Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Мга - Сологубовка - Лезье

Посёлок Мга находится в ближних окрестностях Петербурга (в 50 километрах к юго-востоку), на довольно важном железнодорожном узле. Я много раз проезжал Мгу на поездах и электричках, и, в основном, с большой станцией она у меня долгое время и ассоциировалась, но в самом посёлке бывать прежде не доводилось. В начале октября этого года, в разгар золотой осени, я совершил однодневную поездку во Мгу и её ближние окрестности, дойдя пешком до сёл Сологубовка и Лезье (10 километров от Мги). Мга — довольно заурядный ПГТ без особых достопримечательностей, сёла довольно симпатичные, из необычного в них есть немецкое военное кладбище Второй мировой войны. В общем, в этом рассказе — Мга, сёла, краски осенней природы, и немного железной дороги.



2. Утро того дня (это было 6 октября) выдалось солнечным и слегка морозным: в Питере ранним утром было -2 градуса, а за городом и того холоднее. Во Мгу я поехал на привычной электричке, садился на которую на станции Рыбацкое. Сорок минут пути, и я уже выхожу во Мге. Станция сама по себе большая, но вокзал, не под стать её размеру, маленький. Здание типового проекта, таких очень много. Электричка постояла пару минут и поехала дальше в Волховстрой.



3. Так станция выглядит сверху. Много путей, заставленных грузовыми поездами. Жизнь тут кипит, и заметны следы недавней модернизации, связанной, видимо, с ростом грузопотока в порт Усть-Луга.



Станция Мга появилась в 1905 году, при строительстве Петербургско-Вологодской железной дороги. Впоследствии здесь образовался железнодорожный узел, который ныне является одним из важных сегментов Петербургского узла. На юго-восток от Мги уходит линия на Будогощь (которая дальше продолжается в Мологско-Савёловский ход), открытая в 1921 году, на юго-запад — соединительная линия на Стекольный и Гатчину (1916 год), на север — тупиковая ветка на Невдубстрой (1932), а в 7 километрах западнее Мги на северо-запад уходит вторая ветка на Питер (1940), по которой идут поезда дальнего следования и несколько электричек с Ладожского вокзала.

4. Вид на запад:



5. В кадре с приближением — сплошное переплетение проводов и рельсов. По центру видна уходящая электричка на Питер, а справа видно начало ветки в Невдубстрой (станция находится в городе Кировск).



6. Теперь идём изучать саму Мгу. Так выглядит улица Железнодорожная, идущая параллельно железной дороге. И примерно такой мне Мга и запомнилась. Именно железная дорога и породила этот посёлок в начале XX века — станцию назвали по протекающей поблизости речке (её мы ещё увидим в Сологубовке), а потом название унаследовал и посёлок. С 1937 года Мга является посёлком городского типа, а в 1927-60 годах была районным центром (ныне она входит в состав Кировского района). Сейчас во Мге проживает 10 тысяч человек.



7. Улицы Мги украсила осенняя листва. Пройдёт две недели, и все эти деревья облетят.



8. Администрация Мгинского городского поселения:



9. Рядом — небольшая площадь с воинским мемориалом. Мга во время войны была оккупирована с августа 1941 по январь 1944 года, и именно её захват гитлеровцами 30 августа 1941 года и был одним из решающих моментов в замыкании кольца блокады Ленинграда. Поскольку здесь железнодорожный узел, то именно с его потерей Ленинград уже фактически оказался отрезанным — ещё до выхода немцев к берегу Ладоги 8 сентября. А в течение года, от прорыва блокады в январе 1943 года до её полного снятия, "заменой" Мги служила Дорога Победы — временная железная дорога вдоль берега Ладоги.



10. Башня от танка БТ-7. Подозреваю, что найдена где-то в окрестностях на местах боёв.



11. Фасад вокзала замыкает перспективу Вокзальной улицы:



12. И на него очень похож фасад кинотеатра "Октябрь", тоже сталинской постройки.



13. А вы любите Московский государственный университет? :) Буквы все прописные, а название посёлка короткое, поэтому и тянет прочитать именно так.



14. А вот так выглядит Ленин в октябре:



15. Вокруг сквера небольшой ансамбль сталинской архитектуры. Это — поселковый ДК, или, как теперь принято называть такие заведения, культурно-досуговый центр.



16. На фронтоне здания больницы — лепнина с гербом РСФСР и, видимо, змеёй — символом медицины.



17. И немного жилых домов, построенных в те же годы.



18. Есть и один трёхэтажный, довольно редкого (но тоже типового) проекта. А дом справа от него — видимо, новый.



19. Чуть дальше от железной дороги застройка молодеет. Есть и панельные хрущёвки 335-й серии, которые чаще в крупных городах встречаются.



20.



21. Возвращаюсь к железной дороге. Рядом с вокзалом есть церковь Николая Чудотворца, перестроенная в 1990-е годы из советского здания.



22. Прогулявшись по Мге, я перешёл железную дорогу по пешеходному мосту и взял курс на Сологубовку. За железной дорогой Мга в основном выглядит вот так — тут уже частный сектор, среди которого наверняка есть и дачи. Тут снова ненадолго выглянуло солнце, но потом небо уже на весь оставшийся день затянуло облаками (хотя уже и не очень плотно), и прошёл короткий и мелкий дождик, от которого я ожидал, что он вот-вот перейдёт в мокрый снег, но этого так и не произошло.



23. Почти два километра я шёл по невзрачной окраине Мги, мимо военной части, потом перешёл трассу А-120 (большое полукольцо Петербурга). Мга незаметно перетекает в деревню Пухолово.



24. Золотая осень, гроздья рябины, бревенчатые избы. У некоторых дым из печных труб шёл. А в небе птицы на юг летят.



25. А тут у кого-то полдома нету... Видимо, разбирают из-за ветхости (скорее всего, дачники). Выглядит, конечно, грустно.



26. Ну а я выхожу из Пухолово. До Сологубовки остаётся идти 2 с половиной километра по вот такой дороге. Она связывает Мгу с городом Любань в соседнем Тосненском районе.



27. И теперь вокруг меня — природа и буйство красок октябрьского леса. Золотая осень в те дни была в разгаре.



28. Всё больше деревьев окрашивается осенними цветами, а вслед за этим — всё больше их сбрасывает листву. Природа готовится к зимнему сну.



29.



30.



31.



32.



33. Ну а вскоре уже и поворот на Сологубовку — она находится в стороне от основной дороги, но начинается сразу же после поворота. Отмечает поворот вот такой поломанный указатель с дублированием на немецком языке, по правилам которого, кстати, название села будет произноситься как "Зологубовка".



34. Вот так Сологубовка и начинается. Она длинная — из конца в конец растянута на два километра. А потом её продолжает Лезье — два села фактически слиты в одно целое.



35. Первым делом я обратил внимание на стоящий на чьём-то участке кусок пассажирского железнодорожного вагона, видимо, используемый в качестве сарая. Аж интересно стало, купейный это сарай, плацкартный или сидячий :)



Сологубовка известна с 1727 года как мыза Успенская. А вот нынешнее её название имеет косвенно литовское происхождение: в 1784 году Екатерина II пожаловала мызу графу Яну Соллогубу — польско-литовскому шляхтичу, принявшему российское подданство после первого раздела Речи Посполитой. От него деревня и унаследовала название. Он переселил сюда своих крестьян из прежних имений — так что у некоторых коренных жителей Сологубовки, наверное, есть далёкие литовские корни.

36.



37.



38. А село красивое. Видно, что старое. Вот даже попался явно дореволюционный дом с каменным первым этажом.



39. Есть несколько советских двухэтажек.



40. Пройдя всю Сологубовку от начала до конца, я дошёл до речки Мги, которая и дала название станции и посёлку Мга. Название реки, вероятно, происходит от финно-угорского "Муя" — "грязная, болотистая". Так что Мга — этимологически однокоренное название с питерской Мойкой.



41. На речке в этом месте небольшой журчащий порог:



42. Мост. В этом месте заканчивается Сологубовка, и на другом берегу начинается Лезье.



43. А за ним стоят остатки старого моста, где раньше была мельница (даже виден остаток плотины). Говорят, мост в качестве пешеходного существовал до 1990-х годов.



44.



45. За старым мостом на реке ещё небольшой перекат. Мга течёт дальше, и одноимённый посёлок находится ниже по течению, но там река протекает по окраине, а недалеко, в посёлке Павлово, Мга впадает в Неву.



46. За мостом начинается село Лезье, которое встречает Успенской церковью 1849 года постройки.



47. Между церковью и дорогой стоит памятник жертвам нацистских концлагерей.



48. И на церковной территории есть несколько памятников, связанных с войной. У якоря никакой таблички нет, но, как я понимаю, это памятник погибшим на войне морякам Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.



49. А у этого креста — множество ржавых касок... Скорее всего, они все найдены на местах боёв поблизости отсюда.



Храм при мне уже был закрыт, так что внутри я не побывал. А там, вроде, в цокольном этаже есть небольшой музей, посвящённый войне и поисковому движению. Отдельно стоит сказать и про настоятеля этой церкви — священника Вячеслава Харинова (он же настоятель ещё одной из церквей Петербурга). Интересный человек (пару раз мне доводилось с ним лично пообщаться). Он часто принимает участие в выездах поисковых отрядов, служит панихиды по погибшим солдатам (причём как нашим, так и немецким), и даже проводит памятные мотопробеги (он ещё и байкер) по местам боёв.

50.



51. Чуть дальше стоит памятник "Трагедия войны" — копия памятника в японском Нагасаки авторства немецкого скульптора Ирсы фон Ляйстнер.



52. Ну а дальше находится немецкое военное кладбище. Надписи здесь все на трёх языках — русском, немецком и английском.



Кладбище немецких солдат, погибших во Вторую мировую войну, расположенное на территории России, — явление редкое и необычное. Здесь оно появилось в 1990-е годы, когда на этом месте, по российско-германскому соглашению, стали хоронить найденные на местах боёв в Ленинградской области останки солдат Вермахта. Именно это место выбрали, поскольку их захоронения тут уже были примерно с 1943 года. Рядом находился военный аэродром — изначально советский, построенный ещё в конце 30-х, который потом использовали немцы: отсюда взлетали немецкие истребители, бомбившие Дорогу Жизни.

53. Вот так выглядят аллеи кладбища:



54. На гранитных плитах, стоящих по бокам, написаны имена лежащих тут немецких солдат.



55. Бесчисленное множество имён. Все они пришли с оружием захватывать чужую землю, но в неё же и полегли.



56.



57. Еле заметные столбики отмечают могилы:



58. Памятный крест в центре кладбища:



59. Наверное, у кого-то такой мемориал может вызвать противоречивые чувства. Понять, в общем-то, могу, но считаю, что с погибшими не воюют — смерть всех примирила, а раз уж погибшие рядовые солдаты вражеской армии лежат в нашей земле, то и за их захоронениями стоит ухаживать. Недаром этот мемориал носит название "Парк мира".



60. Отдельный памятник посвящён умершим военнопленным.



61. Ещё есть вот такой памятник, уже без каких-либо надписей:



62. Посмотрев военное кладбище и церковь, я прошёл и по самому селу. Лезье, как и Сологубовка, вытянуто на 2 километра вдоль дороги, и я его прошёл почти до конца.



63. И Лезье мне запомнилось каким-то особенным обилием деревянной резьбы.



64.



Лезье — более старое село, чем Сологубовка. Впервые упоминается в 1500 году в Переписной окладной книге Водской пятины как погост Ярвосоль. А уже в 1612 году упоминается "сельцо Лезья", о котором написано, что оно "вызжено, а в нем храм Никола Чюдотворец стоит без пения. А пашни в том сельце нет, лежит перелогом" — описываемое запустение было последствием Смуты и русско-шведской войны. Название Ярвосоль или финское Jarvisaari ("остров на озере", но в этом контексте скорее просто "на воде") фигурировало до середины XVIII века, после чего село уже упоминается только под ныне существующим названием.

65. Вот этот дом особенно запомнился. Если бы ещё не этот забор, было бы совсем красиво.



66.



67. И, конечно, краски золотой осени.



68.



Пройдя Лезье до конца, я развернулся и отправился в обратный путь. Сначала той же дорогой я вновь прошёл насквозь Лезье и Сологубовку, потом пошёл обратно в сторону Мги. Но через километр я повернул на другую дорогу, которая ведёт прямиком к железнодорожной станции Сологубовка (которая, несмотря на название, находится не в самой Сологубовке — тут важно не перепутать).

69. Дорога к станции Сологубовка оказалась бетонкой. Идти по ней — три километра, или где-то полчаса пешком.



70. Пройдя это расстояние, выхожу к железной дороге. Это уже однопутная линия Мга - Будогощь - Сонково — Мологский ход. На фото вид в сторону Мги и Петербурга, куда я скоро поеду.



71. А по другую сторону от переезда начинается станция:



72. А это посёлок при ней, он тоже называется Сологубовка (таким образом, выходит, что населённых пункта с таким названием два). По посёлку я уже подробно не ходил — времени до электрички оставалось маловато.



73. Поэтому возвращаюсь на железную дорогу.



74. Здание дежурного по станции. Вокзала здесь как такового нет, есть только навес.



75. Ну а вот и пришла из Будогощи моя электричка в Питер: слева она стоит, а справа прибывает встречная ей.



Сажусь и еду обратно в город. Снова проезжаю Мгу, а дальше — мост через Неву и дорога по ветке через Колтуши. Спустя чуть более часа пути приезжаю в город на Ладожский вокзал.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030
Tags: Железная дорога, Ленинградская область, Природа, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments