразующего предприятия Каменка лишилась

  • 1