?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Торжок. Левый берег
nord_ursus
Торжок разделён рекой Тверцой на два берега. Хоть и изначально он возник на правом берегу (именно там стояла крепость), но за реку перешагнул уже очень давно, и часть исторического центра находится и на левобережной — восточной стороне. О правобережной стороне я рассказывал в прошлый раз, так что теперь время отправиться на левый берег реки.



2. Вид с пешеходного моста вверх по течению Тверцы (то есть левобережная сторона здесь справа).



3. Вид с левого берега. На другом берегу на реку смотрят немного неказистые домики. Между прочим, набережная Тверцы севернее моста носит необычное название Мобилизационная.



4. На левом берегу — Тверецкая набережная. Несколько лет назад её благоустроили, сделав променад. Правда, на мой взгляд, лучшим решением было бы сделать её целиком пешеходной.



5. Набережная застроена домами разного времени — от конца XVIII до начала XX века.



6.



7.



8. Если заглянуть в "изнанку" набережной, картина уже более неприглядная. Но до чего же колоритно! Всё-таки старый Торжок очень атмосферен.



9. Вид на правый берег. Уже знакомый ансамбль двух храмов, мост, и вдали Борисоглебский монастырь. Вот это, пожалуй, наиболее "открыточный" торжокский пейзаж.



10. Поднявшись по лестнице между домами, можно выйти к бывшему Воскресенскому женскому монастырю. Он впервые упоминается в 1625 году. Но в наше время он не действует, поскольку так и не возродился в постсоветские годы. Его корпуса по-прежнему занимает золотошвейная фабрика. Это — бывший Воскресенский собор (1796 год).



11. И круглая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1840). Жаль, но в Торжке на удивление много не отреставрированных и не действующих старых церквей.



12. Бывший келейный корпус:



13. В другую сторону Тверецкая набережная взбирается на Ильинскую гору, и это одно из самых красивых мест города. Повторюсь, что набережную стоило бы сделать полностью пешеходной, включая подъём на горку. По ней и так, как видно, народ активно гуляет.



14. А наверху стоит церковь Пророка Илии, построенная в 1822 году, с отдельно стоящей колокольней. В первой части она неоднократно появлялась на фотографиях вдалеке. Шпиль колокольни виден из многих точек города.



15. Возле церкви — Ильинская площадь, от которой ходят маршрутки в Тверь (в одном из домов там касса и даже маленький зал ожидания). Здесь же и городской рынок.



16. Старая застройка на улице Дзержинского — бывшей Ямской (опять-таки, я считаю, что было бы неплохо вернуть старое название).



17. А это гостиница Пожарского (названа так по фамилии ямщика, которому она изначально принадлежала; от этой же фамилии пошли и "пожарские котлеты"), построенная в конце XVIII века. Сейчас там музей. Правда, второй этаж здания фактически новодел, так как его восстанавливали недавно после сильного пожара (каламбур, однако), случившегося в 2002 году.



18. Площадь Революции и послание потомкам из 1969 года. Буквально спустя 6 дней после моего посещения Торжка эту капсулу вскрыли.



19. Здание уездных присутственных мест (конец XVIII века):



20. И Владимир Ильич:



21. Дальше на юг исторический центр заканчивается.



22. Типовые советские кварталы. Большинство новоторов в наше время живёт именно в таких.



23. Дворы:



24. Но и тут попадаются частицы старой архитектуры:



25. Церковь Василия Великого (1723 год, перестраивалась в 1840).



26. Я не дошёл до Никольской церкви (1784 год), которая находится дальше. Но ещё до этого я запечатлел её с правого берега.



27. "Надо же, какое название улицы", — успел было я подумать. Но потом понял, что слово "почта" к названию не относится.



28. Автомобильный артефакт:



29. А ещё в левобережной части Торжка находится железнодорожный вокзал. Ведёт к нему улица Вокзальная прямиком от Ильинской площади. Именно сюда я приехал поездом из Осташкова.



Гудок паровоза старинный Торжок впервые услышал в 1870 году, когда была построена так называемая Новоторжская железная дорога — 34-километровое ответвление от Лихославля на магистрали Петербург - Москва. В 1874 году её продлили до Ржева, а в 1888 до Вязьмы. В 1911 году станция Торжок становится узловой — на запад построили ветку до села Каменное (ныне город Кувшиново), которую впоследствии продлили до Селижарово и Соблаго. Сейчас это глухая заповедная ветка с семафорной сигнализацией, и именно по ней я и приехал в Торжок.

30. Нынешний вокзал построен в 1960 году.



А первоначальный вокзал был деревянным, но он пал жертвой бомбёжки в октябре 1941 года. Во время войны немцы не смогли взять Торжок, но уже Старица и Калинин (Тверь) этой участи не избежали, и до января 1942 Торжок был фактически прифронтовым городом.



31. Зато сохранилась старая водонапорная башня.



32. А ещё, видимо, вот этот деревянный домик на Привокзальной площади, который сейчас занимает автостанция. Она на удивление маленькая для такого города, но, как я понял, с неё ездят в основном по Торжокскому району, а до Твери чаще на маршрутках с Ильинской площади.



33. Пейзаж станции. Это вид в сторону Лихославля. Что особенно интересно, в Торжок приведена электрификация, которая тут же и заканчивается — получается такой "аппендикс" контактной сети от Главного хода. Связано это, вероятно, с расположением в Торжке вагоностроительного завода (ныне не действует), который выпускал электрички. Ну и вдобавок, от Твери до Торжка ходят электрички, а не тепловозные поезда, которым пришлось бы половину маршрута идти под "шнурком".



Кстати, уже после моей поездки, в декабре 2018 года, между Торжком и Тверью запустили "Ласточки" — четыре пары в день (в дополнение к трём парам обычных электричек). Но примерно тогда же и поезд из Осташкова обрезали до Кувшиново (так что от Торжка до Кувшиново сейчас пассажирского движения нет). На юг дважды в день ходит пригородный под тепловозом до Ржева. А из дальнего следования через Торжок сейчас проходит только поезд Петербург - Смоленск (в обе стороны ночью), на котором я в 2015 году ехал в Старицу.

34. Вид в другую сторону. Там, в конце станции, заканчивается контактная сеть.



35. И вот как это выглядит:



36. Дальше — царство тепловозной тяги. Короткое время два пути идут рядом, но через три километра они разойдутся: тот, что слева — на Ржев, а правый — на Соблаго.



37. Железную дорогу пересекает путепровод, построенный в 2016 году взамен старого, пришедшего в негодность. Он продолжается в Калининское шоссе, то есть дорогу в сторону Твери.



38. Окружающая застройка:



39. За железной дорогой есть ещё небольшой жилой район.



40. В строительстве которого, видимо, отметились жители Краснодарского края. Люблю такие артефакты. Правда, тут тянет пошутить, что надпись звучит, как какой-то революционный лозунг.



41. Девятиэтажка серии 121к. Таких же много в Твери и Вышнем Волочке (вероятно, Тверской ДСК производил).



42. Детский сад:



43. Строительство нового дома:



В этом месте я сел на городской автобус (в Торжке они все или почти все — ПАЗ-3204) и вернулся в центр. И на этом моё путешествие по Тверской области подходило к концу. Оставалась лишь довольно долгая дорога на перекладных до Петербурга. Сначала я на маршрутке от Ильинской площади доехал до Твери. Там пообедал в кафе у вокзала, а дальше были три с половиной часа в электричке Тверь - Бологое со всеми остановками, жарящей печкой под сиденьем и бегающими между вагонами толпами зайцев, которых машинист по громкой связи просил делать это побыстрее. Приехав в Бологое после шести вечера, сразу же пересаживаюсь на "Ласточку" в Питер (стыковка там всего 14 минут), на которой еду те же три с половиной часа. За окном уже было темно, а я половину дороги спал, после десяти вечера прибыв в Петербург.

