Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Хельсинки. Суоменлинна (Свеаборг)

Географию Хельсинки во многом определяет берег Финского залива. Отдельные районы города расположены на островах. А южнее центра города, на группе островов, называемых Волчьими шхерами, находится ещё одна историческая часть города — морская крепость Суоменлинна, она же Свеаборг. Эту крепость построили шведы в середине XVIII века, и послужила она и Швеции, и Российской империи, и независимой Финляндии. В наше время это и крепость, и небольшой жилой район (но живёт там меньше тысячи человек), и если сравнивать Хельсинки с Петербургом, то Свеаборг будет играть роль Кронштадта. В общем, в заключительной части моего рассказа о финской столице — крепость, пейзажи Финского залива, и немного экспозиции Военного музея.



2. Самая интересная географическая особенность Свеаборга — островное расположение. Крепость от материка отделяет пара километров, но попасть туда уже можно только на пароме. Паромы ходят от Рыночной площади раз в 40 минут-час. Важно помнить, что единый билет на городской общественный транспорт распространяется и на свеаборгский паром тоже (на пристани есть такие же, как в метро, валидаторы, где можно отметить проездной); естественно, проездным воспользоваться гораздо выгоднее, так как разовый билет на этот паром стоит аж 5 евро.



3. У парома есть две открытых палубы (со стороны носа и кормы), и двухъярусный внутренний салон. Паромы, кстати, ходят круглый год: как я понимаю, небольшой ледовый покров для них помехой не является, а в случае сильных морозов фарватер постоянно ледоколят.



4. Паромы, как оказалось, построены в Польше, в городе Гдыня.



5. Отчаливаем. Слева проплывает остров Катаянокка, у берега которого стоит корабль береговой охраны.



6. Рейс парома длится примерно 12 минут. За бортом — скалистые островки. Иногда необитаемые.



7. Свеаборг и башня его церкви уже видны впереди:



8. А вот уже и пристань. Там стоит толпа, которая сядет на этот паром, чтобы отправиться обратно в сторону города. В Свеаборге паром долго не стоит.



9. Выходим на берег. У пристани стоит такое же табло, как в метро, с указанием времени ожидания.



10. С парома вышла большая толпа, где явно не меньше половины людей составляли туристы, коих тут в середине дня явно больше, чем постоянного населения. Постепенно толпа разошлась по разным улицам острова, и стало довольно тихо. На фото — Береговая казарма конца XIX века. Именно это и есть парадные ворота крепости.



11. У стены стоит множество велосипедов. Довольно типичная для Финляндии картина.



12. А паром ушёл обратно в город:



13. Вдалеке виден центр города и его доминанта — Николаевский собор.



Ну а я в Свеаборге. Крепость на островах возле Гельсингфорса основали шведы в 1740-е годы, причиной чему послужила Русско-шведская война 1741-43 годов, когда Швеция потеряла регион северо-западнее Карельского перешейка. Что особенно интересно, название Sveaborg со шведского переводится как "Шведская крепость", а Suomenlinna с финского — "Финская крепость" (а от противоположной кальки получились бы названия Ruotsinlinna и Finskaborg); существующее финское название, естественно, появилось уже в период независимости (а до 1918 года крепость по-фински называлась Viapori). Что характерно, при Российской империи никакой "Русской крепости" не было, и она так и называлась Свеаборгом, прочно войдя именно под этим названием в историю России, в частности из-за произошедшего здесь в 1906 году мятежа матросов. Так что мне привычнее использовать именно название Свеаборг, в порядке исключения относительно топонимики всей остальной Финляндии.

14. Крепость находится на семи островах, главный из которых — Исо-Мустасаари (в переводе — Большой Чёрный остров, а в российский период назывался Комендантский). Среди старых построек крепости есть как шведские, так и российские. Как видим, есть тут и деревянные дома.



Изначальное предназначение крепости, понятное дело, в защите города с моря. Что, однако, не помешало русским войскам в 1808 году, в последнюю русско-шведскую войну, занять Гельсингфорс с суши (а вот Свеаборг пал только через два месяца, но шведы сдали его почти без боя). В 1855 году, в Крымскую войну, Свеаборг обстреляли англичане. При независимой Финляндии крепость как таковая прекратила своё существование, но ещё во Вторую мировую войну в ней базировалась артиллерия.

15.



16. А это кирха. Изначально это был православный собор Александра Невского, построенный в 1854 году для русского гарнизона крепости. Но в 1920-е годы финны перестроили его в лютеранскую церковь.



17.



Вот так выглядел храм в бытность православным. Построен он был по проекту Константина Тона (он же архитектор Храма Христа Спасителя), стиль которого узнаваем. Храмам этого архитектора как-то особенно не повезло: в СССР, так сложилось, что снесли их почти все, и даже за его пределами, в Финляндии, перестроили собор до неузнаваемости.



18. Ограда церкви составлена из трофейных шведских пушек, захваченных русскими войсками в 1808-09 годах.



19. Бывшие здания русских казарм XIX века. Ныне это жилые дома. Благодаря островному расположению Свеаборг очень обособлен от Хельсинки. Тихий такой душевный старый район.



20.



21. Финский вариант таблички "Осторожно, злая собака!". Хотя вообще-то там написано "собаки свободны" (то есть не привязаны).



22. Внутри ворот шведского кронверка:



23. А это манеж XIX века, в котором сейчас находится Военный музей Финляндии. Его я тоже посетил.



