?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Тепловозы ТЭП60. Ушла эпоха
nord_ursus
Как сообщил мне schelkunov, намедни в Витебске отставили от работы самый последний тепловоз модели ТЭП60. Когда-то это была одна из самых массовых моделей пассажирских (в смысле, предназначенных для пассажирских поездов) тепловозов в СССР, а затем и ряде постсоветских стран. Железнодорожный пейзаж без них много лет был немыслимым, много их действовало ещё двадцать лет назад. Они строились с 1960 по 1985 год на Коломенском тепловозостроительном заводе, и всего их было выпущено 1357 штук (включая двухсекционную модификацию). В России последние "шестидесятые" списали в 2009 году, а вплоть до 2019 года эти тепловозы действовали в Беларуси, где их последним оплотом стало депо Витебск, а до декабря 2018 года — ещё и Минск. По случаю я решил сделать небольшой пост на память, собрав буквально несколько имеющихся у меня фотографий этих локомотивов.

1. Беларусь, станция Красный Берег (Гомельская область), 2015 год. Это тепловоз ТЭП60-0560 (депо Минск-Сортировочный), ведущий поезд Гомель - Минск. Тепловоз этот построен в 1973 году и списан в ноябре 2016 года.



2. Вечером того же дня удалось поймать этот тепловоз ещё раз — уже в Бобруйске. Ведёт он поезд того же маршрута. Кстати, эти снимки исторические не только из-за присутствия в них ТЭП60, но и из-за запечатлённой на них тепловозной тяги на маршруте Минск - Гомель. На тот момент контактная сеть со стороны Минска доходила только до Жлобина, но уже в 2016 году её довели до Гомеля, и из Минска поезда туда стали ходить под электровозами.



3. А это уже август 2018 года, Минск. Фотографию я сделал в момент отъезда обратно в Питер, через окно поезда. Тепловоз ТЭП60-0149 (построен в 1979 году) — его списали через два месяца после создания этого снимка. После него остался последний в Минске ТЭП60-0151, списанный в декабре.



Беларусь оставалась своего рода небольшим заповедником этих ламповых тепловозов, и последним из них стал упомянутый в самом начале витебский ТЭП60-0429 (построен в 1971 году). На самом деле, я там в последние несколько лет не так уж и редко их встречал (почти всегда — в Минске и его ближних окрестностях), но фотографий, к сожалению, сделал совсем мало.

Скорее всего, в моём детстве (которое пришлось на вторую половину 90-х-начало и середину нулевых), на моём главном железнодорожном маршруте детства Санкт-Петербург - Минск, мне доводилось ездить на поездах, у которых в голове были именно эти тепловозы. Во-первых, до середины 2000-х они ещё эксплуатировались в депо Санкт-Петербург-Варшавский и Великие Луки (правда, в последние несколько лет действующих уже совсем мало было), и работали на плече Петербург - Новосокольники, а значит, вполне могли водить поезда, идущие из Питера в Беларусь. Ну а в Новосокольниках начинается плечо белорусских локомотивов, и там, в свою очередь, могли ставить витебские ТЭП60. Кроме того, в 2002 и 2004 годах мы дважды ездили на поездах из Минска в Крым, а значит, в том числе и по участку Минск - Гомель. Но, к сожалению, хоть и, даже не разбираясь ещё в моделях, визуально различать ЖД технику я уже более-менее умел, "шестидесятые" я в ту пору не запомнил, так что полагаюсь на вероятность, которая довольно высока.

4. А это не моё фото. Его я нашёл на сайте Trainpix. Это 1999 год, Витебский вокзал в Питере, тепловоз ТЭП60-1226 (приписан был к депо Великие Луки, и списан в числе последних на РЖД — в 2009 году, хотя последние года три уже не действовал). Автор — А. Тимохин. Источник.



Но теперь ушла эпоха, и в качестве действующих локомотивов эти красивые тепловозы мы уже не увидим. Но на несколько сохранённых экземпляров остаётся возможность любоваться в виде памятников и музейных экспонатов.

5. В июле 2018 года два кадра я сделал в опять же белорусском Бресте. Это Брестский железнодорожный музей, который я не посетил (он тогда был на реконструкции, причём открылся буквально на следующий день), но немного поснимал снаружи через забор. ТЭП60 виден справа, ещё, кстати, в советском окрасе. Ну а слева — паровозы Л и П36.



6. А здесь ещё один слева, уже в окрасе Белорусской ЖД (а правее его — М62 и экспериментальный тепловоз 2ТЭ109).



7. Ну а это снова Петербург. Новый музей железных дорог России, открытый в 2017 году (я его посетил в марте 2018). Этот тепловоз построен в 1967 году и списан где-то в начале 2000-х, после чего был экспонатом старого ЖД музея.



В общем, история железнодорожной техники перелистнула очередную страницу.


  • 1
Красивый тепловоз. Жаль, что плавные линии больше не в моде

Да, для всего транспорта раньше такие округлые формы были характерны

Дизайн 60-х. Потом рублено-топорное вошло в моду


Да, округлые формы рулят! Это вроде и для аэродинамики хорошо.

Кстати, в Белоруссии был весьма старый парк этих локомотивов, 1970-х годов выпуска. А проездили они в итоге намного дольше своих более молодых собратьев в России и на Украине.


Ага, я к этим подписал годы выпуска

Тепловоз на фото 6 я тоже видел в Бресте. Если что, моя версия снимка (фото 18) тут https://ebelyaev.livejournal.com/24419.html

Да, там он лучше виден :)

Они, помню, ещё бубнили двигателем так забавно.

Да, их вроде даже "бубнилками" называли :)

Красивые. Формами похожи на трамвай Татра Т3 :)
В Забайкалье почему-то грузовые тепловозы и под пассажирские поезда ставили.


Так из той же эпохи


Это довольно распространённое явление в тех местах, где в близлежащем локомотивном депо нет пассажирских локомотивов. Например, на Северной ЖД это часто практикуется. Поезда в Архангельск, к примеру, часто от Обозерской до Архангельска таскают 2ТЭ10, потому что ТЭП70 на СЖД есть только в Котласе и Иваново. И в той же Архангельской области я видел пригородные поезда аж под маневровым тепловозом. Да и в 2017 году я в Галиче садился на поезд Москва-Абакан, у которого в голове был вообще ВЛ80 :) (но это уже редко бывает)

На Забайкальской пригородные под маневровым - обычная история :)


Всегда жалко, когда старичков списывают.
Спасибо за речь и снимки.

Да, помню, в детстве в отпуск ездили только под такими тепловозами.

Кстати, с прошедшим Днём рождения вас :)

Помню первую дальнюю поездку по железной дороге - на Соловки в июне 1999-го. От Медгоры до Идели (электрификация заканчивалась тогда там) наш поезд вёл как раз сдвоенный ТЭП60. Жаль, железную дорогу мне, десятилетнему пацану, тогда фотографировать в голову не пришло.

А ещё в поезде по внутрипоездному радио транслировали АББУ, для усиления антуража так сказать.

Да, в депо Кемь как раз базировались двойные 2ТЭП60

  • 1