Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Сестрорецк

Сестрорецк — это один из нетуристических пригородов Питера (наряду с Колпино и Зеленогорском), население его составляет 37 тысяч человек. Находится на берегу Финского залива в устье реки Сестра, по которой и получил название.



Начиная с XIV века, река Сестра была пограничной. По Ореховецкому мирному договору 1323 года по ней проходила государственная граница Новгородской Республики и Швеции, сохранявшаяся вплоть до 1617 года, когда после Смутного времени, по Столбовскому миру, шведы захватили у России все земли, прилегающие к Балтийскому морю, и граница передвинулась далеко на юг. Кстати, любопытно, что название реки не имеет отношения к слову "сестра" в привычном нам понимании. Это название восходит к финскому "Siestar-oja", что переводится как "Смородиновый ручей", — и в допетровские времена речку было принято по-русски называть Сестрея. Русским это слово показалось похожим на слово "сестра", как, впрочем, и шведам, которые стали называть пограничную реку Зюстербек (Systerbäck). В середине 17 века здесь появилось одноимённое шведское торговое поселение. Во время Северной войны устье Сестры было взято русскими войсками в июле 1703 года, то есть через два месяца после основания Санкт-Петербурга, и уже в 1714 году был заложен город Сестрорецк, когда Пётр I указал построить здесь летний дворец. Дворец был сооружён в 1719-1724 годах, но не сохранился до наших дней, так как был разобран в 1781 году. В 1721-1724 годах был построен Сестрорецкий оружейный завод. На реке Сестре была поставлена плотина, и в результате разлива Сестры перед плотиной образовалось озеро Сестрорецкий разлив.

2. Разлив:



3. Приморское шоссе:



4. Нынешние постройки оружейного завода, который впоследствии был переделан в инструментальный завод, возведены в конце XIX века:



5.



6. Плотина на Сестре:



7. Сестра ниже завода. Как видно на фото выше, через плотину проходит весьма небольшой объём воды. Поэтому в устье Сестры течение почти отсутствует.



8. Устье Сестры:



9. На берегу Разлива стоит церковь святых апостолов Петра и Павла, построенная в 2004-2009 годах по проекту архитектора Е. Ф. Шаповаловой:



Прежняя церковь при оружейном заводе находилась несколько в другом месте и была снесена в 1933 году.

10. Сейчас на её месте стоит школа и Ленин:



11. На территории современного храма стоит вот такой мемориал морякам-подводникам:



12. Здесь же стоит деревянная реконструкция первой русской подводной лодки — так называемого "потаённого судна" Ефима Прокопьевича Никонова:



13. Кстати, Сестрорецкий разлив соединён с Финским заливом не только руслом Сестры, но и водосливным каналом, прорытым специально для того, чтобы обеспечить возможность сброса лишней воды из Разлива для предотвращения наводнений во время паводка.



14. В свою очередь для предотвращения переизбытка воды в самом канале, в начале его также установлена плотина:



Довольно мощная, надо сказать:



15. На Сестрорецком заводе трудился (и умер в Сестрорецке) русский оружейный конструктор генерал-майор Сергей Иванович Мосин, создавший знаменитую "трёхлинейку" — первую русскую "повторительную" (то есть магазинную) винтовку, которая служила нашим солдатам и в русско-японскую войну, и в Первую Мировую, и в Великую Отечественную, и в другие, и, кстати, до сих пор по сути состоит на вооружении.



16. Центральная улица города, проходя через него, трижды меняет название — Токарева, Воскова и Володарского. На этом снимке мы видим улицу Володарского:



17. В конце её стоит довольно необычная многоэтажка:



18. В советской застройке затерялось дореволюционное здание. Сейчас в нём находится, кажется, поликлиника:



19. Горка в виде Кремля в одном из дворов:



20. Прямо в центре города уже несколько лет стоит вот такая заброшка:



21. Дом с датой постройки. Фасад украшен какими-то выступами, напоминающими готические контрфорсы:



22. Памятник, установленный, кажется, в какой-то юбилей основания оружейного завода:



23. Железнодорожная станция Сестрорецк. Здесь проходит ветка, по которой курсируют исключительно пригородные поезда. Начинается она от платформы Ланская (первая остановка после Финляндского вокзала) и идёт на запад вдоль берега Финского залива и местами рядом с Приморским шоссе через Сестрорецк до станции Белоостров, где вновь соединяется с главной выборгской магистралью. Появление этой ветки началось с постройки ответвления Белоостров-Сестрорецк в 1871 году с целью привязать оружейный завод к железнодорожной сети. В 1894 году была построена ветка с другой стороны; открывалась она в три очереди — сперва до Лахты, затем до Раздельной (ныне Лисий Нос), затем до Сестрорецка, где была соединена с ответвлением из Белоострова.



24. Поблизости от станции — памятник советскому футболисту и хоккеисту Всеволоду Боброву:



25. На южном выезде, со стороны Питера, Сестрорецк выглядит вот так и больше напоминает спальный район Питера:



26. Некое не совсем понятное деревянное сооружение:



27. Аллея парка "Дубки", прилегающего к берегу Финского залива. Именно тут находился летний дворец Петра Первого, и по молоденьким дубам, высаженным рядом с ним, парк и получил своё название.



28. В конце аллеи, возле пляжа, находится трёхамбразурный пулемётный дот Сестрорецкого БРО (батальонный район обороны) Карельского укрепрайона. Он был построен в тылу относительно других дотов Сестрорецкого БРО и предназначался для ведения огня в Финском заливе при взаимодействии с дотами Кронштадтского укрепрайона.



29. Другие доты находятся севернее, в непосредственной близости от старой линии границы с Финляндией.



Во время Великой Отечественной войны Сестрорецк оказался в кольце блокады Ленинграда. Здесь проходил так называемый Сестрорецкий рубеж обороны Ленинграда, когда в 1941 году финские войска были остановлены на Карельском укрепрайоне. В течение трёх лет здесь велись позиционные бои, пока в июне 1944 года на Карельском перешейке не началась Выборгско-петрозаводская наступательная операция.

30. Ещё один из объектов КаУРа в Сестрорецке — артиллерийский полукапонир с позывным "Слон". Несколько лет назад здесь был размещён музей под открытым небом "Сестрорецкий рубеж":



31. Ещё не полностью откопанный дот рядом с Приморским шоссе:



32. А это другой, уже облагороженный:



33. Рядом — братское воинское кладбище:



34. Живая история в виде сохранившихся окопов:



35. А это мемориал "Сестра" на старой границе. Кстати, нужно отметить, что возле самого залива граница проходила не совсем по руслу Сестры. Как видно, слева от мемориала лежат противотанковые надолбы, которыми усиливались доты:



36. Сестрорецкое болото, являющееся государственным заказником:



37. Железная дорога среди сосен и песка:



38. Здесь находится весьма живописное место — Сестрорецкий курорт. С его лесом:



39.



40. Старыми заброшенными дачами:



41. Железной дорогой:



42. И морем:



На этом и завершаю рассказ про Сестрорецк. Рад, что наконец-то удалось выбраться и отснять город детально, хотя и до этого я там бывал много раз.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Карельский перешеек, Ленинградская область, Море, Природа, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments