?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Окрестности Выборга. Перово - Гончарово - Пальцево
nord_ursus
Шестого марта я съездил в однодневную поездку на Карельский перешеек, посетив при этом три посёлка в ближних окрестностях Выборга. В посёлке Гончарово я однажды уже был — четыре года назад, но подробно его тогда не смотрел. В этот раз наконец реализовал давнюю идею пройти пешком от Перово через Гончарово до Пальцево. Это 13 километров по дороге среди леса. Как раз в тот день выдалась хорошая солнечная погода — можно сказать, каноническая для начала марта: ясное небо с уже греющим солнцем, но при этом ещё морозный воздух, который, однако, на солнце хорошо прогревается. В девять часов утра, как раз когда я выходил из дома, в Петербурге было -18 градусов, а к середине дня потеплело до -5.



Мой маршрут на карте:



Первым делом — две остановки на метро, а там на платформе Удельная сажусь на выборгскую "Ласточку", которая идёт до Выборга чуть больше часа, останавливаясь только в Зеленогорске и Рощино.

2. После приезда в Выборг у меня есть почти полтора часа до автобуса, на котором я поеду в Перово. Поэтому я пошёл немного прогуляться по Выборгу — разумеется, по давным-давно знакомым местам. Вот шведская Круглая башня:



3. Рыночная площадь и рынок начала XX века, до сих пор действующий по назначению:



4. И выборгский Старый город с тихими узкими улочками:



5. Ну и замок. Куда же без него. С другой его стороны я наблюдал активную реставрацию.



6. Вид с Крепостного моста на морской порт. Несмотря на конец зимы, и на то, что это внутренняя часть залива, лёд выглядит каким-то непрочным. Возможно, влияет то, что в порту постоянно ледоколят фарватер.



От моста я пошёл потихоньку обратно к вокзалу. Теперь уже на автовокзал, который рядом с железнодорожным. Там я пообедал и вскоре сел на пригородный автобус Выборг - Гончарово. До его конечного пункта я потом дойду пешком, но моя первая цель — Перово, которое на два километра ближе.

7. Итак, Перово. До него автобус ехал 25 минут. Типичный для Карельского перешейка посёлок с пятиэтажками 121-й серии. Народу в автобусе было много. Целая толпа вышла.



Название Перово, как и практически все русские названия на Карельском перешейке, появилось в 1948 году. И образовано оно нетипичным для этих мест способом, так как дано не по фамилии кого-либо из участников войны, а по созвучию со старым финским названием Суурперо (Suurpero). При финнах это была довольно обычная деревня, но сейчас крупный посёлок — около двух тысяч жителей.

8. Но по площади Перово маленькое. Как ни странно, здесь почти нет частного сектора, и почти все жители живут в этих 4- и 5-этажных домах. Буквально несколько дворов.



9. За дворами хорошо виден лес. Через этот лес и идёт дорога из Выборга, по которой я сюда приехал.



10. Пройдя через дворы, я вижу одинокий деревянный домик. Обшивка вертикальными рейками сразу выдаёт в нём старую финскую постройку. Таких в этих местах довольно много.



11. Подхожу поближе. Видно, что дом жилой. Но главное не это, а то, что этот дом — бывший железнодорожный вокзал. И сохранился здесь не только он, но и насыпь бывшей железной дороги, и даже, как здесь хорошо видно, платформа!



Железная дорога была здесь совсем недавно. У меня ещё сохранилось старое, где-то середины 2000-х годов, расписание электричек с Финляндского вокзала, где ещё есть направление Выборг - Вещево. Эту железную дорогу, идущую от Выборга вглубь Карельского перешейка, построили финны в 1920-е годы. Изначально она доходила до Валкъярви — ныне это посёлок Мичуринское, где я был в 2014 году, и видел там остатки давно не существующей станции. После разрушений во время двух войн её восстановили лишь наполовину — до станции Житково (бывшее Ристсеппяля). А в постсоветские годы сначала, в 1999 году, её обрезали до станции Вещево, и уже десять лет назад — в 2009, закрыли окончательно.

12. Перовский вокзал был построен в 1942 году (предыдущий сгорел годом ранее во время боёв). Теперь это представитель жанра "вокзал без железной дороги", и в нём живут люди. Ну хоть это спасёт его от перекраски в серый цвет.



13. Табличка с названием станции до сих пор висит. Вероятно, она ещё советская.



14. Помимо вокзала, рядом с ним сохранился ещё и явно бывший железнодорожный дом.