Тверская область. Октябрь 2018
Бологое - Осташков. Поездка на поезде под паровозом
Осташков
Исток реки Волги
Из Осташкова в Торжок по заповедной железной дороге
Торжок. Правый берег
Торжок. Левый берег


  • 1
Бывала по работе в Торжке в середине 90-х. Полнейшая разруха. Но тем не менее, тем не менее... Я была поражена количеству архитектурных артефактов, город просто набит ими. Там столько прекрасных мест. Еще тогда подумалось, что если восстановить хотя-бы часть, то город станет жемчужиной для туристов. Из вашего репортажа видно- что-то начали делать. К счастью!
Там еще и частный деревянный сектор, соседствующий с церквями, весьма интересен- такие крепкие дома, подворья. Просто архетипическая Русь))

Ну в 90-е много где была разруха. А про "архетипическую Русь" — да, очень верное определение

Странно, кстати, что у Торжка вообще нет прямого сообщения общественным транспортом с Москвой (ну не считая Блаблакара, наверно). Ни по ж/д, ни автобусом. Только с пересадкой. Хотя мужики в охрану же наверняка в Москву едут.

Да и в целом - если в Тульской, Калужской, Орловской областях практически из каждого города, даже из многих сельских райцентров есть что-то прямое в Москву (и целевая аудитория таких маршрутов - в первую очередь местные отходники в Москву), то у Тверской области беспересадочное сообщение со столицей налажено значительно хуже. Интересно, почему.

Edited at 2019-06-08 01:46 pm (UTC)

Да, довольно странно. Ну хоть на Ласточках с пересадкой в Твери теперь можно

От Твери проще на автобусе ехать - что в Торжок, что в Осташков, скажем. Железку запустили капитально, а три пары поездов в день выглядят издевательством.

Если учитывать не только Ласточки, а все электрички, то там семь пар в день (кстати, Ласточки четыре, а не три, сейчас исправлю), что уже неплохо. Но там бы цены нормальные сделать, а то в Тверской слишком драконовские тарифы

А, они не вместо электричек? Тогда беру слова назад. Но без продления шнурка выглядит и правда странно.

Edited at 2019-06-08 05:11 pm (UTC)

Вокзал довольно невзрачный, а в корпоративном сером вообще потерялся)
Город чудный! Подлатать и отреставрировать - конфетка будет, не уступающая Золотому Кольцу.


Да, соглашусь)

Уютный городок,так мне по фото показалось...и темп жизни ,наверное,самый подходящий и не круговерть большого города и не патриархальная вязкая тишина...Понравился Ленин,по моему удачная скульптура,какой то он тоже спокойный и "правильный"...

Я в 1987 году проезжал Торжок на поезде Феодосия-Ленинград. Тогда в Торжке была смена локомотива. Вообще, мы целый день ехали по неэлектрифицированной одноколейке, проснулся я в Брянской области, а Торжок был уже под вечер. Ну и от него электровоз нас часа за 4 домчал до Питера, я даже не заметил, как мы выехали на главный ход. С тех пор, похоже, ничего в плане электрификации не изменилось.

Да, сейчас всё точно так же. Но по ветке на Ржев и Вязьму в постсоветские годы объёмы движения (в том числе и грузового) снизились, поэтому даже и не знаю, сильно ли нужно там продолжать электрификацию. Кстати, поезду СПб-Смоленск сейчас локомотив в Бологое меняют, т. е. он участок Бологое-Торжок проходит под тепловозом, несмотря на наличие шнурка (видимо, из-за отсутствия в Торжке ПТОЛа)

Вот как-то я не подружился с Торжком. Бывал один раз, но больше не хочу возвращаться

мы недавно из Торжка вернулись, ехали из Москвы на питерском поезде в Тверь, из Твери в 5 утра до Спирово на электричке, от Спирово на великах в Торжок, обратно из Твери в Мосву на Ласточке. Красивый город, сейчас там тротуары делают, может потихоньку отреставрируют всё. В гостинице пожарского музея пока нет, есть кафе, где только кофе и пирожные.

Дай Бог, если постепенно город приведут в порядок

  • 1