24. Музей небольшой, но информативный. Посвящён он войнам XX века, происходившим в Финляндии.



25. Сначала идёт гражданская война (она у финнов была своя в 1918 году, и победили в ней белые, при поддержке немцев):



26. Знамя финских белых:



27. Ну а большая часть экспозиции посвящена Зимней (Советско-финской) войне и Войне-Продолжению (война против СССР на стороне Германии в 1941-44 годах).



28. Макет дота линии Маннергейма. Где-то на территории нынешней Ленинградской области.



29. Одна из самых интересных деталей экспозиции — реконструкция блиндажа Зимней войны:



30. Можно заглянуть внутрь. Для полного эффекта присутствия там звучит аудиозапись обстрелов и бомбардировок, происходивших снаружи.



31. Часть витрин, конечно, посвящена и противнику, то есть советской стороне.



32. А также и Вермахту. После заключения перемирия с СССР в 1944 году финны повернули оружие против немцев, и до апреля 1945 года шла Лапландская война, в результате которой они выбили с территории Финляндии немецкие войска, которые там базировались.



33. Финский армейский грузовик:



34. Экран с военной кинохроникой. Вот показывают сражение при Тали - Ихантала в июле 1944 года. Это недалеко от Выборга.



35. Посмотрев музей, идём дальше. Вот ещё один жилой дом.



36. А это Свеаборгская верфь. Вдалеке хорошо виден город.



37. Скалы и балтийская вода. На переднем плане видна подводная лодка "Весикко", построенная в 1933 году, и принимавшая участие в войнах 1939-44 годов. Сейчас она превращена в музей (часть Военного музея), но открыта только летом.



38. Это уже остров Сусисаари (Волчий, старое название — Инженерный). Каменные шведские бастионы XVIII века. Кстати, Свеаборг включён в список ЮНЕСКО.



39. Симфония камня. Бастионы из каменных глыб встроены прямо в скалы.



40. Окна какого-то ресторана:



41. Жилой дом:



42. Осенняя листва:



43. И скалистый берег Финского залива. Тут гладкие "бараньи лбы", знакомые мне по многим местам Карелии (в первую очередь, берега Ладоги и Белого моря).



44. С другой стороны виден пейзаж Хельсинки:



45.



46. И снова посмотрим в сторону моря. Там видно множество других островов:



47.



48. Маяк на одном из них:



49. А на скалах золотая осень. На заднем плане уже другой остров — Валлисаари (бывший Александровский). На него моста нет, поэтому просто так не попасть.



50. Это самая южная часть крепости — береговая батарея Кустаанмиекка (по-шведски Густавссверд); название переводится как "Меч Густава" — в честь шведского короля Густава III, при котором был основан Свеаборг. Пушки — российские, конца XIX века. Произведены на Пермском сталепушечном заводе.



51.



52. За батареей — ещё один небольшой бастион:



53.



54. Постройки в северной части острова. Это место мне напомнило Выборгский замок.



55. В Свеаборге много булыжных мостовых. Это всегда красиво. Правда, на велосипеде по ним ездить тяжело.



56.



57. Пушки того же Пермского завода:



58. Могила шведского фельдмаршала Августина Эренсверда, под руководством которого строилась крепость:



59. Рядом можно выйти к сухому доку уже показанной выше верфи. Возле него есть небольшая смотровая площадка.



60.



61. Свеаборгская кошка:



62. А в этом здании сейчас находится музей Финской таможни (не посещал).



63. Ещё один вид на город с зумом. Башня со шпилем слева — это церковь Микаэля Агриколы (1935 год), до которой я не доходил.



64. Потом я вернулся к пристани. И пока ещё было время до обратного парома, посетил ещё два острова. Это — остров Пикку-Мустасаари (в переводе — Малый Чёрный остров). В российский период он назывался Госпитальный.



65. Сейчас на этом острове находится военно-морская академия. Основное её здание — бывший госпиталь, который и дал старое название острову. Здание построено в 1820-е годы, а число "1756" на фасаде обозначает дату основания шведского шхерного флота, базой которого был Свеаборг (видимо, от этой даты отсчитывают историю ВМФ Финляндии). Во двор академии можно зайти, но при этом идти можно только по дорожке, а по бокам от неё стоят грозные таблички "Военная территория. Проход без разрешения может повлечь за собой санкции" (продублировано на русский с именно такой формулировкой), то есть сходить с дорожки нельзя.



66.



67. И ещё один остров — Лянси-Мустасаари (Западный Чёрный), старое русское название — Стрелковый. Здесь тоже несколько бывших казарм, ныне ставших жилыми домами. Они построены ещё шведами в конце XVIII века.



68. Вид ныне у них довольно обшарпанный.



69. И закончу я этот рассказ деревянным створным знаком на скале.



И на этом всё о Свеаборге, и теперь уже и о Хельсинки. Но моё путешествие продолжалось. Дальше мне предстояло на теперь уже большом пароме пересечь Финский залив и попасть в Эстонию. Так что о двухчасовом морском пути из Хельсинки в Таллин я и расскажу в следующий раз.

Хельсинки:
Часть 1 (центр и о городе в общем)
Часть 2 (юг центра)
Часть 3 (севернее центра и другие районы)
Метро
Суоменлинна (Свеаборг)

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030
Tags: Путешествия, Финляндия, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →