?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
О дороге из Петербурга во Псков
nord_ursus
На фоне общего упадка пригородного сообщения на Российских железных дорогах, между Санкт-Петербургом и Псковом гораздо большим спросом пользуются автобусы и частные маршрутки, нежели железнодорожный транспорт, курсирующий намного реже и медленнее. Однако я всё же решил воспользоваться именно поездом. Мне по студенческому будет дешевле (на автобусы льгот или нет, или они минимальны), да и вообще железная дорога мне милее. Ехал я по построенной во второй половине XIX века Петербурго-Варшавской железной дороге, которая, будучи построена целиком в составе одного государства, ныне находится на территории аж пяти и в связи с этим абсолютно потеряла свою изначальную целостность и значение. Но это отдельный разговор, я же покажу немного фотографий, сделанных по дороге во Псков утром 27 января 2014 года.



Взглянув на расписание, мы можем увидеть, что пригородное железнодорожное сообщение между Петербургом и Псковом осуществляется с пересадкой на станции Луга-1 (в райцентре Луга Ленинградской области), которая находится на краю Ленинградской области, у границы с областью Псковской, и на которой заканчивается контактная сеть, и дальше на юг идёт неэлектрифицированная железная дорога.

Итак, мне нужен пригородный поезд, отправляющийся из Луги в 9-45 и прибывающий во Псков в 11-59. Чтобы успеть из Питера в Лугу к его отправлению, нужно ехать утренними электричками с Балтийского вокзала. Либо на скоростной (единственная остановка в Гатчине), отправлением с Балтийского вокзала в 6-48 и прибытием в Лугу в 8-46 (ожидание отправления на Псков составит час), либо в 7-05 со всеми остановками и прибытием в Лугу в 9-28 (ждать придётся всего 17 минут). Разумеется, я избрал второй вариант: хоть и вставать придётся в любом случае рано, но хотя бы не слишком долго сидеть в Луге. Однако вышло так, что дом я покинул довольно рано, только в начале седьмого часа утра, когда на улицах было пустынно даже в понедельник. И уже в 6-40, за восемь минут до отправления первой электрички, я был на Балтийском вокзале, и вдруг отчего-то захотел ехать именно на ней, зайдя в вагон за три минуты до отправления. Ну, подумаешь, посижу подольше в Луге.

В вагоне просто адски топились печки, отчего не только пришлось сразу снимать верхнюю одежду и свитер, но даже невозможно было сесть к окошку, ибо батарея находится именно там. Впрочем, отопление то выключали, то опять включали. По прибытии в Лугу я вышел из электрички и пошёл на вокзал, удивлённо при этом обнаружив, что почти никто не выходит, и большая часть пассажиров продолжает сидеть в вагонах. И тут только до меня дошло, что электричка СПб-Луга в 6-48 и дизель Луга-Псков в 9-45 — это на самом деле один и тот же состав, указанный не только в служебных, но даже и в пассажирских расписаниях, как два разных поезда (причиной ситуации послужил пресловутый указ министерства транспорта, запретивший пригородные маршруты дистанцией больше 200 километров). В качестве подвижного состава используется совмещённый дизель-электропоезд ДТ1 (в сленге железнодорожников — "дятел") торжокского производства, который от Питера до Луги идёт на электричестве, а во время часовой стоянки в Луге спускает пантографы и дальше во Псков едет на дизельном двигателе. Впрочем, о том, что этот состав идёт прямо от Питера и до Пскова, я мог бы догадаться ещё на Балтийском вокзале, если бы при посадке обратил внимание на подвижной состав :)

Вот по таким двум билетам я доехал на одном поезде. При том второй билет я купил в Луге, а не в Питере, как большинство попутчиков.



2. Станция Луга-1 утром. Сталинский вокзал послевоенной постройки (старый, надо полагать, был разрушен в войну при кровопролитных боях за Лугу). На фото — 9-35, светает. Только что приехала электричка отправлением из Питера в 7-05, на которой я изначально собирался ехать.



3. Мой дизель-электропоезд ДТ1 на станции Луга-1:



4. Утренний вид в окно дизель-электрички. Хотя интерьер вагона на этой фотографии виден лучше.



5. Дальше началась неторопливая спокойная езда по просторам Псковской области. Я таким образом покинул "пригородную зону" Петербурга и Ленинградскую область и теперь еду по дизельной провинции. Интересное ощущение.



От Луги до Пскова поезд останавливается на станциях Плюсса, Струги Красные, Владимирский Лагерь, Лапино, Новоселье, Молоди и Торошино.

6. Станция Плюсса — первая остановка после Луги:



7. Станция Струги Красные. Вокзал, похоже, времён постройки Петербурго-Варшавской ЖД.



8. И одноимённый посёлок:



9. Как видно, дорога здесь двухпутная. На самом деле, неэлектрифицированная двухпутка — явление довольно редкое и встречается почему-то в основном в Беларуси.



10. Небо проясняется, начинается морозный солнечный день:



11. Интерьер вагона. Народу, как видим, не сказать, чтобы много. Некоторые ехали от Питера до Плюссы, Струг и других станций. Другие ехали от этих станций уже во Псков. Но мало кто прямо от Питера и до Пскова, как я.



12. Станция Новоселье. Сигнал машинисту на отправление поезда здесь до сих пор дают красным диском дежурные.



13.



14. Так, после пятичасовой дороги, из которой час заняла стоянка в Луге, я прибыл во Псков. Погода — прямо по Пушкину, "мороз и солнце". И такой она сохранялась на протяжении всех пяти дней моей поездки, как по заказу.



  • 1
>>В вагоне просто адски топились печки, отчего не только пришлось сразу снимать верхнюю одежду и свитер, но даже невозможно было сесть к окошку, ибо батарея находится именно там. Впрочем, отопление то выключали, то опять включали.

Сколько ни ездил на электричках зимой, никогда в них тепло не было. Повезло тебе.

Здесь даже скорее чересчур повезло.

Вот через Псков проходила одна из первых железных дорог РИ (Варшавская), а также начиналась жд Псков-Полоцк, которую называют последней железной дорогой Империи (построена в 1916-17 годах). Она была разрушена в войну. Кстати, я подозреваю, что только что отрекшийся император ехал в Могилёв именно по ней, поскольку его поезд останавливался в Шумилино. До последнего кризиса наш витебский губернатор говорил о планах восстановления этой дороги на участке Полоцк-Россоны. Но потом стало не до этого.

На белорусско-литовской границе Варшавка сейчас разобрана?

Да, но похоже только непосредственно на границе.



Edited at 2014-02-03 01:13 pm (UTC)

Да, о существовании в прошлом такой ветки я знал, правда, не совсем понимаю, где она ответвлялась от Варшавской — прямо во Пскове или в Острове? Дальнейший её маршрут более-менее ясен: без сомнений, она проходила через Опочку, а с Московско-Рижской пересекалась, видимо, в Идрице (в Себеже среди озёр сложнее выбрать трассу). Если бы восстановили её и ветку Псков-Гдов, то получился бы неплохой альтернативный маршрут из Питера в Беларусь.

Псков -- Пушкинские горы -- Опочка -- Идрица -- Россоны -- Полоцк. Насыпь сохранилась и на картах видна (кое-где стала автодорогой).

Вообще в начале 20 века было много проектов железных дорог, реализации которых помешала революция. Думаю, если бы бОльшую часть этого удалось осуществить, то железнодорожный транспорт в современной России играл бы качественно более важную роль. А автобусы, в том числе междугородные, скорее были бы просто неким придатком.

Так, а что мешает в России на существующих железных дорогах поддерживать приоритетную роль жд транспорта? На Украине сеть железных дорог довольно густая, но сейчас автобусное движение вроде бы развивается гораздо успешнее, а многие второстепенные ветки почти не используются для пасс. движения. А в РБ не очень густая, но там, где есть железная дорога -- она играет более важную роль, чем автобус. Всё зависит от отношения к жд властьимущих и модели гос-ва.

Я, кстати, к автобусу отношусь вполне нормально. Хотя и признаю, что у него есть недостатки перед поездом. Но и некоторые преимущества есть.

Я в принципе тоже лоялен к автобусам, но считаю, что должен быть выбор. То есть не то, чтобы я выступал бы за полное доминирование железной дороги и отмирание автобусов, я скорее выступаю категорически против обратного (что происходит сейчас в России), а также за "мирное сосуществование" этих двух видов транспорта.
Насчёт отношения властей к ЖД — согласен. Но при этом всё таки думаю, что было бы неплохо и сделать сеть железных дорог более густой. Причём много где можно было бы вновь поднять проекты столетней давности по типу линий Тверь-Рамешки-Бежецк-Весьегонск-Череповец или Новгород-Валдай-Демянск-Соблаго-Земцы-Смоленск и т. п. От названных двух проектов даже имеются не продлённые дальше заделы, превратившиеся ныне в умирающие тупиковые ветки, к примеру, ответвление на Весьегонск.

Есть всё же некоторая романтика ЖД переездах.

Конечно, есть.

Очень повезло с печками, нам в Сибири их не хватает.

Но даже в этом случае стоило бы топить послабее.

вот никто мне не докажет.что автобусы лучше.только поезда)я и самолеты не люблю,просто есть места куда на них проще,но поезд мне все-таки милее.

Вот и я так же считаю. И тем печальнее видеть, как умирает пригородное, а иногда и дальнее железнодорожное сообщение, сдавая свои позиции автобусам.

капитализм-с,сударь.автобус дешевле,а сейчас все гонятся за длинным рублем.Кстати я и машины не люблю.Вот все говорят,что на них удобнее передвигаться,а мне не нравится.

Автобус не всегда дешевле, но ходит, как правило, более исправно. А капитализм здесь проявляется зачастую в том, что ходят даже не автобусы, а маршрутки, то есть частники. Я просто считаю, что общественный транспорт — это точно не та сфера, где нужно развивать бизнес. По крайней мере, альтернатива в транспорте должна быть.

я не про потребителей,а про эксплуатацию. Ж/д она ж на дотации живет,а частник сам вертится.

Ну это да, РЖД пилит сук, на котором сидит, отменяя "убыточные" поезда в ущерб местным жителям, которые остаются без связи с внешним миром.

Вот кстати в Звпадной Европе (да и в странах типа Чехии) такое явление как маршрутка отсутствует. Это особенность постсоветского дикого капитализма.

Интересно. Я об этом не знал.

Ну и вообще восточного, не только постсоветского.

На самом деле, Питер-Псков - как раз то направление, где можно делать бизнес на ж-д перевозках, пассажиропоток там очень приличный, если бы не паранойя ФПК с 200 км и позиция РЖД по недопущению конкурентов (см. Магнитогорская Пассажирская Компания), а в итоге - не себе, ни людям. Единственно, дизеля там нужны не с пластиковыми лавками, а с креслами, но если бы у частника была гарантия, что его РЖД не выпрет с маршрута завтра административными методами, то можно было бы и вложиться. Дизель может дать хорошее время пути - около 3ч 50мин, что очень привлекательно для пассажира из Пскова в Питер, плюс есть несколько промежуточных станций, добавляющих неплохой поток.

Варшавская дорога изначально была двухпутной - чай, в Европу вела! В войну ее наши партизаны порядком раз... (ой, у вас же нельзя ругаться?) разрушили. Где-то второй путь восстановили, где-то не успели

  • 1