?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ивангород. Твердыня у границы
nord_ursus
Сможете ли вы, просто посмотрев на это фото, сказать, что в нём необычного? Конечно, крепость красивая, да ещё и две крепостных башни выглядят заметно по-разному, но именно необычного, на первый взгляд, ничего, вроде, и не видно. А дело всё в том, что в кадре видны, на самом деле, две разных крепости, и к тому же, они... находятся в разных государствах. Стена и башня на переднем плане — это российский Ивангород, а белая высокая башня вдалеке и виднеющиеся рядом с ней многоэтажки — это эстонская Нарва. Тут, наверное, одна из самых красивых и зрелищных государственных границ если не в мире, то, по крайней мере, в Европе и в бывшем СССР: граница идёт по реке, и с обеих сторон к ней вплотную прилегают два города, а в них ещё и две старинных крепости, стоящих ровно напротив друг друга. С обеих крепостей (а кое-где и просто с городских улиц) противолежащий город виден, как на ладони. Это место находится всего в 150 километрах к юго-западу от Петербурга, и в последний день лета я посетил оба города за один день, с пересечением границы пешком. Начнём с Ивангорода. Про него я расскажу в двух частях. Здесь — старинная Ивангородская крепость и панорамы Нарвы на другом берегу.



Чтобы охватить оба города однодневной поездкой, лучше выезжать максимально рано. Поэтому для попадания в Ивангород я избрал нетривиальный способ — поезд дальнего следования Москва - Петербург - Таллин, который отправляется с Московского вокзала в 6-25. На метро со своей Чёрной речки я ехал на первом поезде и на вокзале был уже за 12 минут до отправления.

2. Вот и поезд. Под этим электровозом он пришёл сюда из Москвы. В Питере он меняет направление и дальше идёт под тепловозом (хотя контактная сеть заканчивается только в Веймарне). Мне почти в конец состава — в сидячий вагон. Этим поездом я уже ездил год назад, когда добирался поздно вечером из Кингисеппа в Питер.



Ехать три часа, остановка только в Кингисеппе. В Ивангород поезд прибывает в 9-24. На перроне его уже обступают пограничники и таможенники — здесь поезд проходит пограничный контроль. Документы проверяют и у тех, кто выходит. Дело в том, что попадание в Ивангород усложнено таким бюрократическим маразмом, как погранзона. При этом город находится ближе 5 км от границы, поэтому пропуск (либо документы вроде командировочного) нужен и гражданам России. Однако его с лёгкостью заменяет загранпаспорт с действующей шенгенской визой. Правда, формально он даёт лишь право транзита через погранзону до границы (а чтобы идти гулять по городу, всё равно нужен пропуск), но проконтролировать всех невозможно, поэтому пограничники на такую формальность закрывают глаза (вне сомнений, прекрасно зная о том, что куча народу этим пользуется для посещения Ивангорода).

3. Показав пограничнику загранпаспорт (он даже не задавал вопросов о цели приезда и дальнейших планах — всё и так понятно), выхожу в город. Вот так выглядит вокзал. Вроде, построили его недавно. Из пассажирского движения здесь, кроме этого поезда, есть только дизель-электропоезд до Питера.



4. Вокзал в Ивангороде находится на отшибе. И до жилых домов идти километр по вот такой дороге.



5. Выхожу на Кингисеппское шоссе. Это часть трассы Петербург - Таллин, проходящей прямо через Ивангород и Нарву. Мне — налево, в город.



Ивангород маленький. Живёт в нём только 10 тысяч человек. И он не является райцентром, входя в состав Кингисеппского района (до Кингисеппа отсюда 22 километра). Однако городу больше пятисот лет, вырос он из крепости, в которую я сейчас направляюсь, и его история тесно связана с его пограничным расположением.

6. Справа видна одна из трёх девятиэтажек Ивангорода. В Ленинградской области они бывают и в городах такого размера.



7. У дороги — братская могила советских воинов, освобождавших Ивангород в 1944 году.



8. И рядом — ещё мемориальный обелиск:



9. Ну а впереди, в перспективе улицы, уже отлично видна башня Нарвского замка, расположенного за границей (причём, вроде, она становится видна с трассы ещё задолго до въезда в Ивангород). Это, конечно, уже впечатляет. Но дальше меня ждут ещё более интересные вещи.



10. Вдоль Кингисеппского шоссе — в основном, советские пятиэтажки, обычная жизнь небольшого города.



11. Заметны признаки близости границы:



12. Ну а потом становится видна и Ивангородская крепость. Стоит она на холме у небольшой излучины реки Наровы, слева от дороги, поэтому и не видна с неё издалека. А дальше Нарва: за русской крепостью виден Нарвский замок, а справа — городские многоэтажки, построенные в советское время. Правее виднеется мост через реку, то есть через границу, а на переднем плане виден терминал пограничного пункта пропуска, где стоят фуры. Если не знать, где сделано фото, то и не подумаешь, что на нём видны две разных страны. Визуально может показаться, что это вообще всё один город.



13. Справа от дороги стоит купеческий дом XIX века, где сейчас художественный музей.



14. Есть тут и такие дома:



15. А теперь пойдём в крепость. Мощь её впечатляет ещё издалека, а вблизи её стены действительно выглядят неприступными. Ивангородская крепость — одна из самых больших русских крепостей. В ней 11 башен, а длина её стен — добрых полтора километра. Это, конечно, не Смоленск или Нижний Новгород, но значительно больше крепостей Изборска и Великого Новгорода. На фото — Длинношеяя башня. Возле неё и вход.



16. У входа внутри стоит касса. Там же висит и схема крепости, на которой очень наглядно видно и её устройство, и то, как она расширялась с течением времени.



История Ивангородской крепости неразрывно связана с её пограничным расположением и с Нарвой на другом берегу. Но Нарва, известная в русских летописях под названием Ругодив, появилась раньше — предположительно, в XIII веке (но первое упоминание относится к 1329 году). Нарву основали датчане, которые в тот период владели Эстляндией (это не то же самое, что Эстония, а только северная её часть). В 1346 году они продали Эстляндию Ливонскому ордену, после распада которого в ходе Ливонской войны в конце XVI века она отошла к Швеции. Ну а "наш ответ Западу" в виде Ивангорода напротив Нарвы появился уже после присоединения Новгородской республики к Москве. Город был основан в 1492 году по указу царя Ивана III, в честь которого и получил своё название.

17.



Так и встали две твердыни с двух сторон границы, зорко глядя друг на друга. Как видно на схеме выше, Ивангородская крепость состоит из пяти частей: первая крепость, или Детинец, построенный в 1492 году; Большой Боярший город, построенный в 1496 году; Замок и Передний город 1509 года; и Боярский вал, он же Горнверк, 1558 года.

18. В крепости можно ходить почти по всем стенам. Так со стены выглядят Передний город, который на переднем плане (простите за тавтологию), и Большой Боярший — он дальше, где церкви. Визуально эти две части крепости фактически одно целое, так как стена между ними не сохранилась. В Переднем городе видна небольшая площадка для концертов, а вдали, за стеной, виднеется Нарва.



19. Башня Наместника:



20. Набатная башня. Как видно по участку стены справа, реставрация крепости ещё не завершилась. До постройки Переднего города эта башня служила основными воротами крепости, и проём ворот до сих пор сохранился.



Впечатляет Ивангородская крепость сильно, и с первых же минут. Даже во всей России можно считать её одной из наиболее выдающихся. В связи с этим, конечно, сложности попадания в этот город особенно печалят: хоть их и нетрудно обойти (что делает их ещё более бессмысленными), но Ивангород из-за погранзоны явно теряет немалую часть потенциальных туристов. Замечу, что в Эстонии никакой погранзоны нет, и Нарву свободно могут посещать абсолютно все. Да и в России всё-таки сделали исключение для Печор под Псковом, откуда до эстонской границы 2 километра, или для Советска в Калининградской области, стоящего вплотную у литовской границы.

21. В Большом Бояршем городе стоят две церкви: на переднем плане — Никольская (1496 год, ровесница самого Бояршего города), а за ней — Успенская (1509 год), состоящая из двух частей.



22. Никольская церковь:



23. В нише фасада есть рельефная икона Святой Троицы.



24. А это двойная Успенская церковь. Во второй части находится Покровский придел. Необычное у неё архитектурное решение с крытой галереей.