15. Ну и, конечно, отлично сохранилась насыпь. Ещё десять лет назад тут ходил пригородный поезд из Выборга. Рельсы разобрали в 2012 году, а вот шпалы, вроде, до сих пор лежат, но под снегом. А насыпь, впрочем, осталась по всей трассе — вплоть до самого Мичуринского, то есть даже там, где поезда не ходят уже больше семидесяти лет.



16.



17. По другую сторону от насыпи уже официально начинается Гончарово. Правда, в этой его части преимущественно дачи.



18. От станции по насыпи дохожу до бывшего железнодорожного, а теперь скорее пешеходного моста через речку Перовку (старое название — Perojoki). Вот на мосту шпалы видны.



19. Справа от моста — бывший опытный механический завод, который закрылся примерно тогда же, когда и железная дорога. Кстати, у него есть старый финский корпус (при финнах там был завод гвоздей), но его посмотреть я, к сожалению, не сходил. Впрочем, я в Перово ещё планирую побывать, и, возможно, уже в этом году.



20. И вот зачем. Железнодорожная насыпь уходит вдаль. В кадре видна идущая туда женщина на лыжах. У меня есть желание в тёплое время года (зимой по снегу сложнее) пройти пешком эту насыпь до Житково или хотя бы до Вещево.



21. Профиль насыпи хорошо виден со стороны:



22. Но это уже в другой раз. А пока что я сворачиваю с бывшей железной дороги и иду в Гончарово — в северном направлении. Мартовское солнце уже ощутимо греет, и под его лучами ночной и утренний морозец заметно ослаб — уже только восемь градусов ниже нуля.



23. Природа в ожидании весны:



24. На отшибе увидел заброшенный дом — тоже явно финский, довольно интересный.



25. Рядом лес:



26. А с другой стороны — луг, за которым видно Гончарово. Главная черта пейзажа — яркость. Совершенно ослепительная. Концентрированное сочетание белого и голубого цветов, от которого непроизвольно щурятся глаза, а фотографировать можно на максимально коротких выдержках. Хоть и солнце ещё не так высоко, как летом, но снег ещё не тает, а потому остаётся белым и рассеивает солнечный свет.



Здесь я обнаружил, что пошёл не тем путём. Дело в том, что на картах дорога в Гончарово здесь обозначена, но оказалось, что не всю её зимой чистят от снега, и, проходя мимо одного дома, я увидел, что дорога тупо закончилась. Впереди тупик, хотя карта считает, что дорога продолжается. Идти обратно и делать крюк в полтора километра мне не очень хотелось, и я решил попробовать пройти напрямик через заснеженный луг. Как оказалось, не зря: хоть и снег глубокий, но от недавних оттепелей образовался довольно твёрдый наст, который затем засыпало свежим снегом. Так что идти по нему было вполне нормально, и ноги в снег не проваливались.

27.



28. Взяв курс на посёлок, лежащий в прямой видимости, я вскоре снова оказался на дороге и дошёл до Гончарово.



29. Посёлок встретил двухэтажной заброшкой, но дальше оказался вполне себе оживлённым.



30. Так выглядит самый центр Гончарово. Маленькая своего рода площадь, где доминантой служит "Пятёрочка".



31. Гончарово — посёлок поменьше Перово (полторы тысячи жителей), но тоже с пятиэтажками. И при этом именно Гончарово, а не Перово является центром сельского поселения.



При финнах это была деревня Кяхяри (Kähäri). Происхождение нынешнего названия посёлка уже вполне типично для Карельского перешейка: назвали его в честь старшего сержанта Красной армии Николая Гончарова, погибшего в бою поблизости отсюда 27 июня 1944 года.

32.



33. Дворы:



34. Дети идут из школы:



35. Ну а это главная достопримечательность посёлка. Возле уже показанной "площади" с "Пятёрочкой" (этот кадр сделан спиной к ней) протекает речка Перовка (ниже Перово по течению), а на ней — плотина и бывшая деревянная мельница. Тоже, как нетрудно догадаться, финская — построена где-то в 1920-х годах. Довольно впечатляющее сооружение. Нечасто встретишь деревянные постройки такой высоты.



36. Речка выше плотины:



37. А ниже встретилась полынья от незамерзающего переката:



38. Бросаю последний взгляд на посёлок:



39. И иду, теперь уже по дороге, дальше на север. До конечной цели — Пальцево, остаётся 8 километров.



40. На заснеженной дороге я уже дышу воздухом мартовского хвойного леса.



41. В паре километров от посёлка — лесной хуторок. Это бывший финский хутор Куриккала, и, возможно, домик тоже ещё финской постройки. Но нынешние хозяева, как видим, решили подчеркнуть государственную принадлежность территории. Сначала я подумал, что домик заброшен, но потом увидел, что подъезд к воротам расчищен от снега.



42. Бодрым шагом иду дальше. Здесь хорошо, движение по дороге совсем не оживлённое. Машины проезжают раз в 10-15 минут.



43. А вокруг — пока ещё зимний лес:



А в такие же дни в начале марта 1940 года по этой дороге моим же маршрутом шли советские войска, выполняя задачу по окружению Выборга в самом конце Советско-финской войны. Из исторических артефактов военного времени здесь ещё есть в лесу остатки финских блиндажей, но уже 1944 года. Их, правда, я не искал, так как под глубоким слоем снега вряд ли их можно разглядеть.

44.



45.



46. Где-то тут меня обогнал велосипедист, с которым я обменялся коротким приветствием.



47. Иногда у обочин попадается типичная деталь местных ландшафтов — гранитные валуны. Некоторые небольшие, иные огромные. Эти среднего размера.



48. Лес ближе к Пальцево становится светлым сосновым бором:



49. Потом ненадолго сменяясь берёзами. Поблизости отсюда дорога примыкает к другой дороге — идущей из посёлка Житково.



50. Лесной ручеёк. Течение сильное, поэтому не замерзает.



51. Вскоре я дошёл до развилки: налево — на Выборг, а направо — последние полтора километра до конечной цели. Вокруг снова появляются дома. Здесь дорога уже более оживлённая, машин больше, и навстречу мне проехал автобус Гвардейское - Выборг.



52. Тут небольшой посёлок Смирново (бывшая деревня Манниккала) — ныне почти полностью дачный. На пригорке — ещё один старый финский дом.



53. За деревьями видно озеро Смирновское (бывшее Мюкюлян-ярви). Нормального подхода к берегу я не нашёл, и пришлось довольствоваться таким видом.



54. Из озера вытекает речка, и исток, как это обычно бывает, тоже не замерзает. В этом месте зимуют лебеди.



55. А дальше происходит неожиданное. Дорога взбирается на высокий путепровод над железной дорогой. Открыли его буквально полгода назад. Учитывая не самые большие объёмы движения на железной дороге и не очень сильный трафик на автомобильной, целесообразность путепровода вполне петербургского масштаба здесь не очень ясна.



56. Выхожу к железной дороге. Виден путепровод, а на переднем плане — будка бывшего переезда.



57. Рядом с железной дорогой посёлок Пальцево (бывшая деревня Тали). Он совсем маленький (постоянное население меньше ста человек, и есть дачники). Внимание привлекает вон та заброшенная постройка.



58. Фактически уже просто руины. Это бывшая конюшня. Построена, скорее всего, ещё до революции.



59.



60. Посёлок:



61. Уже не много времени оставалось до поезда на Выборг, и я возвращаюсь к железной дороге.



Это железнодорожная линия Выборг - Хийтола, по которой я уже не раз ездил, в том числе, в начале января этого года, на неожиданно запущенной "Ласточке" Петербург - Сортавала - Маткаселькя. Построена она была ещё в 1891-94 годах как линия Выборг - Сердоболь (Сортавала) - Йоэнсуу (это в Финляндии). Недавно вся она была тепловозной и однопутной, но в 2013-14 годах участок Выборг - Каменногорск капитально модернизировали, проложив второй путь, и проведя электрификацию. Связано это со строительством ветки Лосево - Каменногорск: получившимся маршрутом грузовые поезда из Петербурга в Выборг и Финляндию могут идти в обход скоростного главного хода.

62.



63. Пока я стоял, прошёл грузовой со стороны Выборга. В голове тепловоз — значит, скорее всего, идёт дальше Каменногорска. Везут лес — возможно, на ЦБК в Светогорск.



64. На часах 16-58. Вот и дизель-поезд РА2 маршрута Хийтола - Выборг (учитывая, что почти половина пути электрифицирована, здесь неплохо бы запустить дизель-электропоезд, но их, видимо, не хватает). До Выборга ехать 10 километров, или 18 минут.



65. Приезжаю в Выборг и ощущаю дежавю: я ведь сегодня утром уже выходил здесь на перрон и шёл в вокзал по пешеходному тоннелю. Мне ещё полтора часа предстоит дожидаться обратной Ласточки в Питер. Но по городу я почти не гулял. Лишь на полчаса вышел поснимать красивый закат. Вдалеке видна башня Выборгского замка.



66.



67. Станция Выборг на закате. Правее кадра стояла Ласточка, и, сев на неё, я через час с небольшим вернулся в Питер — на ту же платформу Удельная, а ещё минут через двадцать был дома.




  • 1
При финнах станция называлась Перо. Очевидно, Перово от названия станции произвели.

На некоторых картах и поселение Перо есть. А Суурперо (швед. Сторперо, "Большое Перо") было немного севернее этого поселения. А южнее него было "Малое Перо" -- Пьенперо (швед. Лильперо). А как перевести "Перо"? :)

Финское Суурперо — это нынешний южный край Гончарово. Но уже после вхождения в состав СССР нынешнее Перово называлось именно так. Этимологию названия Перо я не выяснил. Видимо, какой-то старый корень.

"Малое Перо" -- Пьенперо

"Пиен" только. Но оно довольно далеко было, выше по этой же речке.

Вокзал, кстати, не первоначальный:

"Осенью 1941 года финны построили в Перо взамен сгоревшего вокзала временное станционное здание. Годом позже появилось и постоянное. Оно сохранилось до наших дней, правда, в качестве обычного жилого дома. "
https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php

Да, действительно, упустил эту информацию.

Вот и погулял:)

Ну да, неплохо вышло :)

Хорошо,природа,экология)))

Гладя фотки жд-насыпи задумался , сколько же ещё десятков лет по рельефу местности можно будет понимать, что когда-то тут была жд. На Брянщине до войны было начато строительство сокращённого пути из унечи до Рославля минуя Брянск, насыпь всю сделали до июня 1941, после войны завершать не стали, а насыпь с высоты птичьего полёта до сих пор ясно читается )

Про автомобильный мост над жд-путями, вспомнил один пример в Подмосковье на савеловской линии в 10 км от Москвы был простой жд-переезд, но из-за частных электричек постоянно дорога шлагбаумами закрывалась, из-за чего огромные пробки были в час-пик пассажирских перевозок.

Спасибо за пост и рассказ ))


Насчёт путепровода — здесь всё-таки не такие большие объёмы движения по железной дороге, и автодорога не очень важная. Вот во втором путепроводе через эту ЖД, который тогда же открыли на окраине Выборга, смысла больше

Очень красивые места, спасибо.
Будем ждать Вашего путешествия по бывшей жд, берите нас виртуально с собой! Так привлекает старая железная дорога, даже если уже не осталось дороги, то хоть шпалы, не шпалы - так насыпь и полуразрушенные платформы... Очень романтический у неё вид зимой, летом, думаю, будет ещё краше.

Новая железная дорога выглядит вполне современно. А трафик там совсем небольшой? Как я понимаю, грузовые из СПб в Финляндию пока ещё не идут по этому пути?

Насколько я знаю, на ветке Лосево-Каменногорск график — 7 пар грузовых в день. Это не много, но, как я понимаю, она ещё не вышла на проектную мощность. Хотя это информация, вроде, конца 2017 года, а с тех пор могли и увеличить.

Что-то я немного запутался. То есть грузовой обход скоростного участка СПб - Выборг через Сосново уже работает?

Да. С августа 2017 года на электротяге. Но объёмы движения не очень велики.

> 20. И вот зачем. Железнодорожная насыпь уходит вдаль. В кадре видна идущая туда женщина на лыжах. У меня есть желание в тёплое время года (зимой по снегу сложнее) пройти пешком эту насыпь до Житково или хотя бы до Вещево.

Константин, если Вы свою задумку летом осуществите и по насыпи пройдете, были Вам благодарны за фотографии бывшей ж.д. линии и остатков устройств (мосты, водопропускные трубы, светофоры, платформа в Осиновке и т.п.) для публикации в железнодорожном разделе сайта terijoki.spb.ru, мы бы их добавили в описание Мичуринской ветки - https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php
Мы Ваши публикации с удовольствием смотрим, недавно давали ссылку на Ваш материал о поездке в Сортавалу на “Ласточке”.
Может быть Вам пригодятся наши материалы из рубрики "Пешком по Карельскому", там, в частности, в описании маршрута Верхне-Черкасово - Перово - Гончарово - Пальцево есть фотографии старого заводского корпуса и плотины в Перово, где Вы не успели побывать - https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=86

Хорошо. Обязательно учту это пожелание. Я обе страницы, на которые вы дали ссылки, прежде уже неоднократно видел, как и многое другое на вашем сайте. Всё очень интересно описано. У меня есть планы и в Барышево побывать.

Константин, спасибо большое.

На счёт путепроводов - всё же в планах-то там трафик большой, так что когда по этой ветке пойдут запланированные поезда, то переезды будут закрываться надолго.

  • 1