Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Санкт-Петербург. Выборгская сторона

Выборгская сторона — район Петербурга, в своём роде уникальный тем, что, относясь к историческому центру города, он при этом расположен по правому берегу Невы. Происхождение названия, впрочем, вполне очевидно, — отсюда начиналась (да и сейчас начинается) дорога на Выборг и на Финляндию. В начале XX века Выборгская сторона представляла собой промышленную окраину Петербурга-Петрограда, ставшую оплотом революционного движения в столице России. И по сей день она остаётся довольно колоритным районом с застройкой преимущественно конца XIX-начала XX столетий, с вкраплениями сталинской архитектуры.



Двигаемся с севера на юг, по Большому Сампсониевскому и Лесному проспектам, в сторону Финляндского вокзала. Думаю, северным концом исторической Выборгской стороны можно считать улицы Белоостровскую и Сердобольскую; поскольку отсюда начинался путь на Финляндию, большинство улиц получали свои названия в честь городов Великого княжества Финляндского, — в том числе и две названных (кстати, Сердоболем ранее называлась Сортавала, которая сейчас входит в состав России).

2. Вазаский переулок близ Чёрной речки. Он назван в честь финского города Вааса (который, в свою очередь, получил название в честь шведской королевской династии).



3. На улице Белоостровской можно увидеть интересные детали:



4. На Большом Сампсониевском проспекте, где под углом 45 градусов к нему сходятся Белоостровская и Кантемировская, находится 24-этажный небоскрёб высотой 85 метров. Это — здание НИИ гидроднинамики, построенное в 1985-1991 по проекту архитекторов С. В. Савина, С. М. Зельцмана и Б. Е. Сандлера.



5. Движемся на юг по Большому Сампсониевскому проспекту, который в советские годы звался проспектом Карла Маркса (на севере он переходит в проспект Энгельса, это название сохранилось). Здесь имеется довольно обычная сталинская застройка. Конкретно на этом доме указан год постройки — 1952.



6.



7. Дальше архитектура становится старше. По левую руку от меня находится детская больница. При этом кадре виден корпус педиатрического медицинского университета.



8. Памятник Александру Матросову, улица имени которого здесь пересекает проспект:



9. Церковь святых Царственных Страстотерпцев. Освящена в 2004 году прямо в старом здании больницы, причём на месте приёмного покоя.



10. Бывшие казармы Московского лейб-гвардии полка. Построены в стиле классицизма в 1833-1836 годах по проекту архитекторов А. Е. Штауберта и В. И. Беретти. Сейчас здесь находится военный институт физической культуры.



11. Здесь уже преобладает дореволюционная застройка. В этом кадре виден доходный дом, построенный в 1899 году по проекту Ф. К. фон Пирвица.



12. Бюст Героя Советского Союза Ф. А. Смолячкова, погибшего в 1942 году в боях за Пулково. Кстати, уроженец Могилёвской области, и, наверное, на виденной мной аллее Героев в Могилёве (здесь на фото 22) он тоже присутствует. Рядом проходит улица, названная его именем (кстати, именно она показана на вводном кадре), в прошлом называвшаяся Роченсальмской (прежнее название финского города Котка), а также Батуриным переулком.



13. Церковь благоверной княгини Анны Кашинской, построенная по проекту А. П. Аплаксина в 1907-1911 годах.



14. Вестибюль станции метро "Выборгская" на углу улицы Смолячкова и Лесного проспекта:



15. Станция была открыта в 1975 году. Вот так выглядит её подземный зал:



16. В проходе к эскалаторам на торцевой стене — барельеф, посвящённый, видимо, революционной истории Выборгской стороны.



17. Возле метро Выборгская можно увидеть раритетный советский знак подземного перехода. Кстати, сам переход тоже весьма интересен, — это самый длинный подземный переход Петербурга, он представляет собой разветвлённую систему тоннелей. При этом он очень грязный и тусклый, и атмосфера там весьма мрачная.



18. Довоенный жилой дом напротив метро. Построен в 1935-1938 по проекту М. Г. Мейсаховича.



19. С Лесного проспекта возвращаемся на Большой Сампсониевский. Это — вид на улицу Гренадерскую. Впереди виден Гренадерский мост через Большую Невку, ведущий на Петроградскую сторону.



20. Здесь же находится и собор святого Сампсония Странноприимца (проще говоря, Сампсониевский собор), давший название проспекту. Он построен в стиле барокко в 1728-1740 годах на месте деревянной церкви. Посвящение собора было выбрано в связи с тем, что день победы русских войск в Полтавской битве выпадает на день памяти именно этого святого. Кстати, имя архитектора доподлинно неизвестно. По одному из предположений, это был Пьетро Антонио Трезини (не путать с Доменико Трезини).



21. Рядом есть часовня, построенная А. П. Аплаксиным в 1909 году в честь двухсотлетия победы под Полтавой.



22. Вид со стороны проспекта:



23. На собор взирает Сам:



24. Кроссовки под окном — это, как оказалось, ещё не самое странное...



25. А тут собака оставила след в истории:



26. Довольно колоритный дом:



27.



28.



29. Так через дворы я вышел на улицу Выборгскую. Этот дом построен в 1903 году:



30. Здание 11-й мужской гимназии, построенное в 1914-1915 годах. Сейчас тут находится гимназия №107 Выборгского района.



31. Улица Комиссара Смирнова (в прошлом Ломанов переулок) со сталинской архитектурой:



32. Лесной проспект. Пожарная часть постройки 1930 года, а рядом с ней — церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", построенная в 2002-2004 годах в память о пожарных, погибших при исполнении служебного долга.



33. А напротив неё — недействующая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1900-1903 годах по проекту архитекторов Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримма. В 1930-е годы её закрыли и переделали в спорткомплекс, в этом же качестве она дошла до наших дней.



34.



35. Дворы:



36. Интересный переход между дворами. Я таких пока нигде не видел.



37. Вентиляционная шахта метрополитена:



38. А эти дома находятся уже ближе к площади Ленина:



39.



40. А вот и Финляндский вокзал. Первое здание было построено в 1870 году, когда была открыта железная дорога Санкт-Петербург—Гельсингфорс—Рийхимяки. Нынешнее здание построено в 1955-1960 годах по проекту П. А. Ашастина, Н. В. Баранова и Я. Н. Лукина.



41. В апреле 1917 года на этот вокзал из Финляндии в Петроград вернулся Ильич (туда он уезжал со станции Удельная). В честь этого он теперь стоит на броневике на фоне вокзала.



42. Главный корпус военно-медицинской академии, построенный в 1798-1809 годах архитекторами А. Н. Воронихиным (он же построил Казанский собор) и А. Порто.



43. Вид на Выборгскую сторону с Литейного моста:



На этом я завершаю рассказ об этом районе Петербурга.
Tags: Россия, Санкт-Петербург, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments