Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

2013. Итоги уходящего года

В последний день года пришло время подвести некоторые итоги и вспомнить о том, что было в уходящем году. Так как основная тематика моего журнала — путешествия, расскажу я в основном о них.

2. Начался год достаточно обычно. И первое путешествие я совершил 15 января, это была однодневная вылазка в посёлок Севастьяново (бывшее финское село Каукола), где сохранилась довоенная финская кирха. Решение ехать я принял спонтанно, так как проснулся в тот день рано (накануне был трудный день, и я рано лёг). Сел на электричку до станции Кузнечное и потом шёл пешком.

3. И уже через четыре дня — 19 января, я отправился в столицу Карелии — славный город Петрозаводск. Поезд приезжал туда в 7 часов утра, и я сначала сидел на вокзале, а в пол десятого утра пошёл гулять по пустынному городу зимним воскресным утром. В 10 часов утра я наблюдал вот такой рассвет на замёрзшем Онежском озере:

4. Зимний город в ту поездку увиделся мне спящим. Наверное, воедино слились и пасмурная зимняя погода, и выходной день, и карельский северный темперамент местных жителей (хотя, впрочем, русских в Петрозаводске намного больше).

5. Пробыв один день в Петрозаводске, я вечером сел на проходящий поезд Мурманск-Москва и утром следующего дня был в Твери. В Твери был снег. Много снега. Это было 21 января 2013.

Во второй половине дня сел на московский дневной поезд и поздним вечером был в Питере.

6. После, в январе-феврале я совершил несколько поездок по Ленинградской области.

А потом наступила весна. Но, как и нынешняя зима, в сфере погоды она не торопилась вступать в свои права. Март был студёный и морозный.

7. 24 марта, река Оредеж в Вырице. Несмотря на конец марта, лёд ещё настолько крепкий, что ходить по нему можно совершенно безопасно.

9. Потом был уже достаточно тёплый апрель.

На майские праздники выпала поздняя в этом году Пасха — 5 мая. А вторые майские праздники я также посвятил путешествиям.

10. На День Победы я поехал на Ладогу, к Осиновцу. Где Дорога Жизни выходила с суши на Ладожское озеро.

11. А вечером следующего дня я сел на поезд и поехал в Карелию, в Северное Приладожье. Утром 11 мая я был уже в городе Питкяранта, откуда держал путь на Сортавалу. Этот замечательный край я по-настоящему открыл для себя именно в эту поездку.

12. Сортавала:

13. Побывал в ту поездку на мраморном каньоне у посёлка Рускеала. Место невероятной красоты.

14. А во второй день путешествия видел заброшенную финскую кирху в посёлке Лумиваара:

В Питер я вернулся поздним вечером 12 мая на электричке (сперва ехал на дизеле до станции Кузнечное, а там пересел на электричку до Питера).

15. Потом июнь, сессия... И несколько выездов в область:

16. Связанные в том числе и с фортификацией. Вот, например, советский дот Карельского укрепрайона рядом с посёлком Белоостров (пригород Питера):

17. А здесь я стою у взорванного дота "Миллионер":

Потом я совершил двухдневную поездку в Тверскую область. Весной, в начале апреля, я посмотрел документальный фильм 1997 года "Бологое-Полоцкая" — про железнодорожную магистраль, построенную в начале XX века и до сих пор хранящую в себе облик прошлого российских железных дорог. Проникшись этим фильмом, я решил летом туда ехать. И за 16 лет там ничего почти не изменилось.

18. И вот, ранним утром 9 июля на Московском вокзале я сел на новенькую "Ласточку" и через три часа приехал в Бологое. Этот город "где-то между Ленинградом и Москвой" очень многие проезжали неоднократно. Но вот многие ли там были? А я вот побывал...

19. А потом поезд на Осташков повёз меня по просторам лесной глуши Тверской области:

20. За окном мелькали красивые старые вокзалы:

21. Побывал в Осташкове:

22. И в Великих Луках — древнем русском городе, несколько раз разрушавшемся, но не сломленном.

Утром 11 июля я вернулся в Питер. Но ненадолго. Вечером 15 июля я уже снова сидел в поезде...

23. 16 июля я уже гулял по волжскому городу Рыбинску:

24. Мышкин. Маленький городок, для попадания в который нужно переправляться на пароме (если ехать со стороны Рыбинска или Ярославля).

25. Потом были три дня в Ярославле:

26. Во время которых я посетил Ростов Великий с его удивительным кремлём.

27. А потом на поезде я поехал в Нижний Новгород — миллионный город, пятый по населению в России. Этот город меня впечатлил особенно, наверное, даже больше, чем Ярославль.

28. Этот город плотно соседствует с природой и, кроме того, он очень многолик. На разных улицах выглядит совсем по-разному.

29. Следующим пунктом путешествия после Нижнего стал Саранск — столица Мордовии. Провинциальный город, очень чистый и благоустроенный, он произвёл на меня весьма приятное впечатление.

30. После двух дней в Саранске был ночной приезд в Рязань. На этом фото уже около четырёх часов.

31. А потом прогулки по Рязани в течение дня.

А вечером — марафонский забег до автовокзала с целью успеть на автобус до Тулы. Приход на автовокзал в минуту отправления, когда посадка на автобус был уже закончена. Но меня спас метод "дообилечивания", и я успел.

32. В Туле — в гостях у родственников, я провёл пять дней.

33. И в течение их я съездил в старинный город на Оке — Алексин:

34. После Тулы я держал путь на Белую Русь. По пути провёл день в Калуге:

Из Калуги я всю ночь ехал на автобусе в Смоленск, где уже был год назад, и куда в этот раз приехал в пять часов утра. Затем попытавшись на электричке доехать в Оршу, я потерпел неудачу из-за отсутствия белорусской валюты (а точнее, как я потом понял, — из-за своей же несообразительности). Вернувшись в Смоленск с пограничной с Белоруссией станции Красное, я поехал в Оршу на маршрутке, затем на экспрессе до Минска. А потом поехал на дачу — поздней вечерней электричкой до станции Колосово, и пешком по ночному лесу.

35. На даче я провёл почти три недели. Это был уже август.

36. Побывал в ещё одном белорусском городе — Могилёве:

37. В ночь на 26 августа я уехал из Минска в Питер. И это фото сделано за сорок минут до отправления поезда.

В качестве завершения лета я решил на два дня поехать в Карелию. Поездить по местам, связанным с Советско-финской войной. Но вышла неудача, — проспал в поезде станцию Лоймола, на которой должен был выходить. И приехал в Суоярви — маленький депрессивный райцентр, где провёл полдня.

38. Суоярви утром:

Потом были четыре часа тряски в автобусе по грейдерной дороге. Но это, если честно, всё равно доставляло мне, как путешественнику, удовольствие. В итоге я приехал в Сортавалу.

39. Переночевав в Сортавале, я на следующий день побывал в красивом и печальном месте — у Креста Скорби. Здесь в феврале 1940 года финны окружили и разбили советские 18-ю стрелковую дивизию и 34-ю легкотанковую бригаду.

40. После этого я снова побывал в Петрозаводске. Теперь уже летнем. Летом этот город показался более бодрым и живым.

41. Вечером в Петрозаводске я сел на ночной поезд и утром 31 августа был в Питере. В этот же день мы с товарищем съездили в Сестрорецк с целью походить по дотам Карельского укрепрайона. Это сопровождалось также и прогулкой по Сестрорецкому болоту, после сбора клюквы на котором у меня язык и челюсти от кислятины сводило судорогами :)

42. А потом наступила осень:

Получилось так, что выездов в область осенью у меня почти не было. Но и это всё же не совсем так. Вот, к примеру, карельский (то есть уже за пределами Ленобласти) посёлок Куркиёки, красиво расположенный на Ладоге между скал. Сейчас это небольшое село, но у него богатая история.

45. Потрясающей красоты закат на Финском заливе 14 октября:

46. А ноябрь был вот таким:

Это — снова Карелия. Деревня Погранкондуши на берегу Ладоги, куда я съездил в воскресенье 10 ноября — ночным поездом туда и им же обратно. Очень красивое и умиротворённое место, отмеченное своей историей и сохранившимися памятниками, связанными с государственной границей России со Швецией и СССР с Финляндией.

47. Варашев камень — межевой знак на русско-шведской границе 1617 года:

48. А на соседней ЖД станции Видлица, с которой я отъезжал обратно, есть семафоры:

Это было последнее путешествие 2013 года. Но знаменательные события этого года на этом не закончились. В конце ноября я познакомился с историком Баиром Иринчеевым, который занимается историей (в том числе военной) Финляндии и Карельского перешейка и сейчас вместе с группой товарищей-единомышленников открыл в Выборге маленький музей, посвящённый боям на Карельском перешейке во время Советско-финской войны 1939-40 годов и Великой Отечественной войны. Дальнейшая перспектива — делать большой музей, и уже в Питере. И, заявив о своём желании сотрудничать, я тоже вошёл в компанию этих людей, чему очень рад.

49. Вот наш музей. Подробнее я напишу про него, когда будет достаточное количество фотографий. Основные экспонаты — находки с мест боёв (например, детали финских оборонительных сооружений), униформа обеих армий, оружие, газеты тех времён и т. д.

50. А пока покажу лишь свою фотографию с музейным экспонатом (ППШ-41) в руках. Вот так-то. Трепещите, враги Отечества! :)

51. А Выборг, в который я когда-то ездил путешествовать, и который казался мне тогда далёким от Питера, теперь стал для меня совершенно привычным, после частых поездок в музей.

52. Ну и для завершения — сегодняшняя фотография ёлки, стоящей у меня дома:

До окончания года осталось шесть часов. Время на то, чтобы осмыслить всё описанное выше. Этим одним постом я вспомнил всё, что было в этом году и вспомнил и почувствовал всё это вновь. Год получился довольно продуктивным. Я посетил немало новых городов, сделал некоторые новые дела. Надеюсь, наступающий 2014 год станет не менее и даже ещё более продуктивным. Некоторые планы на предстоящий год у меня есть. Те, что на лето, озвучивать пока не буду (а то будет обидно, если они в итоге не сбудутся :)), но расскажу о тех, что на первую половину года. Уже меньше, чем через месяц, — во второй половине января, я твёрдо намерен поехать во Псков с окрестностями (Печоры, Порхов, Остров). В мае есть вероятность, что совершу небольшую поездку по городам Новгородской области (Боровичи, Валдай, Старая Русса). Наверняка будут ещё поездки по Северо-западу России — по Ленинградской области, Карелии.

Поздравляю всех с Новым годом и желаю, чтобы 2014 год стал для вас годом новых достижений и великих дел, и главное — чтобы они вас не обременяли, а сопровождались энтузиазмом.

Tags: Личное, Праздники, Путешествия

• 26

Мой 26-й День рождения пока что самый необычный и самый морозный в моей жизни (за окном ниже -30). Уже больше недели я в Салехарде, полёт нормальный…

• "Куда бы я ни шёл, я всегда шёл на север..."

Уезжать на север для меня — дело привычное. Но в этот раз всё интереснее. Когда я перед Новым годом подводил в этом журнале свои итоги 2020…

• Ивало. Морозная Лапландия

Лапландия — понятие широкое. Можно сказать, пребывающее вне государственных границ. Название этой северной земли, которое давно на слуху у…

• 26

• "Куда бы я ни шёл, я всегда шёл на север..."