Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Кейла. Городок в окрестностях Таллина

Кейла — один из маленьких городков Северной Эстонии. Назвать его глубинкой, конечно, нельзя, так как он расположен всего в 25 километрах от Таллина (даже по меркам такой маленькой страны, как Эстония, это близко), но посмотреть на обычную жизнь в стороне от туристической столицы, и при этом недалеко от неё, здесь, пожалуй, можно. В общем-то, это такой "город одной достопримечательности": на заглавном кадре можно разглядеть вдалеке, за деревьями, шпиль старинной кирхи. Впрочем, всё интересное этим не ограничивается. В Кейла я побывал в ходе однодневной вылазки из Таллина на запад (когда посетил ещё город Палдиски). В общем, поехали!



2. Для начала немного о дороге. Во время этой поездки я познакомился с железными дорогами Эстонии, поехав в Кейла, а затем и в Палдиски, на электричке. Как я уже показывал в постах о Таллине, все электрички и дизель-поезда в Эстонии — это вот такие новые составы от компании "Штадлер" (в общем-то это и есть все пассажирские перевозки в стране, так как, в силу её размеров, внутренних поездов дальнего следования в нашем понимании там нет). Их закупили в 2013 году на кредит от Евросоюза (о чём напоминает табличка на переднем плане), заменив ими советские электрички.



Оператор пассажирских перевозок в Эстонии — компания "Elron" (оранжевый цвет поездов — их корпоративный стиль). На их сайте есть русская версия. Там же можно купить билеты, что я и сделал. Купленный билет надо сохранить на смартфоне, а потом, при посадке, отметить QR-код на валидаторе в вагоне. Билет Таллин - Кейла стоил 2.30 евро за 27 километров. Дорого, конечно. Хотя тут тоже действует принцип повышения тарифа при уменьшении дистанции.



3. Моя электричка. Кстати, её конечный пункт — Палдиски, куда я поеду потом.



4. Интерьер вагона. Можно увидеть разъездного кассира-контролёра. Билет можно купить и у неё, но стоить он тогда будет дороже, чем на сайте.



5. В общем-то, поездки на Штадлерах для меня не новинка. Я уже несколько раз до этого ездил на них в Беларуси. Справа видна схема движения поездов над дверями.



6. Занимаю место у окна. Сначала поезд был малолюдным, но потом, на остановках Лиллекюла, Тонди и Ярве, пассажиров заметно прибавилось, и большинство сидячих мест было занято. За окном хмурый осенний день. Это был конец октября. Дорога от Таллина до Кейла заняла около сорока минут.



7. Станция Пяэскюла с деревянным вокзалом. Железная дорога, по которой я еду, построена в 1870 году, став продолжением линии Петербург - Ревель (Таллин). Некоторые постройки на ней сохранились с того времени.



8. Ну вот и Кейла. Электричка уехала дальше в Палдиски, толпа выходит со станции в город. В общих чертах, картина вполне как где-нибудь под Питером. Опоры контактной сети новые, а вот светофоры, похоже, советские остались.



9. Платформа станции. Это вид обратно, в сторону Таллина. Вместе с закупкой новых поездов, под них модернизировали все платформы, сделав их ниже. Новые фонари поставили тогда же.



10. Деревянный старый вокзал. Состояние радует глаз. К счастью, там их не уродуют сайдингом.



11. Впрочем, и обратная сторона медали тоже есть. Если посмотреть на вокзал со стороны города, можно увидеть, что он уже и не вокзал, а кофейня (кстати, её название Kegel — это старое немецкое название города), что само по себе не плохо, но выходит, что вокзал по назначению уже не работает. Своя "оптимизация" на железных дорогах Эстонии (да и всей Прибалтики) тоже была. Немало пассажирских направлений за постсоветские годы было закрыто, ну и едва ли не большинство вокзалов теперь уже не используется по назначению. Так что даже залов ожидания на станциях нет.



12. Водонапорная башня, по-видимому, времён первой республики, с советской надстройкой.



Ну а у меня есть пара с небольшим часов на город, и я отправляюсь его смотреть. В Кейла на данный момент проживает около 10 тысяч человек. Примерно 12% населения городка составляют русские (и даже есть русская школа, которую собираются закрыть). Однако я русскую речь в Кейла ни разу не слышал (не считая того, что в кафе, где обедал, говорил по-русски с кассиршей — женщиной лет 60, у которой был довольно сильный акцент).

13. Привокзальная местность в основном примерно такая:



Кейла впервые упоминается в 1241 году в Датской крепостной книге. Много веков это было небольшое село, но местную жизнь значительно оживила постройка в 1870 году железной дороги. Статус города Кейла получила при первой республике — в 1938 году. В советское время город успел короткое время (1950-62 годы) побыть районным центром.

14. Встречаются в городе бежево-серые здания из местного известняка. Нередко такие попадаются и в Таллине.



15. Крыльцо одного из магазинов:



16. В паре минут ходьбы от вокзала — Центральный парк. Украшенный в те дни золотой осенью.



17. За ним — Центральная площадь (Keskväljak). Доминанта её — советский сталинский дом культуры, по-прежнему используемый по назначению.



18. Какое-то административное здание напротив него:



19. И городская администрация позднесоветской постройки. Можно увидеть флаг города.



20. А ещё на площади есть нулевой километр с указателями до городов.



21. И в прямой видимости от площади видна кирха святого Михаила. Теперь пойдём к ней.



22. Готическая кирха святого Михаила в Кейла была построена в XIV веке, когда нынешняя Эстония была частью Ливонского ордена. Но до наших дней она сохранилась уже с изменениями на протяжении следующих двух столетий (к примеру, колокольню пристроили в конце XV века). В целом кирха достаточно красивая. В пасмурный осенний день весьма атмосферно смотрится.



23. Окна и дверной проём стрельчатые. Интерьеры, к сожалению, увидеть не удалось, так как церковь была закрыта.



24.



25. Над входом — готическое окно-роза.



26. Советская табличка на фасаде:



27. И вид со стороны алтаря:



28. Возле кирхи небольшое кладбище. Среди могил есть и достаточно недавние.



29. Есть на нём и пара старых дворянских склепов. Близко не смотрел, но, вероятно, это примерно XIX век.



30.



31. Взгляд из-за ограды:



32. Напротив кирхи стоят почему-то скульптуры оленей.



33. Идём дальше. Северная часть города застроена советскими и новыми домами по 3-5 этажей. Пятиэтажки в целом знакомые по российским городам, но в Прибалтике часто строились довольно специфические серии, поэтому всё-таки они отличаются от наших.



34. Улица Луха. Ведёт к северному выезду из города в сторону Таллина.



35. Супермаркет у выезда. Дальше видно шоссе Таллин - Палдиски.



36. Многие советские дома покрашены в весёлые цвета, что немного напоминает Беларусь или некоторые северные города России.



37. И ещё советское наследие — в виде "Запорожца", который уже стал ретро-автомобилем.



38. Дальше я вернулся к кирхе и направился в южную часть города, за железную дорогу. А на дорожке, ведущей к переходу через стальную магистраль, обнаружилась булыжная мостовая. Вполне возможно, что она времён постройки железной дороги.



39. Скорее всего, с того времени сохранился и деревянный домик справа (где, видимо, жил стрелочник).



40. По восточной окраине города протекает речка Кейла, когда-то давшая городу название. Недалеко отсюда, в посёлке Кейла-Йоа, перед впадением в Финский залив, на ней есть красивый водопад. Ну а тут лишь скромный порог под железнодорожным мостом.



41. Вид в сторону Таллина. Железная дорога здесь однопутная.



42. Позднеосенний парк за железной дорогой:



43. Залинейная (южная) часть города почти целиком состоит из частного сектора. В основном дома деревянные. Запомнились интересные формы крыш.



44.



45. Любопытный кирпичный дом. Возможно, времён первой республики.



46.



Сделав круг, я вернулся на вокзал, куда как раз к моему приходу прибыла следующая электричка Таллин - Палдиски. И в Палдиски — городок на побережье Балтики в двадцати километрах западнее Кейла, я на ней и поехал. Следующий рассказ будет именно об этом городе.

[Список всех рассказов о поездке]ФИНЛЯНДИЯ И ЭСТОНИЯ. Октябрь 2019:
Хельсинки:

Часть 1 (центр и о городе в общем)
Часть 2 (юг центра)
Часть 3 (севернее центра и другие районы)
Метро
Суоменлинна (Свеаборг)

На пароме из Хельсинки в Таллин
Таллин:
Часть 1. Виды с высоты
Часть 2. Старый город
Часть 3. Старый город, продолжение
Часть 4. Предместья
Часть 5. Предместья и Ласнамяэ
Окрестности Таллина:
Кейла
Палдиски


При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030
Tags: Железная дорога, Путешествия, Эстония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments