Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Боровичи. Левый берег

Из Окуловки я поехал в Боровичи на автобусе маршрута Великий Новгород - Хвойная и на нём же ближе к вечеру вернулся в Окуловку. Город Боровичи (ударение на последний слог) — второй по населению в Новгородской области (53 тысячи человек) и расположен на берегах реки Мста, по которой довольно удобно можно разделить город на две половины.



В писцовой книге Деревской пятины 1495 года упоминается Боровичский погост, при том именно Мста являлась естественной границей Деревской пятины с Бежецкой. В 1770 году указом Екатерины II Боровичи получили статус города, ставшего центром Боровичского уезда Новгородской губернии, а на XIX век пришлось его промышленное развитие, когда здесь был открыт завод огнеупорных материалов, который и поныне является одним из основных местных предприятий. Завод находится как раз в левобережной (то есть юго-западной, более близкой к Окуловке и Новгороду) части города, но его я видел лишь из окна автобуса.

2. А вышел я из автобуса вот здесь, на улице Ленинградской:



3. По архитектуре видно, что уже до войны Боровичи были важным городом. Нечасто в районных городах можно встретить конструктивистские жилые дома прямо таки ленинградского масштаба.



4.



5. Ещё одно здание той же эпохи, в котором во время войны размещался госпиталь:



6. А это уже послевоенная сталинская архитектура. Впереди виден автомобильный мост через Мсту, ведущий на правый берег, но об этом позже.



7. Конструктивистский дом культуры и машущий рукой Ильич:



8. Баптистская церковь:



9. Советское панно на тему то ли светлого будущего, то ли научной фантастики. Но выглядит весьма необычно.



10. А потом за бетонным забором вдруг появляется железная дорога с товарными вагонами:



11. А поблизости — красивые деревянные железнодорожные постройки:



12. Но главное — это сам вокзал, построенный в 1877 году. Думаю, что по праву его можно считать главной достопримечательностью Боровичей, ибо он поистине уникален:



Боровичи — тупиковая станция короткой 30-километровой ветки Угловка - Боровичи, являющейся ответвлением от магистрали Санкт-Петербург - Москва. Построена она была в 1874-1877 годах, как раз для завода огнеупорных материалов и ныне представляет собой заповедную малодеятельную ветку, пассажирское движение на которой уже пришло в полный упадок. Если в советские времена ежедневно с железнодорожного вокзала Боровичей отправлялись поезда на Москву, Ленинград и Новгород, а также три раза в день — пригородные до станции Угловка, то теперь от всего этого остался один единственный поезд Боровичи - Москва, курсирующий... раз в неделю. Сам я по этой ветке не катался, но буквально за неделю до меня это сделал путешественник kirillfedorov4, о чём в его журнале написан соответствующий пост.

13. Резное деревянное крыльцо. Всё сохранилось в нетронутом виде с конца позапрошлого столетия...



14. Зал ожидания. Оформить бы и его в стиле 19-го века, — было бы совсем здорово.



На самом деле, выйти на платформу можно прямо с улицы, обогнув вокзал. Но, как оказалось, я сделал правильно, что прошёл насквозь через здание. Потому что это усиливает впечатление от перрона, который таким образом предстаёт перед тобой мгновенно.

15. И открыв дверь из зала ожидания на перрон, я просто потерял дар речи, увидев вот это:



16. Деревянная платформа с деревянным навесом! Всё выглядит так же, как сто с лишним лет назад! Вы где-нибудь такое видели?



17. Собственно, крыльцо, с которого я вышел на перрон из зала ожидания:



18. Для полного антуража не хватает разве что паровозов, ну и как деталей самой станции — семафоров и гидрантов (в отчёте Кирилла Фёдорова есть фотографии светящихся ручных стрелок с флюгарками, которые я не запечатлел). А так — отличное место для съёмок кино, где действие происходит в соответствующую эпоху, даже менять ничего не нужно. Впрочем, полагаю, что какие-то фильмы тут наверное, уже снимали.



19.



20. Вид в сторону Угловки. В кадре видна водонапорная башня конца XIX века и несколько хозяйственных построек того же времени.



21. Пакгауз:



22. Ещё один взгляд на здание вокзала, которое, правда, слегка подпортили в последние годы черепичной крышей (так же, как и станцию Бологое-Полоцкое):



23. Привокзальная площадь выглядит вот так:



Хотелось бы верить, что на боровичской ветке всё же удастся сохранить пассажирское сообщение. Я хотел бы проехать по этой пусть и короткой, но очень живописной и раритетной линии.

24. А пока я возвращаюсь в жилые районы левобережной части.



25. Непременный атрибут малых городов — гидроколонки:



26. Имеется и деревянная дореволюционная застройка:



27.



28. Боровичская кошка:



29. Спасская площадь, ближе к берегу Мсты. Гостиница, сталинское административное здание и памятник рабочим.



30. Через Мсту переброшен красивый арочный мост, построенный в 1905 году по проекту инженера Н. А. Белелюбского. В данный момент мост пешеходный.



31. А вот и сама Мста, несущая свои воды в Ильмень озеро. Железная дорога Петербург - Москва пересекает эту реку чуть севернее Окуловки (имеется даже станция Мстинский мост), ниже Боровичей по течению.



32. Часовенка (видимо, современная) на берегу реки:



33. Решётчатое небо моста:



34. И вид на мост с правого берега:



О правом береге и будет следующая часть.
Tags: Железная дорога, Новгородская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…