?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Сельское Полесье. Велемичи и их окрестности
nord_ursus
Посетив маленький и старинный Давид-Городок, о котором я рассказывал в прошлый раз, мы с Андреем отправились в Велемичи — большое село в пяти километрах южнее Городка, в стороне от главной дороги. Тут мы снова углубились в сельскую среду белорусского Полесья и его природу. На лугу в трёх километрах от села нам предстояла вторая в этой поездке ночёвка (хотя изначально мы хотели углубиться в лес и ночевать там, но потом передумали). В общем, в этом рассказе — сельская глубинка, природа с её обитателями, живописные пейзажи.



Рассказ о Давид-Городке я закончил на том, что мы дождались там автобуса у выезда из города, и через считанные минуты и пять километров по довольно извилистой дороге приехали в Велемичи. Дело уже шло к вечеру, и солнце медленно, но верно, клонилось к закату.

2. Вышли из автобуса мы в центре села — рядом со школой.



3. Напротив неё — сквер с мемориалом Великой Отечественной войне:



4. А ещё сразу обратило на себя внимание вот это деревянное здание (там почта и пара магазинов) с интересной и довольно вычурной резьбой. В Беларуси такое встречается довольно редко.



5. А рядом даже резная информационная доска. Для полноты картины не хватает на ней только рукописных афиш мероприятий в сельском ДК. Вот тогда совсем красота была бы.



6. А тут, похоже, табличка сверху 90-х годов:



Велемичам больше шестисот лет — село впервые упоминается в 1392 году. Село это большое. Живёт здесь полторы тысячи человек (а в довоенные годы было и 2 с половиной тысячи). Для этих мест это обычное дело — в Полесье много крупных сёл (официально, правда, в Беларуси нет такого типа населённого пункта, и Велемичи — это агрогородок, но в быту, как я понял, слово "село" здесь используется, в отличие от, например, Витебщины, где их все деревнями называют), в некоторых и по полторы, и по две тысячи жителей. И по плотности населения Брестская область лидирует в Беларуси (если не считать Минск, как отдельный регион).

7. Примерно так выглядят Велемичи. И снова характерные для этих мест дома с полувальмовыми крышами, количество которых, как я уже говорил, резко возрастает именно здесь, на востоке Столинского района (когда в самом Столине их почти нет). Если в Давид-Городке домов с такими крышами около половины, то в Велемичах их уже процентов 90. И дома в основном стоят боком к улице.



И говор у жителей этих мест уже отличается от запада Столинского района. Если там мы слышали почти украинский язык, то здесь уже больше белорусских фонетических черт — как, например, аканье или дзеканье, хотя и некоторые украинские тоже ещё присутствуют. В общем, культурно-этнографических отличий от тех мест немало, и у меня сложилось впечатление, что границу Западного Полесья с Восточным можно было бы провести не по границе Брестской области и Гомельской (она же польско-советская граница 1921-39 годов), а как раз где-то между Столином и Давид-Городком. Кстати, в период Российской империи граница Пинского и Мозырского уездов Минской губернии проходила именно там, так что и Давид-Городок с Велемичами входили уже в Мозырский уезд.

8. У кого-то на заборе белорусские "васильки":



9. Крест у дороги. Причём не просто крест, как в большинстве деревень, а с деревянной скульптурой Христа. Цветные ленточки тоже есть, но они просто обвязаны вокруг, а не натянуты от креста к оградке, как мы видели в деревнях под Пинском.



10. Ещё один образец деревянной резьбы. Табличка гласит, что это — молокоприёмный пункт!



11. Заброшенная хата. На печной трубе — гнездо аистов. Такой очень белорусский и очень полесский сюжет.



12. А аисты кружат в небе над селом:



13.



14. А у ещё одной хаты соломенная крыша. Очень редко, но такое в Полесье ещё можно встретить.



15. А ещё в Велемичах есть деревянная церковь Пророка Илии, построенная конце XIX века. Традиционно покрашена в сине-голубые тона.



16. Крест с иконой и рушником возле церкви:



17. Церковь была построена в 1881 году (на месте сгоревшей старой), а спустя семь лет к ней пристроили два боковых придела, и она приобрела форму креста.



18. Ещё один элемент в дощатой обшивке полесских деревянных церквей — тонкие вертикальные рейки, которые мне немного напоминают финские деревянные дома. Впрочем, это скорее не только полесская, а вообще белорусская традиционная деревянная архиектура: к примеру, похожая церковь была в деревне Засулье возле моей дачи на юго-западе Минской области, но она не сохранилась (снесли в 1960-е годы).



19. Звонница стоит отдельно:



20. Могилы священников у алтаря:



21. Над входом — икона Пророка Илии:



22. Посмотрев Ильинскую церковь, идём снова по сельским улицам:



23. А у околицы села — пастбище с коровами и лошадьми. На нём расставлено много маленьких деревянных построек, каких мы в других деревнях не видели. Как мы поняли, это небольшие хлева.



24. Ещё одна соломенная крыша:



25.



26. Велемичи запомнились мне настоящей жемчужиной белорусского деревянного зодчества — именно не как отдельный памятник, а как ансамбль. Очень живописное село. В Велемичи, как и в Городок, мы ещё вернёмся завтра утром. А пока что, оставив позади село...



27. ...мы уходим в поле. Поскольку мы немного срезали путь, на дорогу вышли не сразу, а перед этим шли через посадки кукурузы высотой выше нашего роста.



28. Но вот и просёлочная грунтовка. Навстречу проехал советский мотоцикл, два пассажира которого вопросительно посмотрели нам вслед. Ну а мы уже шли к месту предстоящего ночлега. Вдалеке виден лес, где возделанные человеком поля сменяются почти что дикой первозданной природой Полесья. Кажется близко, но идти нам ещё два с лишним километра.



29. Ветвистый дуб:



30. Вдали увидели прибежавшую из леса косулю. Издалека её разглядеть было трудно, но с ультразумом — отлично. Посмотрев на нас издали, она испугалась и бросилась обратно в лес.



31. Видели и цапель. Без них тоже никак, ведь поблизости болота.



32. Ну а вот и опушка заболоченного леса. Отсюда начинаются огромные Ольманские болота, другой конец которых находится уже на территории Украины (до границы отсюда 23 километра). Есть там и интересный затерянный мир деревень на островках среди болот (побывать там интересно, но, вроде, большинство деревень в погранзоне).



33. Здесь стала чувствоваться сырость, болотный запах, а нас начали заедать комары, из-за чего пришлось побрызгаться репеллентом. В общем, настоящая полесская природа.



34. У нас был план уйти в лес, дойти до берега реки Львы (которую мы в итоге так и не увидели) и встать на ночлег там.



35. Но сырости и болотной грязи на лесной дороге становилось всё больше, а комары атаковали нас всё активнее. Поразмыслив, мы решили, что на таком болоте мы вряд ли найдём сухое место, которое подойдёт для стоянки. Поэтому, полюбовавшись этим пейзажем (жаль, фото нерезким вышло), решили в итоге идти обратно и вставать на лугу поблизости от леса.



36.



37. Наконец, место найдено, и мы располагаемся. На фото на переднем плане моя палатка, а за ней — Андрея (сам он был внутри в тот момент).



38. День, начавшийся хмурым пасмурным утром, напоследок подарил красивую вечернюю зарю.



39.



40.



41.



А ночью светила очень яркая луна. Проснувшись ночью, и не посмотрев на часы, я даже подумал было, что уже рассвет, пока не выглянул из палатки и не увидел луну, от которой всё вокруг было видно словно днём.

42. А утро было солнечным и почти сразу жарким, хотя и роса выпала, из-за чего тент палатки был мокрым. Увидел утром, что издалека (примерно 4 километра по прямой) видна велемичская церковь. Может быть, так бы я и не заметил, но золотистая маковка красиво блестит на солнце.



43. Лошади где-то на лугу:



Нам надо вернуться обратно в Велемичи, а оттуда в Городок. Снова идём знакомой нам грунтовкой, где шли вчера вечером. Когда до села оставалось ещё километра два, нас догнали селяне на телеге с лошадью и предложили подвезти нас до села. Так что прокатились мы пару километров по просёлочной дороге на таком вот необычном для путешествий виде транспорта. Когда мы уже слезли с этой телеги, я сказал "Интересно, написано ли что-нибудь в "Практике вольных путешествий" о таком виде автостопа" :)

44. В Велемичах нас снова встречали кони:



45. Мы ещё немного прошли по селу.



46. Снова Ильинская церковь. Теперь уже при утреннем солнце.



Теперь нам нужно было вернуться в Городок. Проблема была в том, что мы не знали расписание автобусов, так как на сайтах многие из них публикуются только в направлении "из города в деревни", а обратное приходится узнавать на месте. Так было и здесь. Спросили у женщин, сидевших на скамейке у магазина, — ответили, что не знают, но в ближайшее время автобуса точно не будет. На остановке же расписания не было. Поэтому мы решили добраться автостопом. В крайнем случае — дойти пешком (не так уж далеко, а времени до автобуса на Ольшаны у нас ещё было с запасом).

47.



Стопить стали почти там же, где вчера вечером вышли из автобуса. Минут через 25 остановилась молодая женщина, жительница Велемичей, ехавшая на работу в Городок. Она и довезла нас. Интересно, что с точки зрения "научного автостопа" мужская двойка вообще самое сложное для передвижения автостопом сочетание, а когда ещё и водитель при этом женщина — вообще почти из ряда вон выходящая ситуация :) Но, в общем, мы приехали в уже знакомый нам центр Давид-Городка, пошли на автостанцию, где успели отдохнуть, и вскоре дождались микроавтобуса Брест - Ольшаны, на котором, собственно, и ехали до его конечного пункта. От Городка до Ольшан всего 12 километров. Ну а Ольшаны — это самое большое село Беларуси (по населению в полтора раза больше Городка), имеющее, к тому же, ещё несколько необычных особенностей. Хотя провели мы там не много времени, и меня, честно говоря, Ольшаны как-то не очень впечатлили. Впрочем, об этом месте я расскажу уже в следующий раз.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Белорусское Полесье. Август 2019:
Пинск. Часть 1
Пинск. Часть 2
Овсемирово и Тырвовичи. Полесские деревни
Столин
Давид-Городок
Велемичи и окрестности. Село и природа
Ольшаны
Туров
Житковичи


  • 1

Деревянная церковь на 18 снимке идентична чёрным церквям , увиденным мною в окрестностях польских Сувалок (разница только в окрасе). До сих пор жалею , что не вышел тогда из автобуса , даже если бы и пожертвовал днём и риском на улице заночевать на польском хуторе).


А это там православные церкви?

Белостокское воеводство населено русскими православными, отданными после ВО в Польшу
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%85_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_(%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8)


В Сувалках уществуют православные приходы (Всехсвятская и старообрядческая поморского согласия)

Селяне на телеге потом ещё про хатку возле Львы говорили, в которой можно было бы переночевать.

Что-то такое припоминаю, да

Соломенная крыша смотрится колоритно, но, наверное, часто менять приходится.

Говорят, нормально положенная до нескольких десятков лет стоит.
На фото, она правда на рубероиде лежит так что там все равно есть солома или нет.

Скорее это рубероидом прохудившиеся участки перекрыли. А большая часть крыши осталась под соломой. Но сейчас в этом доме никто не живёт уже.

Правильно уложенная до ста лет выдерживает.
У меня в твиттере есть современный шотландский мастер соломенных крыш,
так вот он такие древние крыши сейчас переделывает по той же технологии на следующие сто лет. Рубероида там, конечно, нету.

Ключевой момент - правильно уложенная, да.

Да, правильно сделанная должна долго прослужить. Но сейчас это очень редкий реликт, какого я даже в Беларуси нигде, кроме нескольких деревень Полесья, не видел

Захотелось по твоим стопам в белорусскую глубинку)
душевно!


Для меня белорусские деревни — это с детства привычная среда :) Хотя дача под Минском, и там, конечно, деревни отличаются от полесских

Всё-таки украинское влияние заметно - и архитектура церкви, и даже рушник на кресте скорее украинский. Да и село как тип населённого пункта - оттуда же. Природа тоже отличается от типично белорусской.

Село как тип НП вполне может быть и российским влиянием :) (хотя скорее просто сохранилось с древнерусских времён) Но официально-то такого всё равно нет, и на бумаге они там все либо деревни, либо агрогородки, а в разговорной речи — да, вроде бы, говорят "село".
Рушник на кресте — в смысле, по рисунку вышивки? Может быть. Вообще рушники на крестах можно и значительно севернее увидеть.
Что касается природы, то наверное, в украинской части Полесья, в сравнении с остальной Украиной, такая природа может показаться "очень белорусской" (что, в принципе, справедливо, так как в Беларуси и в целом болот и лесов больше, чем на Украине). Но вообще, как мне представляется, Полесье — это и есть такая "географическая прослойка" между Белоруссией и Украиной, которая во многом предопределила их различия.

  • 1