Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Сосново (Рауту, Ровдуга)

Посёлок Сосново с населением 7 тысяч человек находится на Карельском перешейке, на пути из Питера в Приозерск. Конечная станция для многих электричек, следующих в эту сторону.



До 1948 года Сосново носило название Рауту и до войны было центром волости Выборгской губернии в составе Финляндии. В 1480 году, после присоединения Новгородской республики к Москве, упоминается как карельское село Ровдуга, являвшееся центром Ровдужского погоста Корельского уезда Водской пятины Новгородской Руси. Пришедшие сюда в XVII веке финны изменили название на свой лад, и село стало называться Rautu (созвучно с финским словом "Rauta", обозначающим "железо").

2. Железнодорожная станция Сосново. Справа видна электричка, на которой я приехал:



Станция была открыта в 1917 году с постройкой железной дороги Петроград-Кексгольм-Хийтола, соединившей железнодорожную линию Выборг-Йоэнсуу непосредственно с Петроградом. Станция Рауту была первой станцией в Финляндии по пути из Петрограда.

3. Фото 1925 года:



4.



В апреле 1918 года, во время финской гражданской войны, в районе Рауту шли тяжёлые бои, и железная дорога во многих местах была разрушена. Участок Васкелово-Рауту восстановлен не был, в результате чего железнодорожная линия оказалась разорвана, и её участки были тупиковыми с обеих сторон границы, и с финской стороны конечной станцией было именно Рауту. После войны, уже в советское время, разрыв железной дороги был восстановлен.

5.



6. Старый вокзал был разрушен в Зимнюю войну, а нынешний построен уже в 1950-е годы:



В 1940-1960 годах посёлок успел побыть районным центром в составе Ленинградской области.

7. Вокзал находится не в самом посёлке, а в километре от него. По бокам от дороги, соединяющей станцию с посёлком, растут деревья, обосновывающие название посёлка:



8. На самом деле, я ожидал увидеть посёлок, приближающийся к ПГТ, примерно как Рощино. Но, вопреки ожиданиям, Сосново оказалось посёлком довольно захолустным, с совсем небольшим количеством многоквартирных домов:



9. Зато с Ильичом, в отличие от Рощино:



10.



11. На центральной площади стоит посёлковый дом культуры, построенный в 1950-е годы:



12. Он построен на фундаменте кирхи Рауту, сгоревшей во время Зимней войны (то ли от попадания снаряда, то ли была подожжена отступавшими финнами):



Построена она была в 1925 году по проекту архитектора Бертилла Мохелла. На месте старой деревянной кирхи, которая также сгорела в ходе боевых действий в финскую гражданскую войну.

13. Старая кирха. Фото 1913 года:



14. Старые фото села:



15. К этому фото была подпись "Kylätie", то есть "дорога в село". Значит, это та самая дорога, которая ведёт от станции:



Но вернёмся из прошлого в наши дни.

16. Вид площади напротив дома культуры. Дом справа, как я понял, новый. Честно говоря, угловая башенка чем-то напоминает мне башню кирхи:



17. Памятник Великой Отечественной на братской могиле солдат, погибших возле Рауту:



18. Весенний океан возле магазина:



19. Дальше начинаются двухэтажные хрущёвки:



20. Среди которых попалось маленькое и довольно нехарактерное здание конца сороковых:



21. Здесь тоже растут сосны:



22. Вдалеке видна пожарная часть. А деревянные столбы, видимо, уже больше полувека стоят:



23. Небольшие речки:



24. Собственно, жилой посёлок Сосново здесь уже заканчивается, и начинаются дачные садоводства:



25. Дорога проходит мимо озера Раздолинского:



26.



27. Снова садоводства:



28. Вскоре появляются кирпичные трёхэтажки:



И, сделав круг против часовой стрелки, мы снова возвращаемся на станцию.
Tags: Бывшая Финляндия, Железная дорога, Карельский перешеек, Ленинградская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments