?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Боровичи. Левый берег
nord_ursus
Из Окуловки я поехал в Боровичи на автобусе маршрута Великий Новгород - Хвойная и на нём же ближе к вечеру вернулся в Окуловку. Город Боровичи (ударение на последний слог) — второй по населению в Новгородской области (53 тысячи человек) и расположен на берегах реки Мста, по которой довольно удобно можно разделить город на две половины.



В писцовой книге Деревской пятины 1495 года упоминается Боровичский погост, при том именно Мста являлась естественной границей Деревской пятины с Бежецкой. В 1770 году указом Екатерины II Боровичи получили статус города, ставшего центром Боровичского уезда Новгородской губернии, а на XIX век пришлось его промышленное развитие, когда здесь был открыт завод огнеупорных материалов, который и поныне является одним из основных местных предприятий. Завод находится как раз в левобережной (то есть юго-западной, более близкой к Окуловке и Новгороду) части города, но его я видел лишь из окна автобуса.

2. А вышел я из автобуса вот здесь, на улице Ленинградской:



3. По архитектуре видно, что уже до войны Боровичи были важным городом. Нечасто в районных городах можно встретить конструктивистские жилые дома прямо таки ленинградского масштаба.



4.



5. Ещё одно здание той же эпохи, в котором во время войны размещался госпиталь:



6. А это уже послевоенная сталинская архитектура. Впереди виден автомобильный мост через Мсту, ведущий на правый берег, но об этом позже.



7. Конструктивистский дом культуры и машущий рукой Ильич:



8. Баптистская церковь:



9. Советское панно на тему то ли светлого будущего, то ли научной фантастики. Но выглядит весьма необычно.



10. А потом за бетонным забором вдруг появляется железная дорога с товарными вагонами:



11. А поблизости — красивые деревянные железнодорожные постройки:



12. Но главное — это сам вокзал, построенный в 1877 году. Думаю, что по праву его можно считать главной достопримечательностью Боровичей, ибо он поистине уникален:



Боровичи — тупиковая станция короткой 30-километровой ветки Угловка - Боровичи, являющейся ответвлением от магистрали Санкт-Петербург - Москва. Построена она была в 1874-1877 годах, как раз для завода огнеупорных материалов и ныне представляет собой заповедную малодеятельную ветку, пассажирское движение на которой уже пришло в полный упадок. Если в советские времена ежедневно с железнодорожного вокзала Боровичей отправлялись поезда на Москву, Ленинград и Новгород, а также три раза в день — пригородные до станции Угловка, то теперь от всего этого остался один единственный поезд Боровичи - Москва, курсирующий... раз в неделю. Сам я по этой ветке не катался, но буквально за неделю до меня это сделал путешественник kirillfedorov4, о чём в его журнале написан соответствующий пост.

13. Резное деревянное крыльцо. Всё сохранилось в нетронутом виде с конца позапрошлого столетия...



14. Зал ожидания. Оформить бы и его в стиле 19-го века, — было бы совсем здорово.



На самом деле, выйти на платформу можно прямо с улицы, обогнув вокзал. Но, как оказалось, я сделал правильно, что прошёл насквозь через здание. Потому что это усиливает впечатление от перрона, который таким образом предстаёт перед тобой мгновенно.

15. И открыв дверь из зала ожидания на перрон, я просто потерял дар речи, увидев вот это:



16. Деревянная платформа с деревянным навесом! Всё выглядит так же, как сто с лишним лет назад! Вы где-нибудь такое видели?



17. Собственно, крыльцо, с которого я вышел на перрон из зала ожидания:



18. Для полного антуража не хватает разве что паровозов, ну и как деталей самой станции — семафоров и гидрантов (в отчёте Кирилла Фёдорова есть фотографии светящихся ручных стрелок с флюгарками, которые я не запечатлел). А так — отличное место для съёмок кино, где действие происходит в соответствующую эпоху, даже менять ничего не нужно. Впрочем, полагаю, что какие-то фильмы тут наверное, уже снимали.



19.



20. Вид в сторону Угловки. В кадре видна водонапорная башня конца XIX века и несколько хозяйственных построек того же времени.



21. Пакгауз:



22. Ещё один взгляд на здание вокзала, которое, правда, слегка подпортили в последние годы черепичной крышей (так же, как и станцию Бологое-Полоцкое):



23. Привокзальная площадь выглядит вот так:



Хотелось бы верить, что на боровичской ветке всё же удастся сохранить пассажирское сообщение. Я хотел бы проехать по этой пусть и короткой, но очень живописной и раритетной линии.

24. А пока я возвращаюсь в жилые районы левобережной части.



25. Непременный атрибут малых городов — гидроколонки:



26. Имеется и деревянная дореволюционная застройка:



27.



28. Боровичская кошка:



29. Спасская площадь, ближе к берегу Мсты. Гостиница, сталинское административное здание и памятник рабочим.



30. Через Мсту переброшен красивый арочный мост, построенный в 1905 году по проекту инженера Н. А. Белелюбского. В данный момент мост пешеходный.



31. А вот и сама Мста, несущая свои воды в Ильмень озеро. Железная дорога Петербург - Москва пересекает эту реку чуть севернее Окуловки (имеется даже станция Мстинский мост), ниже Боровичей по течению.



32. Часовенка (видимо, современная) на берегу реки:



33. Решётчатое небо моста:



34. И вид на мост с правого берега:



О правом береге и будет следующая часть.


Чисто очень даже, да и город симпатичный

Вообще, город очень запущен, при той архитектуре, какая там есть, это позор. Я там был несколько лет назад, там центр рафтинга по Мсте. В мае собирает тысячи людей. Есть еще шикарный частный Ботанический сад в одном поселке перед Боровичами.

Не сказал бы, что уж очень запущен, на самом деле. Но можно, конечно, и лучше.

Неожиданно симпатично :)

Ага, я ожидал более провинциальный городок увидеть. А вокзал меня и вовсе сразил наповал.

> А так — отличное место для съёмок кино, где действие происходит в соответствующую эпоху, даже менять ничего не нужно. Впрочем, полагаю, что какие-то фильмы тут наверное, уже снимали.
И да, снимали. Например, "Статский советник" по роману Акунина в 2005 году - что интересно, во всех эпизодах, связанных с железной дорогой, заметны элементы станции Боровичи, хотя действие происходит не на одной ж/д станции.
А город симпатичный, выглядит гораздо радостнее, чем соседняя Окуловка, хотя тоже есть над чем поработать. На фото 29 слева - гостиница "Олимп", построенная при значительной поддержке завода огнеупоров (к слову, что город ни в коем случае не депрессивный). А мост совсем еще недавно был автомобильно-пешеходным. Удивляешься, как на нем разъезжались при такой узкой проезжей части.

Боровичи всё же и больше Окуловки в пять раз :)

Спасибо, близкий мне город. Собственно, он образовался на базе двух погостов. На левом берегу был Спасский погост и та часть позже называлась Спасской стороной (а ещё позже Заводской).

На вокзале, да, несколько фильмов снимали. Я с этого вокзала уезжал и в Москву, и в Питер, но это было давно. Главной достопримечательностью и визитной карточкой, всё же, считается мост :)

Я так понял, у тебя там живут родственники по линии бабушки, которая родом с Новгородчины? :)
Меня, если честно, удивило местоположение автостанции. Почти за городом :)

Гораздо... Гораздо интересней городок в сравнении с предыдущим.
И по разнообразию архитектуры, и по общему впечатлению.

У него и история более солидная. Окуловка всегда только деревней по сути была.

деревянная платформа крута
интересно, чем город так важен до войны был, дома реально уровня областного центра

Мне вот тоже интересно. Вроде и тогда это был обычный районный город.

(Deleted comment)
Вокзал просто прекрасный!

Да, наверное, он такой едва ли не один на всю страну.

Люблю Боровичи.Даже немножко писала сюда про этот город.А в доме с фото №6 была на 5 этаже.Там такой вид на город,закачаешься))Потолки высоченные!

Потолки, наверное, где-то 3,15 м, что в принципе стандартно для домов тех лет (сам я живу в доме 1958 года, у нас 3,05 потолки))

Симпатичный городок!
Помню пили мы на Мсте Боровичскую водку, как было написано на этикетке "настоянную на плодах кубебы". Долго мы тогда гадали что за кубеба такая, а по возвращению полезли в интернет выяснять что это за зверь такой.
Интересно, ее еще продают?

Вот тут, честно говоря, не могу ничего сказать :) Не специалист в данном вопросе и не изучал алкогольные отделы боровичских магазинов :)

А где Боровический монастырь?

Будет в следующем посте, поскольку он на правом берегу находится.

Симпатичный городок, по фотографиям показалось, что довольно опрятный...
А такой вокзал надо в архитектурную "красную кнингу" заносить)))

Конечно, надо. Хотя интерес к культурным объектам железной дороги весьма мало распространён и характерен скорее для отдельных любителей вроде меня.

Слушай, а вот это очень даже достойная провинция! Прямо-таки масса моментов цивилизации (мне показалось, или вначале видна будочка "Теремка"?!)! Всё достаточно ухожено, выглядит местами очень солидно, а везде - уютно

Да, согласен. Боровичи выглядят солидно даже для города с 53-тысячным населением.
Нет, не Теремок. Это какая-то новгородская сеть, продающая пироги. В Окуловке тоже такие будки есть)

И да, это не вокзал - это сказка!

Жаль только, что пассажирского движения там почти не осталось.