25. Да и вообще архитектура обоих (хочется сказать "трёх") храмов необычная. Не похожи они ни на новгородские, ни на московские храмы. Предположительно, их строили греческие зодчие, поэтому и облик у них почти византийский.



26. Стена Большого Бояршего города и Широкая башня:



27. Развалины арсенала (построен в конце XVII века, когда город принадлежал шведам). Туда реставрация пока ещё не добралась, но, дай Бог, это впереди.



28. В таком же состоянии пока что находится и большой пороховой амбар конца XVIII века — самая поздняя постройка крепости.



29. А за церквями возвышается громадная стена высотой 25 метров, отделяющая Большой Боярший город от выходящих к реке Замка с Детинцем. Справа видна Воротная башня. Хорошо заметно, что эта стена надстраивалась: видна граница более старой кладки конца XV века и более поздней, 1550-х годов.



30. Пройдём теперь в Детинец. Сзади в проёме ворот видна Никольская церковь.



31. Между Ивангородом и Нарвой велась своего рода "локальная гонка вооружений", когда на любое усиление и усовершенствование одной из крепостей старались дать симметричный ответ на другом берегу. Вот, например, в 1553 году в Нарвском замке немцы построили башню Длинный Герман, с которой Большой Боярший город отлично просматривался и простреливался, чего допускать было никак нельзя — именно поэтому эту стену и надстроили, сделав её настолько высокой, чтобы Большой Боярший город снова перестал быть виден. В общем, Ивангород и Нарва — яркий пример, иллюстрирующий исторические закономерности развития военного дела с взаимным влиянием разных стран.



32. Я немного забегу вперёд и сразу покажу вид на Ивангородскую крепость с башни Нарвского замка. На переднем плане хорошо виден выступающий Замок крепости, а за ним — высокая стена, которая... действительно полностью закрывает обзор Большого Бояршего города. Это до сих пор заметно! Кстати, в немецких и шведских документах XV-XVI веков Ивангород нередко фигурирует под названием Контр-Нарва.



33. Это Детинец. Слева виден малый пороховой амбар XVII века, за ним — остатки стен первой крепости 1492 года, а дальше стена Замка 1509 года, за которой вдалеке видна верхушка нарвского Длинного Германа.



34. Поднимемся на стену и посмотрим сверху. Хорошо видны очертания первой крепости, которая была совсем маленькой. Пороховой амбар недавно отреставрировали (на фотографиях 10-летней давности он был в руинах), сейчас там музей.



35. А теперь обратим взгляд на Эстонию. На Пороховой и Колодезной башнях есть смотровые площадки, и с них превосходные виды на Нарву, в которой я окажусь через несколько часов.



36. Город как на ладони. И во всей красе Нарвский замок. Сразу видно его отличие от русской крепости: он куда более компактный по площади, но зато и более высокий. А между крепостями течёт быстрая Нарова, разделяющая две страны.



37. Два города соединяет мост Дружбы, построенный в 1960 году. Видна очередь машин из Эстонии в Россию. По мосту активно ходят и пешеходы; я тоже отправлюсь в Эстонию пешком.



Надо сказать, ощущение при нахождении здесь потрясающее. За спиной вся огромная Россия, где на 7 тысяч километров до Тихого океана нет никаких границ. На другом берегу Эстония, территория которой заканчивается уже через 300 километров; однако она входит в Евросоюз и Шенгенскую зону, так что от того берега до самого Атлантического океана нет визовых и таможенных барьеров. В общем, хоть и ощущение "границы двух геополитических цивилизаций" смазывается тем, что Эстония — часть бывшего СССР (да ещё и Нарва почти полностью этнически русский город), но только тут эта граница настолько зрелищна. Всё-таки в Бресте ощущение совсем не то — там даже территория Польши с доступных мест не видна.

38.



При этом далеко не всё время сосуществования этих двух городов их разделяла граница, поскольку обе стороны периодически захватывали город на другом берегу. В 1581-1591 годах оба города принадлежали шведам, которые взяли Ивангород в Ливонскую войну, но спустя десять лет русские отбили его назад. Потом шведы снова захватили его в Смуту и удерживали до Северной войны. И дальше выходит, что с 1612 и до самого 1991 года оба города всегда были в составе одного государства: с 1612 по 1704 (или 1617-1721, если считать по мирным договорам) в составе Швеции, потом оба в составе Российской империи; с 1918 по 1940 оба города были в составе первой Эстонской Республики, поскольку граница проходила чуть восточнее, чем сейчас, и Ивангород тоже был эстонским; с 1940 по 1991 оба города в СССР (внутреннюю границу двух республик изменили и снова провели по Нарове в 1944 году), и только с 1991 года они снова в разных государствах.

39.



40. Вид на реку ниже по течению. В 15 километрах отсюда Нарова впадает в Финский залив.



41. Частный сектор в Ивангороде:



42. На переднем плане видна самая поздняя часть крепости — Боярский вал, или Горнверк, построенный в 1558 году. А за ним виден пограничный пункт пропуска. Такое вот соседство.



43. Чуть левее видна очередь из пешеходов. Я тоже буду в ней стоять.



44. Воротная башня. Эти башни — как воины в шлемах на границе России.



45. Так она выглядит внутри:



46. Отражение Нарвского замка:



47. В пограничной реке стоят рыбаки:



48. А на другом берегу — набережная, по которой гуляют люди. Оттуда доносятся голоса. Кажется, рукой достать можно, но там уже другая страна. Хотя и говорят жители Ивангорода и Нарвы на одном языке.



49.



50. Пейзаж Нарвы. Это всё мне ещё предстоит увидеть вблизи.



51. Видно большое количество советских многоэтажек. Нарва значительно больше Ивангорода, и насчитывает 57 тысяч жителей (а на момент распада СССР было вообще 82 — Нарва потеряла много населения). В советское время Ивангород был фактически её пригородом.



52. Флаг Эстонии на стене Нарвского замка:



53. Ещё одна доминанта нарвского пейзажа — вот эта 12-этажка с резервуаром для воды на крыше (вроде, по назначению он никогда не использовался).



54. Разумеется, я стал тут снимать ультразумом. Легко ли подумать, что вот это фото сделано сквозь государственную границу?



55. Александровская кирха. Построена в 1884 году (но колокольня — новодел 2000-х годов).



56. Крепостная стена:



57. Нарва видна прямо в бойницах:



58. Чуть выше на реке стоит Нарвская ГЭС, построенная в начале 1950-х. Но она полностью находится в России, так как к ней подведён канал, а граница идёт по старому руслу. Из-за ГЭС река тут зимой не замерзает.



59. А вдалеке, в Эстонии, видны трубы Балтийской ГРЭС:



60. А посмотрев в другую сторону, можно увидеть внутреннюю часть крепости.



61. Внутри Провиантской башни:



62. В башнях темно, освещения нет. Поэтому приходится подсвечивать дорогу фонариком. Впрочем, вроде как, недавно тут и поручней на лестницах не было, так что изменения есть.



63. Интересно, сколько лет этому дубу.



64. А вообще, тут всё дышит историей.



65. Вид на Нарву из Широкой башни:



66. По этой лестнице в Широкой башне я спустился со стены:



Крепость в момент моего посещения была довольно малолюдной, хоть это и была суббота. Передо мной, почти одновременно, зашли два человека, которых я ещё несколько раз потом встречал на стенах, ещё пару раз на стене мимо меня проходили парень с девушкой, которые слушали на телефоне песни группы "Алиса", ещё кого-то видел издалека. Но видимо, дело в том, что было ещё утро. Глядя уже во второй половине дня из Нарвы на Ивангород, я заметил там гораздо большее количество людей.

67. Ну а вообще, крепость очень интересная. Среди крепостей Северо-Запада — одна из самых.



68.



И о крепости на этом всё. Во второй части пройдём по самому городу: немного посмотрим его центр, а потом и Парусинку — колоритный и трущобный фабричный район. Продолжение следует!

Ивангород и Нарва:
Ивангород. Твердыня у границы
Ивангород. По городу (центр и Парусинка)
Нарва. Замок и около него
Нарва. По городу

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030


Классное место! Приятно было снова освежить впечатления. Скорее всего и правда самая красивая граница в РФ.

Возможно, даже и в мире одна из самых красивых границ :)

Да, одна из самых красивых границ и мест в мире !!

Мне повезло очень в 14 году. Свозил питерский человек на машине туда. Пропустили без пропуска. Осмотрел все и даже Парусинку с ее забором из колючей проволоки. Боюсь, что больше так не удастся

Сейчас, вроде, машины тормозят по-прежнему выборочно (поток-то большой), но если остановят, то без пропуска или загранпаспорта, скорее всего, не пустят, это да.

Спасибо, очень интересный репортаж! Кстати, большой пороховой амбар в ближайшее время планируют отреставрировать.

Да, читал про это. Дай Бог, если скоро это сделают.

Вокруг крепости можно обойти, вроде?

Снизу? Да вроде можно, но я этого не делал

Нас однажды развернули на подъезде к Ивангороду)

Ивангород интересный очень, но весь туризм там убит идиотским режимом погранзоны. По контрасту, по Нарве туристические группы ходили даже в феврале, а турофис на зависть даже нашим столичным. А в Ивангороде и в сезон туристов кот наплакал...

Это да, бред полный. Ни себе, ни людям. А крепость-то не хуже Изборска, Орешка или Старой Ладоги

Спасибо. Семь лет по крепости не гуляла, но до сих пор представляю, откуда сделано каждое фото. Значит, теперь музей внутри?

Внутри башен пока ещё просто внутренности башен :) А в малом пороховом амбаре - да, музей

Интересное место


Впечатляет, и по большей части именно ощущением сюрреализма границы :)
Давно в планах сюда доехать.


Да, вот этот пейзаж Нарвы на другом берегу, совсем рядом, но в другой стране — очень впечатляет. Ну и крепость очень интересная.

А хорошо крепость смотрится!

Спасибо! Не съездить, так хоть посмотреть, благодаря Вам - почти как вживую ))

Очень интересно. Удивительно, что в Нарву можно пройти пешком :)

Там даже в двух местах это можно сделать. Есть ещё второй переход на Парусинке (но он только для граждан России и Эстонии). Вообще, вроде, пешие погранпереходы между городами, стоящими вплотную у границы, — не редкое явление. А вот пешеходный (причём исключительно пешеходный + велосипеды) российско-эстонский переход Крупп-Саатсе, который, по сути, в лесу находится, поблизости только от деревень, — это уже более необычно.

Edited at 2019-10-15 12:17 pm (UTC)

Сколько лет реставрируют, а конца не видно, что особенно контрастирует с Нарвой, которая ещё при советской власти стояла в конфетном виде. Нарву-то наверное восстанавливали на общесоюзные деньги.

Edited at 2019-10-15 01:42 pm (UTC)

Справедливости ради, Ивангородская крепость и побольше. Но в остальном — да, Прибалтика в СССР имела всё самое лучшее, и, видимо, на реставрацию культурного наследия это тоже распространялось.

А я застал время, когда Нарва и Ивангород были фактически одним городом. В 1985 году ездили на машине в Нарву, тогда нужно было просто переехать через мост.
Смысла погранзоны сейчас я совершенно не понимаю. Ладно ещё в СССР - тогда это была закрытая страна, и нужно было как-то ловить тех, кто пытался пересечь границу нелегально. Но сейчас-то? По-видимому, у нас просто слишком большая территория, раз можно её так бездарно тратить на всякие дурацкие запреты. В других странах можно полноценно пользоваться землёй сколь угодно близко к границе.

Кстати, до революции и в период первой Эстонской Республики они и официально были одним городом (Нарвой, разумеется).
Погранзона — да, явный пережиток прошлого. Необходимость ловить тех, кто пытается нелегально пересечь границу, есть всегда, но для этого имеет смысл саму границу усиливать.

В других странах можно полноценно пользоваться землёй сколь угодно близко к границе

Не везде. В Финляндии тоже есть пограничная зона (только на границе с Россией), и в неё тоже требуются пропуска (причём я читал, что даже финским гражданам их не дают просто так, а нужна уважительная причина), и, на мой взгляд, от того, что там Финляндия, а не Россия, смысла в этом не прибавляется :) Но я всё же полагаю, что будь там город, подобный Ивангороду, — наверняка сделали бы исключение.
В Латвии тоже есть погранзона, но там, вроде бы, не нужно пропуска заранее оформлять, а надо только при приезде отметиться в местном отделении погранохраны.

Edited at 2019-10-15 03:56 pm (UTC)