?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Окуловка
nord_ursus
Доводилось мне (как и многим) неоднократно проезжать на поезде станцию Окуловка; как правило, это вторая остановка большинства поездов после Малой Вишеры. Здесь проходят все поезда, следующие из Петербурга в Москву и дальше, но минуют они этот маленький городок за несколько минут. И в итоге Окуловка относится к числу городов, которые "все проезжали, но почти никто там не был", так же, как и Бологое. А в этот раз я впервые сошёл здесь с поезда и побывал в самом городе, который, правда, для большинства людей вряд ли представляет что-то интересное :)



В Окуловку я приехал в первый день моего небольшого путешествия в Новгородскую область в без двадцати десять утра на поезде "Ласточка", отправляющемся с Московского вокзала Петербурга в 7-11 (для чего вставать мне пришлось в пол шестого утра). И фактически я побывал в этом городе дважды за день, так как через два часа после прибытия я поехал в город Боровичи, а вечером вернулся в Окуловку, завершил её осмотр и там же и заночевал.

Окуловка — город маленький по населению (11 тысяч жителей), но зато большой по площади — от южного края до северного он растянут аж на семь километров. Жилая застройка рассредоточена, много частного сектора. Да и сам город можно условно поделить на три части — южная (район вокзала), средняя (целиком частный сектор) и северная (старая) — за любытинской железной дорогой и рекой Перетной. Начну я, разумеется, с южной части, которую увидел самой первой, и в прогулке по которой мне сопутствовал местный житель — мой однокурсник Виктор, встретивший меня на вокзале по приезду.

2. Город начинается с вешалки вокзала. И между прочим, окуловский железнодорожный вокзал построен не ранее, как в 2008 году, хотя станция существует с 1851. Раньше здесь был старый вокзал середины XIX века, аналогичный своим собратьям в Малой Вишере, Бологое, Твери и ряде других станций Николаевской железной дороги. Однако увы, для руководства РЖД вариант "немного пожертвовать быстротой сапсана на одном единственном участке ради сохранения архитектурного наследия" оказался неприемлемым, и старый вокзал снесли.



До постройки железной дороги Окуловка была обычной деревней, притом существовала давно, — первое упоминание в 1495 году в писцовой книге Деревской пятины Новгородской Руси. После постройки ЖД Окуловка переросла в рабочий посёлок, а городом стала лишь в 1965 году.

3. Здесь же рядом находится и автостанция (с которой я уезжал в Боровичи), а за ней — краснокирпичная церковь Александра Невского, построенная в 1900-1901 годах.



4. По кирпичной кладке заметно, что колокольня восстановлена лишь недавно:



5. Вдоль железной дороги — довольно оживлённая улица Ленина. Местные торговые ряды.



6. Собственно, железная дорога Санкт-Петербург - Москва. Впереди видно старое паровозное депо.



7. Постройка, по всей видимости, железнодорожная, и тоже тех времён. Только уж больно ярко выкрашенная.



8. Похоже на бывшие путевые казармы, хотя точно сказать не могу.



9. Попадаются и заброшенные старые здания (на переднем плане — памятник Кирову):



10.



Теперь идём от вокзала по направлению на север.

11. Постройка справа, судя по архитектуре, тоже изначально железнодорожная. А слева виден памятник уроженцу Окуловки Ю. Н. Рериху — сыну Н. К. Рериха, который некоторое время занимался здесь археологическими раскопками.



12. А поблизости — памятник Н. Н. Миклухо-Маклаю, который родился также поблизости от Окуловки — в селе Языково-Рождественское.



13. Советская "барачная" застройка:



14. Администрация Окуловского района:



15. Достаточно необычное по своей архитектуре здание на улице Кирова (фактически главная в южной части). Я даже не могу точно определить время его постройки, но склоняюсь к тому, что это 1930-е годы:



16. Сталинское здание поликлиники:



17. Двухэтажные хрущёвки:



18. Частный сектор на улице Островского. Дома очевидно ещё тех времён, когда Окуловка была железнодорожным посёлком.



19. Довольно пустая и пыльная улица, носящая название Магистральная:



20. Здесь уже видим пятиэтажные хрущёвки:



Автомобильное движение в этом месте раздваивается, то есть поток машин, следующий на север, объезжает расположенное рядом заводское здание по соседней улице, после чего через пятьсот метров вновь возвращается на Магистральную, а в обратном направлении идёт прямо, в результате чего образуется своего рода треугольник автомобильного движения, хотя для чего это нужно при таком отнюдь не интенсивном движении, я так и не понял.

21. Бывший завод радиоизделий:



22. Социальный магазин — это когда кошка сидит в коробке.



23. Дом с мезонином (с) явно ещё дореволюционный:



24. А здесь, похоже, два дома когда-то объединили:



25. Среди всего этого обитают окуловские ангорские коты:



На этом всё про южную часть (исторически именно это и есть Окуловка). Другие части города я осматривал вечером, после приезда из Боровичей, и уже в одиночку.

26. Перекрёсток Магистральной улицы (которая затем переходит в Октябрьскую) с шоссе Боровичи - Крестцы:



27. Дальше улица Октябрьская идёт через среднюю часть города, состоящую из частного сектора. Выглядит она в основном вот так:



28. А затем — небольшая площадь с поклонным крестом и неким старым зданием, судя по архитектуре, возможно, тоже железнодорожного происхождения. Однако сейчас оно известно как "Белый магазин".



29. Ленин справа от Белого магазина:



30. А дальше я пересёк полузаброшенную железнодорожную ветку (от неё и предположение о железнодорожном происхождении Белого магазина):



Это — малодеятельная линия Окуловка - Неболчи, проходящая также через райцентр посёлок Любытино (от чего в начале поста я назвал её любытинской), и соединяющая главный ход железной дороги Петербург - Москва с Мологско-Савёловским (через Пестово, Сонково и Калязин). Строилась она в три этапа: в 1912 году было построено ответвление от Окуловки к станции Поддубье, которое на тот момент являлось подъездным путём к лесопилке (то есть лесовозной веткой), а уже в советские годы, в 1924 году, она была продлена дальше до Любытино; наконец участок Любытино - Неболчи, сделавший эту ветку сквозной, был построен в срочном порядке во время войны, в 1942 году, для использования этой ветки в качестве рокадной дороги, то есть она служила для переброски войск к блокадному Ленинграду в обход оккупированных немцами районов.

31. ЖД переезд и путейская казарма слева:



До зимы этого года два раза в неделю от Окуловки до Неболчей ходил неторопливый "подкидыш", то есть пригородный поезд из тепловоза и пассажирского вагона. Но в январе его окончательно отменили, как "убыточный", невзирая на то, что он является единственным средством сообщения для нескольких деревень Любытинского района (семье из деревни Чадково глава Любытинского района подарил лошадь). Так что я, к сожалению, так и не успел прокатиться по этой ветке, хотя всё же пока есть вероятность возвращения здесь пассажирского движения (а судя по заметному даже на фото отсутствию наката на рельсах, здесь сейчас почти нет даже и грузового).

32. Ещё какой-то недействующий подъездной путь к этой ветке:



33. Пожарная часть:



34. Памятник окуловцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной:



Внизу подпись — "благодарные бумажники". Честно говоря, я сперва не понял, что это значит.

35. А значит вот что. Бумажная промышленность в Окуловке когда-то являлась градообразующей. Да и сейчас в принципе Окуловский ЦБК является одним из основных предприятий города. Комбинат живой, хотя его и сильно сократили, и старое здание выглядит весьма удручающе (впрочем, скорее всего, оно уже просто не используется).



36. Здесь же протекает речка Перетна (приток Мсты), под мостом ­— плотина.



Фактически эта часть города ­исторически к Окуловке не относится. До 1965 года это был рабочий посёлок Парахино-Поддубье, который затем объединили с Окуловкой при придании ей статуса города. Теперь город фактически делится на две части.

37. Примерно так выглядит местность за рекой:



38. Тут есть даже и послевоенные сталинки (которых в этом городе почти нет):



39. Барачная застройка:



40. Выцветшие афиши в советском стиле:



41. Пешеходный мост через речку (выше плотины по течению):



42. В этом месте — шивера с бурным течением. Надо же, кто-то из окна всё время слышит журчание воды.



43.



44.



45.



46. Стадион:



Вот такой он, городок, через который я столько раз проезжал, а побывать удосужился только сейчас.

47. Напоследок — закат из окна гостиницы, где я ночевал (трёхэтажное здание рядом с показанной на фото 14 администрацией):




  • 1
Типичный такой городок, замерший в позднесоветском времени.

  • 1