?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Бологое-Полоцкая железная дорога: Осташков—Великие Луки
nord_ursus
Во второй день поездки по Бологое-Полоцкой я в 12 часов дня сел в Осташкове на пригородный поезд Бологое—Великие Луки. Он состоит из тепловоза и двух вагонов, один из которых плацкартный, а второй сидячий. Я ехал в сидячем. Вагон был почти пустой, я сел в кресло справа по ходу поезда и открыл окно.



2. Прощальный взгляд на осташковский вокзал:



Интересно, что в этом году пригородный поезд Бологое—Великие Луки чуть не отменили из-за того, что, дескать, для пригородного слишком большая дистанция (310 километров). Но в итоге пришли к компромиссному варианту: поезд оставили как есть, а билеты стали продавать раздельно по двум участкам пути. Серединой здесь стала станция Соблаго. В итоге я, попросив в кассе на осташковском вокзале билет до Великих Лук, и протянув в кассу деньги, получил два билета, но ехал без пересадки на одном поезде:



Кстати, если поезд Бологое—Осташков называют "Вагончик", то этот, великолукский поезд местные железнодорожники однажды окрестили "Горбатым", потому что на этом маршруте использовались немецкие вагоны с дугообразной крышей, напоминающей горб. В свою очередь, поезд Осташков—Торжок, идущий через Селижарово (сейчас он отправляется от станции Соблаго) именуют "Снежинка", потому что он мелькает, как снежинка, среди лесных веток.

3. Это — полустанок 122 км, находящийся в лесной глуши:



4. На 124-м километре находится стела "Здесь был остановлен враг" на месте, где проходила линия фронта. Фотография получилась не очень хорошая, поскольку именно в этот момент я на секунду отвлёкся от окна и стелу чуть не упустил:



На этом видео поезд делает остановку на бывшем разъезде Сигово:



5. Мост через Волгу перед станцией Пено:



6. Озеро Пено, являющееся частью русла Волги:



7. Станция Пено:



8. И одноимённый посёлок городского типа:



9. Сосновый бор вдоль железной дороги:



10. Вскоре поезд приезжает на узловую станцию с чудноватым и благозвучным названием Соблаго (ударение на первый слог). Здешний вокзал уже и вовсе позднесоветский:



11. Вид назад. Именно отсюда ответвляется на восток селижаровская ветка на город Торжок, на которой до сих пор действуют семафоры:



12. Едем дальше. Вдоль полотна мелькают старые сторожевые будки:



13. Телеграфные столбы выглядят довольно интересно:



14. Дороги здесь в большинстве своём грунтовые. Асфальтированных почти нет. Кое-где стоят хутора:



15. И снова болота:



16. Озеро Охват. Фото тёмное, потому что я выдержку не отрегулировал в тот момент, когда солнце ненадолго зашло за облако:



17. Станция Андреаполь:



18. Бывший разъезд 232 км:



19. Станция Торопец. Жаль, но в этом интересном городе мне пока в эту поездку не удалось побывать. Вокзал точно такой же, как в Осташкове. Интересно было бы сравнить их изнутри:



20. После Торопца я пошёл в тамбур и стал смотреть назад. Когда смотришь из окна поезда с этого ракурса, испытываешь иные чувства, нежели тогда, когда смотришь вбок. Смотря назад, непосредственно видишь сами рельсы, по которым твой поезд едет, видишь, как нескончаемая нить стальной колеи уходит вдаль.



Поснимал видео:



Здесь я допустил досадную оплошность — прозевал старый деревянный вокзал на бывшей станции Скворцово. Он выглядит примерно так же, как показанные в предыдущем посте вокзалы в Куженкино и Баталино.

21. А это станция Назимово. Заржавевший состав из цистерн я вижу абсолютно на всех фотографиях этой станции. Интересно, сколько лет он уже там стоит:



Назимово находится уже довольно близко к Великим Лукам. И от Великих Лук до этой станции ходит пригородный поезд, прозванный здесь "Гонялка".

22. В Назимово вокзал позднесоветский:



23. А вот водонапорная башня старая:



24. Ближе к Великим Лукам пейзаж постепенно изменяется, становясь более среднерусским:



25. Появляется такая интересная деталь ландшафта, как озовые гряды — песчано-каменные отложения талых ледниковых вод. По виду они напоминают то ли железнодорожные насыпи, то ли крепостные валы:



Поезд проезжает через деревню Великополье на подъезде к Великим Лукам:



26. Какое-то из озёр:



27. Въезжаем в Великие Луки. С юга незаметно подходит Московско-Виндавская железная дорога, то есть магистраль Москва—Рига:



28. Станция Великие Луки. Вокзал здесь сталинский, так как город сильно пострадал в Великую Отечественную войну:



29. Но, как ни странно, деревянная путейская казарма всё таки сохранилась. Это меня очень удивило:



30. На вокзале в Великих Луках мне довелось понаблюдать, как этапируют заключённых по железной дороге. Когда я выходил из вагона, по платформе не спеша проехал камаз-автозак с надписью "ФСИН России", следом прошли двое крепких мужчин в голубом камуфляже с автоматами и с овчаркой. А затем я издалека наблюдал вот такую картинку на задворках вокзала:



Близко подходить не стал, чтобы не заинтересовались.

31. Вокзальный ворон:



Приехал я в Великие Луки в пол седьмого вечера. Где-то в семь я покинул вокзал, за вечер осмотрел город, а в пол третьего ночи уехал в Питер.


  • 1
В Соблаго вокзал постройки не позднее первой половины 70-х, судя по архитектуре.

О, Соблаго! У меня не лучшие ассоциации с этой станцией. :)

Когда-то чуть не опоздал там на поезд Москва-Осташков (к слову, тогда он носил инфернальный номер 666). Ехал со стороны Торжка, стоянка была минут сорок, пошел гулять... А поезд вдруг тронулся минуты на полторы раньше расписания. На ходу запрыгивал, в итоге. :)

У меня похожий случай был в Кирове, но я таки немного раньше хватился. А два года назад, проезжая Ульяновск, вообще катался там на трамвае (стоянка была 50 минут). :)

Значит, вы тоже в тех краях бывали? Меня эти места потрясли, если честно, до глубины души. Хочется туда приезжать снова и снова. Не говоря уже о том. что эта железная дорога, по которой я ехал, заслуживает того, чтобы сделать из неё живой музей.

Пеновский район знаю досконально. У меня там даже родственники есть. Осташковский и Селижаровский - тоже неплохо знаю. Ну и по дороге этой ездить приходилось. Во все стороны, неоднократно.

Edited at 2013-07-31 05:16 am (UTC)

Хороший фотоотчет. Сам очень интересуюсь данной линией, очень хорошо знаю ее историю и настоящее. Живу в некоронованной столице Бологое-Полоцкой - в Осташкове. Будут вопросы по ветке Бологое-Полоцк-Седлец задавай.

  • 1