Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Приморск (он же Берёзовское, Бьёрко и Койвисто)

Маленький городок с населением 6 тысяч жителей неподалёку от Выборга на берегу Финского залива. Расположен на территории Старой Финляндии, то есть бывшей финской территории, отошедшей к СССР в 1940 году. В транспортном плане город довольно труднодоступен. Два раза в сутки через него проходит дизельный поезд Зеленогорск-Приморск-Выборг, регулярным автобусным сообщением Приморск связан с Выборгом и менее регулярным (4 автобуса в день) — с Питером. Главной достопримечательностью Приморска является, безусловно, финская кирха.




Село Берёзовское, впервые упомянутое в летописях в 1268 году, основано было предположительно новгородцами, а по Ореховецкому мирному договору 1323 года, отошло к Швеции и получило название Björkö, являющееся калькой названия Берёзовское на шведский язык. В составе Швеции Бьёрко (название приходится писать с буквой О на конце, так как двух букв Ё быть не может даже в иностранных словах) был торговым городом на берегу моря, и, кстати, название старорусской единицы измерения берковец (10 пудов), произошло именно от названия этого города. В составе России западная часть Карельского перешейка оказалась во время Северной войны. В период нахождения в составе Российской Империи — как до присоединения к Финляндии, так и после него, город имел три названия: Берёзовое, Бьёрко (Бьёрке), а также финское название Койвисто (Koivisto). Любопытно при этом, что все три названия обозначают одно и то же. В сентябре 1905 года город посетил император Николай II, оставив в дневнике записи:

«
14-го сентября. Среда. В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьёрке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем наши отрядом…
16-го сентября. Пятница. Встали рано. В 10 час отправился на миноносец «Грозящий», который снялся с якоря и пошёл к выходу в море. Долетели до острова Рондо и вернулись к якорной стоянке в час и 5 мин.
17-го сентября. Суббота. Съехали на берег и посетили в Койвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной. Осмотрел ещё лесопилку.
»


2.



В начале Первой Мировой войны было принято решение о строительстве железнодорожной ветки Териоки-Койвисто, которая уже в период нахождения Карельского перешейка в составе независимой Финляндии была продлена до Выборга. Во время советско-финской войны Койвисто был занят Красной армией в феврале 1940 года, а по Московскому мирному договору вошёл в состав СССР. Во время Великой Отечественной войны здесь находились финские войска со 2 сентября 1941 года по 18 июня 1944. 1 октября 1948 года Койвисто был переименован в Приморск. До начала 1990-х годов Приморск находился в погранзоне, и доступ сюда был серьёзно ограничен.

3. Финский залив. Приморск расположен не на открытой части залива, а за архипелагом Берёзовые острова.



В 2000 году в Приморске был открыт нефтеналивной торговый порт, ставший местом работы для большинства жителей городка.

4. Центр города выглядит в основном вот так:



5. В окрестных лесах, как я успел заметить по дороге из Выборга на автобусе, много крупных валунов. Иногда они попадаются и в городском пейзаже:



6. Даже тут встречается дублирование вывесок на финском языке:



7. Самая главная достопримечательность Приморска — это гранитная кирха. Построена в 1902-1904 годах по проекту архитектора Йозефа Стенбека (он же автор кирх в Териоки (Зеленогорске) и Ряйсяля (Мельниково)). 18 декабря 1904 года кирха была освящена в честь святой Марии Магдалины. Кирха построена в стиле северного модерна, а основным мотивом её архитектурной композиции служат возвышенные остроконечные формы.



В 1905 году, посетив Койвисто (упомянуто выше), Николай II пожаловал приходу 22500 финских марок (напомню, в автономном Великом княжестве Финляндском была своя валюта), на которые для храма был изготовлен орган. Согласно местной легенде, в начале Зимней войны финны орган не вывезли, а спрятали в местном лесу. Попытки найти орган неоднократно предпринимались, но оказывались безуспешными.

8. Фото кирхи в 1930-е годы. Колокольня была разрушена попаданием снаряда в 1941 году.



Существует легенда, согласно которой после эвакуации населения Койвисто в начале Зимней войны дочь последнего пастора кирхи Тойво Кансанена не желала покидать родной дом, взяла снайперскую винтовку, приковала себя цепью к стене кирхи и стреляла по наступающим с моря советским матросам.

9.



После войны в кирхе разместился дом культуры. Несколько десятков лет здание не реставрировалось и постепенно ветшало, а полностью восстановлено было лишь в последние годы. С 1996 года в одном из залов кирхи располагается краеведческий музей.

10.



11, 12. Интерьеры кирхи в 1930-е годы:

   

Автор витража — финский художник-витражист Леннарт Сегерстроле. Витраж выполнен в 1928 году.

13.



14.



15. В 1992 году возле кирхи был поставлен памятник "Парус и крест" в память о погибших финских и советских воинах и в знак дружбы между Россией и Финляндией. Автор памятника — финский скульптор Алпо Сайло, уроженец Койвисто.



16. Вид от пирса:



И ещё немного города.

17. Памятник герою Советского Союза Николаю Лебедеву, погибшему в 1944 году в морском бою с финнами у Койвисто.



Последующие фотографии, к сожалению, получились смазанными, так как я перебрал с выдержкой.

18. Мемориал Великой Отечественной войне:



19. Свежепостроенная православная церковь Новомучеников и Исповедников Российских:



20. А вот и железнодорожная станция, которая, вкупе со всем тем, что рядом с ней расположено, создаёт впечатление глухомани. Однопутная неэлектрифицированная дорога, по которой дизель ходит два раза в сутки. На станции — ни души.



21. Здание вокзала тоже имеется, но, как я понял, не используется по назначению. Между прочим, образец финского модерна начала XX века. Только ракурс для снимка я неудачный выбрал, — и здание плохо видно, и ещё и мусор на переднем плане (о том, что де при финнах такого не было, я слышал уже много раз, поэтому писать об этом не надо).



22. А вот так выглядит местность рядом с железной дорогой:



В целом сам город оставил довольно странные впечатления. Вроде бы город, а вроде бы просто посёлок, — больно уж маленький. Кирха впечатлила очень сильно. Жаль только, что не удалось прокатиться на зеленогорско-приморском дизеле. Но, впрочем, ещё доведётся. А ещё, кстати, в Приморске какие-то злые собаки. Видимо, близость границы сказывается. :) Но, пожалуй, самая удивительная особенность Приморска как города — там нет памятника Ленину.

Tags: Бывшая Финляндия, Железная дорога, Карельский перешеек, Ленинградская область, Море, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments