Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Лахденпохья

Этот тихий городок с диковинным труднопроизносимым финским названием находится в Северо-западном Приладожье, то есть на юго-западной окраине Карелии. Само название Lahdenpohja с финского переводится как "дальний угол (конец) залива", — как я уже говорил, северное побережье Ладожского озера сплошь состоит из заливов и полуостровов, открытую Ладогу с берега нигде не видно; а этот город стоит именно что в самом кончике одного из таких длинных заливов.



По сути города Лахденпохья при финнах не существовало, это было село Яаккима, известное с 1500 года, когда Северо-западное Приладожье входило в состав Богородицкого Кирьяжского погоста (село Кирьяж — это нынешний посёлок Куркиёки Лахденпохского района, куда, к сожалению, добраться пока не удалось) Корельского уезда Водской пятины Новгородской Руси. До 1924 года территория нынешнего города состояла из села Яаккима и деревни Сиеклахти, которая затем была выделена в отдельный посёлок Лахденпохья. Городом Лахденпохья стала лишь при советской власти — в 1945 году, тогда же был образован Лахденпохский район (в 1940-45 годах районным центром был Куркиёки). В настоящий момент в Лахденпохье проживает почти 8 тысяч человек, финские названия сохраняют также несколько районов города — Яккима, Уусикюля и Хуухканмяки.

2.



3. У кого-то прямо во дворе скалы. С другой стороны, не позавидуешь родителям маленьких детей, — опасно их отпускать в ту сторону.



4. Лахденпохья изобилует деревянными финскими домами:



5.



6. В которых порой проживают весьма творческие люди:



7.



8. Хрущёвки с двускатной крышей, характерные именно для Карелии и Прибалтики:



9. Берег Ладожского озера. Во время прогулки по городу было довольно жарко, но ситуацию изменял прохладный ладожский ветер.



10. С этого каменистого берега долго не хотелось уходить:



Видео:



11.



12.



13. Порт Лахденпохья, фото 1930-х годов. Отсюда в то время ходили суда на Валаам (сейчас, наверное. уже не ходят, — только от Сортавалы и Приозерска).



14.



15. Новодельная часовня святого великомученика Валентина Римского:



16. На крыльце магазина примостились львы в петербургском стиле:



17. Это центр города. Деревянное финское здание справа — почта; в каменном здании слева находится торговый центр, при этом я не могу определить, советское это здание или финское функционалистическое.



18. Улица Красноармейская:



19. В конце её стоит скромный памятник лахденпохцам, погибшим в Афганистане и горячих точках:



20. Каменный финский дом:



21. В центральном сквере стоит мемориал с братской могилой красноармейцев, погибших в Северо-западном Приладожье во время Великой Отечественной войны:



22. Рядом — новодельная часовня святого Георгия Победоносца:



23. Чуть поодаль, на холме стоит деревянная церковь святого Пророка Илии.



24. А ещё дальше стоят руины финской лютеранской кирхи прихода Jaakkima. Она была построена в 1844-1851 годах по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля. При советской власти она была закрыта, а в 1977 году сгорела.



25.



26. Братская могила финских солдат — уроженцев кунты (волости) Яаккима.



27. В прошлом кирха выглядела так:



28.



29. Лето 1941 года. Финский 7-й пехотный полк занимает Яккиму:



30. Речка Аурайоки:



31. Железнодорожная станция, расположенная несколько на отшибе от города, тоже называется Яккима и лежит на железнодорожной ветке Петербург-Сортавала. Эта железнодорожная линия достаточно живописна и архаична: деревянные финские вокзалы в забытых Богом лесопильных посёлках вроде Алхо или Ихалы, ручные стрелки, покосившиеся деревянные столбы. И ходит по этой линии пригородный поезд, состоящий из тепловоза "Машки" (М62) и трёх сидячих вагонов; он доезжает до станции Кузнечное, где начинается электрификация, и где нужно, подождав полчаса, пересесть на электричку до Питера. К сожалению, я не снимал обратную дорогу из-за того, что аккумуляторы в фотоаппарате стали предательски садиться, но всё, надеюсь, ещё впереди.



32. Вокзал:



33. Старое фото:



34. Депо тоже, по-видимому, тех времён:



35. В завершение этого поста покажу пару фотографий видов города с высоты, а именно с этой скалы:



36.



37.


Tags: Бывшая Финляндия, Железная дорога, Карелия, Ленинградская область, Природа, Путешествия, Россия, Русский Север, Северное Приладожье, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments