Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Видлица. Железная дорога и берег Ладоги

Сев на автобус в Погранкондушах, я сошёл с него через 15 километров к югу в селе Видлица на берегу Ладоги. Оно расположено в сорока километрах к северу от Олонца. На самом деле, Видлица, как и Погранкондуши, не выходит напрямую к берегу, а стоит чуть подальше от него. Но я сошёл с автобуса на въезде в посёлок, рядом с железнодорожной станцией. Гулял оставшееся время там, а в самом посёлке по сути и не побывал.



2. Но краем глаза село (которое, к слову, крупное, полторы тысячи жителей) я всё таки увидел. Когда я вышел из автобуса, вид моего лица особенно не изменился, а вот вид перед лицом предстал вполне приятный.



3. Карельский пятистенок. Жаль, что не сохранились аутентичные наличники.



Здесь тоже живут карелы. Думаю, если бы я походил по посёлку, то может быть и довелось бы услышать живой карельский язык. Хотя не знаю...

Село Видлица впервые упоминается в XVII веке, как оборонительный пункт вблизи шведской границы (той самой, что была установлена в 1617 году и отмечена Варашевым камнем). В Российской империи оно было центром Видлицкой волости Олонецкого уезда Олонецкой губернии (губернским городом, несмотря на название, был Петрозаводск). При советской власти, а именно в 1927-1930 годах Видлица успела побыть районным центром, а после упразднённый Видлицкий район был разделён между Олонецким и Пряжинским.

4. Через село протекает река Видлица (по-карельски — Videlenjogi). Начало она берёт в озере Ведлозеро, что между Пряжей и Питкярантой. А здесь впадает в Ладогу.



5. Дети играют:



6. Переезд (на заднем плане) и железная дорога — всё та же, по которой я ехал в Погранкондуши. Обратите внимание на ручную стрелку.



7. Нечётная (северная) горловина станции. А здесь можно обратить внимание на песчаный балласт и деревянные шпалы:



8. Но, с точки зрения железнодорожных реликтов, деревянные шпалы и ручные стрелки абсолютно меркнут перед этим:



Это живой, действующий семафор! На этой заповедной ветке они до сих пор сохранились. Такого почти нигде больше нет. Кстати, по моим наблюдениям, многие часто путают и семафором называют обычные железнодорожные светофоры. Так вот знайте, что это неправильно, и что семафор — это на самом деле огромный раритет.

9. Семафорный механизм. Жаль, что я, когда садился на поезд, при его прибытии не понаблюдал за передачей жезла от машиниста к дежурной.



10. А вот и сама станция. Тихая и пустынная.



11. Вокзал. Всё чисто и аккуратно.



12. Рядом со станцией — редкий песчаный бор:



13. Хорошо пахнет хвоя, нагретая низким ноябрьским солнцем. Природа уже готова к зиме, и скоро всё это будет в снегу.



14. После я пошёл немного погулять в лесу и сходить на берег Ладоги. Солнце уже клонится к закату.



15.



16.



17. Идя к берегу прямо по лесу, я увидел, что лес на моём пути прерывается поляной. Выходя на неё, я сперва почувствовал, что мох стал более мягким, а затем под ногами стала хлюпать вода. Упс, а это и не поляна вовсе!



Впрочем, ладно, обильный мох и поросль сосняка — признак проходимого, не топкого болота. Тем более, пройти нужно всего метров тридцать. А у меня к тому же есть резиновые сапоги, так что ноги не намочу.

18. Раз-два, бодрым шагом в воде по щиколотку, и болото уже позади:



19. Ну а вот и снова Ладога:



20. Вид на север. Где-то там находится Варашев камень...



21. А это — вид на юг. Там дальше деревня Тулокса (и одноимённая река) и знаменитые ладожские дюны.



Причём знаменит этот берег в том числе и как место боевой славы русского оружия. После революции и отделения Финляндии от России Видлица стала приграничным селом (как уже сказано, 15 км до Погранкондушей) и попало в зону боевых действий Гражданской войны, а точнее Олонецкого похода финских войск, являвшегося частью кампании по финской интервенции в российскую гражданскую войну. 21 апреля 1919 года белофинны перешли границу и вечером того же дня захватили Видлицу, а через два дня — Олонец, где посадили марионеточное "олонецкое правительство". К июню им удалось выйти вплотную к Петрозаводску, но произошёл перелом, и Красная армия перешла в контрнаступление. И 27 июня 1919 года в Видлице был высажен десант, в результате боёв Видлица была оставлена финнами, и дальнейшее продвижение Красной армии в сторону границы поддерживалось кораблями РККФ, которые вели огонь с Ладоги по финским войскам. 8 июля Красная армия одержала окончательную победу на этом направлении, финны полностью отступили за линию границы.

Но история имеет свойство повторяться. И в 1941 году Видлица снова была оккупирована финскими войсками. В годы оккупации здесь действовал один из финских концлагерей для мирного населения (кто-то ещё говорит, что финны были освободителями?). А в июне 1944 года были почти повторены события двадцатипятилетней давности. Советский десант был высажен в устье реки Тулоксы 23 июня, и через четыре дня ожесточённых боёв, 27 июня 1944 (ровно 25 лет со дня начала Видлицкой операции в 1919 году) наши бойцы освободили село Видлица, соединившись с частями 7-й армии, что позволило дальнейшее наступление советских частей на север.

22. Лес у берега:



23. Между тем вечерело, стало уже темнеть. И я вернулся к железной дороге.



24.



25.



И в пол седьмого вечера послышался вдалеке локомотивный свисток. И вновь подъехал тот же самый тепловоз и тот же самый вагончик, что утром привёз меня в Погранкондуши. Даже проводница та же. Но билета, кстати, у меня нет. А впрочем, его нет ни у кого. Потому что через кассу билеты на этот вагон не продаются. Видимо, потому что он проходит через бескассовые станции, жители которых купить билет могут лишь при посадке в поезд прямо у проводника, а пассажиры, покупающие билет через кассу, могут к тому моменту раскупить на этот вагон все места. И поэтому я сначала покупаю у контролёра пригородный билет до Лодейного Поля, а затем оплачиваю проводнику стоимость поезда от Лодейного до Питера, и проводник выписывает мне вот такой билет. А вы когда-нибудь по таким ездили?

26.


И снова перецепка вагона в Лодейном Поле: сначала отцепляют маршрутный тепловоз, потом подцепляют маневровый, который долго-долго везёт вагон куда-то на задворки станции, на которых маневровый и отцепляют. Во время шестичасовой стоянки в Лодейном я и заснул, а ночью вагон снова прицепили к поезду Петрозаводск—Санкт-Петербург, который повёз его в Город на Неве.

А потом был приезд в Питер в утро понедельника. Давка на входе в метро Ладожская, духота перехода со Спасской на Сенную. Потом снова запихивание в вагон, в процессе которого мой рюкзак, судя по лицам стоявших рядом, раздражал их. После такой поездки это навело меня на мысли о том, сколь спокойно в этих карельских посёлках среди лесов, и как изматывает человека большой город. Да, в большом городе возможностей намного больше, но, увы, за это приходится платить вечной суетой и удалённостью от природы. Всё таки многое потерял человек, переселяясь в города.

Рассказы о поездке:

Погранкондуши. Часть 1. Варашев камень
Погранкондуши. Часть 2. Деревня
Видлица. Железная дорога и берег Ладоги

Tags: Восточное Приладожье, Дорогами войны, Железная дорога, Карелия, Природа, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments