В писцовой книге Деревской пятины 1495 года упоминается Боровичский погост, при том именно Мста являлась естественной границей Деревской пятины с Бежецкой. В 1770 году указом Екатерины II Боровичи получили статус города, ставшего центром Боровичского уезда Новгородской губернии, а на XIX век пришлось его промышленное развитие, когда здесь был открыт завод огнеупорных материалов, который и поныне является одним из основных местных предприятий. Завод находится как раз в левобережной (то есть юго-западной, более близкой к Окуловке и Новгороду) части города, но его я видел лишь из окна автобуса.
2. А вышел я из автобуса вот здесь, на улице Ленинградской:
3. По архитектуре видно, что уже до войны Боровичи были важным городом. Нечасто в районных городах можно встретить конструктивистские жилые дома прямо таки ленинградского масштаба.
4.
5. Ещё одно здание той же эпохи, в котором во время войны размещался госпиталь:
6. А это уже послевоенная сталинская архитектура. Впереди виден автомобильный мост через Мсту, ведущий на правый берег, но об этом позже.
7. Конструктивистский дом культуры и машущий рукой Ильич:
8. Баптистская церковь:
9. Советское панно на тему то ли светлого будущего, то ли научной фантастики. Но выглядит весьма необычно.
10. А потом за бетонным забором вдруг появляется железная дорога с товарными вагонами:
11. А поблизости — красивые деревянные железнодорожные постройки:
12. Но главное — это сам вокзал, построенный в 1877 году. Думаю, что по праву его можно считать главной достопримечательностью Боровичей, ибо он поистине уникален:
Боровичи — тупиковая станция короткой 30-километровой ветки Угловка - Боровичи, являющейся ответвлением от магистрали Санкт-Петербург - Москва. Построена она была в 1874-1877 годах, как раз для завода огнеупорных материалов и ныне представляет собой заповедную малодеятельную ветку, пассажирское движение на которой уже пришло в полный упадок. Если в советские времена ежедневно с железнодорожного вокзала Боровичей отправлялись поезда на Москву, Ленинград и Новгород, а также три раза в день — пригородные до станции Угловка, то теперь от всего этого остался один единственный поезд Боровичи - Москва, курсирующий... раз в неделю. Сам я по этой ветке не катался, но буквально за неделю до меня это сделал путешественник kirillfedorov4, о чём в его журнале написан соответствующий пост.
13. Резное деревянное крыльцо. Всё сохранилось в нетронутом виде с конца позапрошлого столетия...
14. Зал ожидания. Оформить бы и его в стиле 19-го века, — было бы совсем здорово.
На самом деле, выйти на платформу можно прямо с улицы, обогнув вокзал. Но, как оказалось, я сделал правильно, что прошёл насквозь через здание. Потому что это усиливает впечатление от перрона, который таким образом предстаёт перед тобой мгновенно.
15. И открыв дверь из зала ожидания на перрон, я просто потерял дар речи, увидев вот это:
16. Деревянная платформа с деревянным навесом! Всё выглядит так же, как сто с лишним лет назад! Вы где-нибудь такое видели?
17. Собственно, крыльцо, с которого я вышел на перрон из зала ожидания:
18. Для полного антуража не хватает разве что паровозов, ну и как деталей самой станции — семафоров и гидрантов (в отчёте Кирилла Фёдорова есть фотографии светящихся ручных стрелок с флюгарками, которые я не запечатлел). А так — отличное место для съёмок кино, где действие происходит в соответствующую эпоху, даже менять ничего не нужно. Впрочем, полагаю, что какие-то фильмы тут наверное, уже снимали.
19.
20. Вид в сторону Угловки. В кадре видна водонапорная башня конца XIX века и несколько хозяйственных построек того же времени.
21. Пакгауз:
22. Ещё один взгляд на здание вокзала, которое, правда, слегка подпортили в последние годы черепичной крышей (так же, как и станцию Бологое-Полоцкое):
23. Привокзальная площадь выглядит вот так:
Хотелось бы верить, что на боровичской ветке всё же удастся сохранить пассажирское сообщение. Я хотел бы проехать по этой пусть и короткой, но очень живописной и раритетной линии.
24. А пока я возвращаюсь в жилые районы левобережной части.
25. Непременный атрибут малых городов — гидроколонки:
26. Имеется и деревянная дореволюционная застройка:
27.
28. Боровичская кошка:
29. Спасская площадь, ближе к берегу Мсты. Гостиница, сталинское административное здание и памятник рабочим.
30. Через Мсту переброшен красивый арочный мост, построенный в 1905 году по проекту инженера Н. А. Белелюбского. В данный момент мост пешеходный.
31. А вот и сама Мста, несущая свои воды в Ильмень озеро. Железная дорога Петербург - Москва пересекает эту реку чуть севернее Окуловки (имеется даже станция Мстинский мост), ниже Боровичей по течению.
32. Часовенка (видимо, современная) на берегу реки:
33. Решётчатое небо моста:
34. И вид на мост с правого берега:
О правом береге и будет следующая часть.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →