Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Рязань, Тула и Калуга. Сравнительный портрет городов

Достаточно интересно бывает по сложившимся личным впечатлениям от тех или иных городов, составить некий сравнительный портрет нескольких городов, объединённых общим признаком. Общих признаков всегда можно найти огромное количество, но я стараюсь широко не размахиваться. В данном случае все три города — Рязань, Тула и Калуга — расположены к югу от Москвы на примерно одинаковом расстоянии от неё, и каждый из трёх является первым областным центром на трёх путях на юг, расходящихся от Москвы, как лучи. На пути на Дон, Кубань и Кавказ — находится Рязань; путешественник, направляющийся из Москвы в Западное Черноземье (Курск, Белгород), Восточную Украину и Крым, — первым делом проезжает Тулу; ну а чей путь лежит в леса дебрянские, Киев и остальную Украину, — тот проезжает Калугу (правда, с оговоркой на то, что поезда не заезжают в сам город, а останавливаются на удалённой от города станции Калуга-2). История этих городов тоже довольно сходна, — все они в течение определённого времени входили в состав южной оборонительной линии Русского государства. А во время Великой Отечественной войны судьба всех трёх городов сложилась совсем по-разному: Калуга была оккупирована в течение двух месяцев (с октября по декабрь 1941), Тула в тех же числах была почти окружена, но выстояла, став в результате Городом-Героем, а Рязань лишь подвергалась бомбёжкам.

Итак, начнём. Сравнение я буду проводить по нескольким признакам, по каждому из которых — по одной-две фотографии с города.

1. Виды центра города.

Рязань. Старая гражданская застройка здесь не очень цельна. Довольно часто она разбавляется советской жилой архитектурой. Но если рассматривать вблизи, то ансамбль старой архитектуры получается вполне самодостаточным.



В Калуге с этим дело обстоит несколько лучше. Во-первых, старая застройка выглядит здесь в целом более цивильно, а во-вторых, в центре города советские вкрапления достаточно редки. Калужские улицы более уютно смотрятся.



Тула в большей степени относительно своих соседей богата на разного рода модерн, эклектику и прочие "архитектурные излишества":



2. Центральные улицы.

Скажу честно. Я так и не смог понять, какая улица в Рязани считается главной. Поэтому приведу фотографию Соборной улицы, — выглядит она обширной и просторной. Впереди виден Успенский собор кремля с колокольней. Сама улица застроена по преимуществу домами конца XIX-начала XX веков.



Центральная магистраль Тулы — проспект Ленина, бывшая Киевская улица, — довольно многообразна. Здесь встречаются как и старые дома, как на фото из первого пункта, так и качественная сталинская архитектура.



В Калуге это — улица Кирова. Довольно оживлённая, но, как мне показалось, с архитектурной точки зрения не очень выразительная. В кадре видна церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (XVIII век).



3. Церкви. По этому пункту будет по два кадра с города.

Рязань. Очень светлая и красивая церковь Благовещения (1679 год):



А это тоже Рязань. Довольно странная по своему внешнему виду церковь Николая Чудотворца (Николо-Ямская). Это уже позднее барокко — 1788 год. Массивный и грузный куб, на который по углам поставлены непропорционально маленькие главки.



Тула. В этом кадре сразу два храма. Слева — Преображенская церковь (1835-1842 годы), справа — Успенский кафедральный собор (1899-1902 годы).



Барокко в храмах Тулы выглядит более пышным. Это — церковь Боголюбской иконы Божией Матери, более известная как мучеников Флора и Лавра (по одному из приделов). Построена в XVIII веке.



И наконец, Калуга. Нарышкинское барокко в сочетании с шатровым стилем. Церковь Георгия Победоносца (1701 год).



А для калужских церквей XIX века характерна вот такая округлость форм — круглый барабан, круглая колокольня. Это — недавно восстановленная церковь Василия Блаженного.



4. Железнодорожные вокзалы.

Калуга — единственный из трёх городов, где сохранился дореволюционный вокзал постройки конца XIX века. Он был возведён, когда через Калугу прошла Сызрано-Вяземская железная дорога.



Московский вокзал в Туле построен в 1952-1955 годах:



Есть в Туле и другой, второстепенный вокзал — Ряжский. Он, кстати, тоже входит в состав Сызрано-Вяземской магистрали. Нынешнее здание советское. Движение здесь намного более слабое.



В Рязани вокзала два. Оба они маленькие и достаточно невзрачные. Во всяком случае, явно не под стать полумиллионному городу. Интенсивность движения примерно одинаковая — через Рязань-2 идут поезда на юг, а через Рязань-1 — на восток, в сторону Самары и Челябинска. Оба вокзала находятся близко, в связи с чем у меня по приезде в город (а приезжал я из Саранска) произошёл забавный казус: рассматривая в зале ожидания карту города, и прорабатывая при этом маршрут, я почему-то думал, что нахожусь на вокзале Рязань-2, а не 1. В связи с чем, выйдя с вокзала, пошёл в неправильном направлении, но вскоре, впрочем, сориентировался. Видимо, невнимательно смотрел на билет. А может просто невыспавшийся был (приезжал в Рязань я ночью).

У меня имеется фото только станции Рязань-1. Но и второй вокзал не сильно отличается.



5. Памятники. По два фото с города.

Начнём с Рязани. Вот, к примеру, памятник видному уроженцу Рязанской губернии — Константину Эдуардовичу Циолковскому:



Необычный и экспрессивный памятник Сергею Есенину, который также, как известно, родился под Рязанью:



Калуга. И снова Циолковский! Ведь Калугу зовут "колыбелью космонавтики". Здесь изобретатель прожил большую часть жизни. И поэтому здесь он изображён уже с ракетой:



Раз уж затронута тема памятников поэтам, то и по Калуге приведу соответствующий кадр. Александр-Сергеич белого цвета, и взгляд его суров:



Ну а Тула — это Город Труда. Поэтому и памятники здесь соответствующие. Пётр Первый возле оружейного завода — это уникальный памятник. Единственный в мире памятник монарху в рабочей одежде.



По соседству — оружейник Сергей Иванович Мосин, сконструировавший первую русскую магазинную винтовку, которая, кстати, тоже увековечена в этом монументе:



6. Ильичи. То есть памятники Ленину.

Если тульский Ленин строг и спокоен:



...то рязанский уже указывает направление пути к коммунизму:



...ну а калужский, видимо, посылает буржуев куда подальше:



7. Ну и наконец последний пункт, из которого напрочь выпадает Калуга, потому что у неё этой особенности города нет. Речь идёт о кремлях. Здесь будут только Тула и Рязань.

Да и в общем-то только в Туле кремль сохранился целиком. Эти стены были возведены в XVI веке и в 1552 году защитили Москву от войск крымского хана Девлет-Гирея. Брали его только однажды — и то свои: речь идёт о войсках Василия Шуйского, взявших тульский кремль в 1608 году, когда здесь укрепились повстанцы под командованием Ивана Болотникова.



Никитская башня кремля:



Ну а в Рязани сохранились лишь внутренние постройки кремля. Кремлёвские стены были срыты в XVIII веке после утраты городом своего оборонительного значения. И сейчас вход в кремль выглядит вот так:



Внутри кремля. Консисторский корпус (XVII век).



На месте стен рязанского кремля сохранился лишь вот такой вал:



Вот, собственно, и всё. На мой взгляд, с точки зрения архитектуры наиболее насыщенна Тула, наиболее солидная река (этот пункт я не приводил) — в Калуге (Ока), а самый большой из этих трёх по численности населения город — Рязань. У Тулы, правда, есть ещё одна особенность — трамвай, которого нету в Калуге и Рязани.

Так я впервые попробовал провести подобного рода фотосравнение. Сравнение лиц разных городов позволяет понять лицо каждого из городов получше. Все города в чём-то сходны, но у каждого, даже самого маленького, есть своё лицо.
Tags: Путешествия, Россия, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments