Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Псков. Часть 1

Итак, начинаем осмотр славного города Пскова. Этот пост посвящён вокзалу, дороге от него в центр и части центра города, именуемой Окольным городом, а точнее, её южной половине.

2. Железнодорожный вокзал, построенный в 1859 году в составе открытой тогда железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Варшава. Надо сказать, тот факт, что в крупном городе, побывавшем во время войны в оккупации, сохранился старый вокзал, — это большая удача.



После распада СССР Петербурго-Варшавская железная дорога оказалась разорвана несколькими государственными границами, и потеряла своё значение, став второстепенной веткой с преимущественно грузовым движением. Вокзал во Пскове теперь достаточно малодеятелен, курсирует здесь всего четыре поезда дальнего следования: Псков - Москва, Псков - Санкт-Петербург (в ходу только раз в неделю), Санкт-Петербург - Рига и Санкт-Петербург - Вильнюс. Помимо этого, ходят пригородные поезда на Лугу, Печоры, Пыталово и Дно. Впрочем, не уверен, что в советские времена движение поездов дальнего следования было здесь более интенсивным.

3. Автовокзал находится тоже рядом. Поэтому для любого человека, приехавшего во Псков своим ходом, этот город начинается с улицы Яна Фабрициуса, ведущей от вокзала в центр города:



4. Застройка здесь советская:



5. Площадь Победы и обелиск города воинской славы:



6. Сталинский ДК:



7. Так я дошёл до крепостной стены, то есть до границы исторического центра Пскова:



8. Отреставрированные участки стены нередко соседствуют с полуразрушенными:



9. А за крепостной стеной (то есть с внутренней стороны) просматриваются две церкви. Справа — церковь Старое Вознесение (1467 год), когда-то входившая в состав Вознесенского монастыря, а слева — церковь Рождества Богородицы, построенная в 1833-1854 годах и тем самым выглядящая для Пскова новоделом. Она, кстати, недействующая. В ней с советских времён расположен планетарий.



10. Парк вдоль крепостной стены (с внешней стороны):



11. Урны, призывающие улыбаться:



12. Памятник героической обороне Пскова от польских войск короля Стефана Батория во время Ливонской войны, в 1581-1582 годах:



13. Покровская башня (конец XV века) на берегу Великой (фото сделано с другого берега) — угол Окольного города:



14. Именно Покровская башня приняла на себя основной удар польских войск, и место не удавшегося генерального штурма города получило название Баториев пролом, в связи с чем стоящая здесь церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы после её перестройки (а отстроена заново она была в 1582 году, то есть как раз после обороны Пскова) получила название "церковь Покрова от Пролома":



15. Рядом с церковью обнаружилась круглая поленница:



16. Идём дальше, к сердцу города — Крому, вдоль реки Великой. Вот так этот участок стены выглядит с другого берега. Опять таки — соседство крепостной стены, которой около пятисот лет, с советскими хрущёвками выглядит необычно.



17. Я заметил, что во Пскове распространены точно такие же советские номера домов, которые в своё время делались в Ленинграде. Правда, в Питере они уже почти не сохранились (а в детстве я их неплохо помню), а вот во Пскове — очень даже:



18. А ещё во Пскове встречаются вот такие железные уличные столбы начала прошлого века:



19. Церковь Иоакима и Анны XVI века, расположенная на улице Калинина, что идёт параллельно берегу Великой:



20. Ещё один "новодел" по псковским меркам — церковь Успения с Полонища, построенная в стиле классицизма в 1811 году. Полонищем когда-то именовался Окольный город, до постройки Стены.



21. Здание Псковской мужской гимназии, построенное в 1855 году. Сейчас здесь располагается школа №1.



22. Реставрируемая церковь Георгия со Взвоза. Она построена в 1494 году, но сохранилась далеко не в первозданном виде, так как в течение XIX века у неё были разобраны боковые приделы и звонница, а купол вместо лемеха покрыт железом. Кстати, в конце XIX-начале XX веков она принадлежала латышской православной общине, и службы там, кроме церковнославянского, велись ещё и на латышском языке.



Обратите внимание на интересную особенность псковской городской топонимики. Географическая привязка в названии церкви отвечает на вопрос не "где церковь", а "откуда" — со Взвоза, с Полонища, от Пролома, и так далее.

23. Гражданская архитектура. Справа — видимо, купеческий дом конца XIX века, а слева, похоже, новодел, стилизованный под XVII век.



24. Улица Некрасова. Слева, кстати, можно увидеть и советский сталинский дом.



25. Это либо XIX век, либо неоклассицизм начала XX века:



Кстати, буквально справа от этого кадра находится памятник гражданской архитектуры XVII века — Поганкины палаты, которые я запечатлеть почему-то забыл :(

26.



27. Довольно необычный дом XIX века со сквозным проходом:



28. Церковь Новое Вознесение (от бывшего Нововознесенского монастыря), построенная в 1467 году:



29. Церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы. Построена сама церковь в 1539 году, но колокольня, как это сразу заметно (хотя на моей фотографии почти не видно), гораздо более поздняя, и являет собой результат реконструкции храма в начале XIX века.



Церковь дала имя Анастасиевскому скверу, расположенному в месте, где проходила крепостная стена 1375 года, то есть где можно провести границу между Средним и Окольным городами.

30. В центре сквера стоит церковь Василия на Горке, построенная в 1413-1415 годах на месте более ранней деревянной. Она стояла на краю Среднего города.



Шестьсот лет прошло, а неплохо ведь церковь сохранилась...

31. Здесь же, по соседству со старинными церквями, затесалась сталинка — Дом Профсоюзов:



32. А рядом — церковь Николы со Усохи (построена в 1535 году, то есть уже после присоединения Пскова к Москве, но опять таки на месте разобранной старой):



33. Памятник княгине Ольге, о которой в летописи сказано, что князю Игорю "привели жену от Пскова". Родина княгини — село Выбуты в окрестностях Пскова.



34. Октябрьская площадь, от которой расходятся на юг Октябрьский проспект и Советская улица. Посередине виден сталинский почтамт, по бокам — несколько домов имперской и советской эпохи, а в перспективе улицы виден Кром, — туда и направимся в следующей части.

Tags: Железная дорога, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments