До 1948 года Сосново носило название Рауту и до войны было центром волости Выборгской губернии в составе Финляндии. В 1480 году, после присоединения Новгородской республики к Москве, упоминается как карельское село Ровдуга, являвшееся центром Ровдужского погоста Корельского уезда Водской пятины Новгородской Руси. Пришедшие сюда в XVII веке финны изменили название на свой лад, и село стало называться Rautu (созвучно с финским словом "Rauta", обозначающим "железо").
2. Железнодорожная станция Сосново. Справа видна электричка, на которой я приехал:
Станция была открыта в 1917 году с постройкой железной дороги Петроград-Кексгольм-Хийтола, соединившей железнодорожную линию Выборг-Йоэнсуу непосредственно с Петроградом. Станция Рауту была первой станцией в Финляндии по пути из Петрограда.
3. Фото 1925 года:
4.
В апреле 1918 года, во время финской гражданской войны, в районе Рауту шли тяжёлые бои, и железная дорога во многих местах была разрушена. Участок Васкелово-Рауту восстановлен не был, в результате чего железнодорожная линия оказалась разорвана, и её участки были тупиковыми с обеих сторон границы, и с финской стороны конечной станцией было именно Рауту. После войны, уже в советское время, разрыв железной дороги был восстановлен.
5.
6. Старый вокзал был разрушен в Зимнюю войну, а нынешний построен уже в 1950-е годы:
В 1940-1960 годах посёлок успел побыть районным центром в составе Ленинградской области.
7. Вокзал находится не в самом посёлке, а в километре от него. По бокам от дороги, соединяющей станцию с посёлком, растут деревья, обосновывающие название посёлка:
8. На самом деле, я ожидал увидеть посёлок, приближающийся к ПГТ, примерно как Рощино. Но, вопреки ожиданиям, Сосново оказалось посёлком довольно захолустным, с совсем небольшим количеством многоквартирных домов:
9. Зато с Ильичом, в отличие от Рощино:
10.
11. На центральной площади стоит посёлковый дом культуры, построенный в 1950-е годы:
12. Он построен на фундаменте кирхи Рауту, сгоревшей во время Зимней войны (то ли от попадания снаряда, то ли была подожжена отступавшими финнами):
Построена она была в 1925 году по проекту архитектора Бертилла Мохелла. На месте старой деревянной кирхи, которая также сгорела в ходе боевых действий в финскую гражданскую войну.
13. Старая кирха. Фото 1913 года:
14. Старые фото села:
15. К этому фото была подпись "Kylätie", то есть "дорога в село". Значит, это та самая дорога, которая ведёт от станции:
Но вернёмся из прошлого в наши дни.
16. Вид площади напротив дома культуры. Дом справа, как я понял, новый. Честно говоря, угловая башенка чем-то напоминает мне башню кирхи:
17. Памятник Великой Отечественной на братской могиле солдат, погибших возле Рауту:
18. Весенний океан возле магазина:
19. Дальше начинаются двухэтажные хрущёвки:
20. Среди которых попалось маленькое и довольно нехарактерное здание конца сороковых:
21. Здесь тоже растут сосны:
22. Вдалеке видна пожарная часть. А деревянные столбы, видимо, уже больше полувека стоят:
23. Небольшие речки:
24. Собственно, жилой посёлок Сосново здесь уже заканчивается, и начинаются дачные садоводства:
25. Дорога проходит мимо озера Раздолинского:
26.
27. Снова садоводства:
28. Вскоре появляются кирпичные трёхэтажки:
И, сделав круг против часовой стрелки, мы снова возвращаемся на станцию.