?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Выборг. За железной дорогой
nord_ursus
Обнаружил внезапно для себя, что абсолютно не знаю один район Выборга, который, однако, представляет интерес с точки зрения архитектуры, — есть там не только советская застройка, но и финский северный модерн. Это небольшой район города, расположенный за железнодорожным вокзалом. Исторически это бывший рабочий посёлок, а ныне микрорайон города с названием Железнодорожный; при финнах он назывался Папула (что означает что-то вроде "возвышенность"). В этом посте немного осмотрим эту часть Выборга, а также два места, расположенных поблизости, с которых открывается неплохой вид на город.



2. Переходим железную дорогу по путепроводу. В кадре видна станция Выборг и несколько электричек, курсирующих между Выборгом и Петербургом. Чуть подальше там стоит состав из тепловоза М62 и двух вагонов, следующий до Зеленогорска через Приморск, но на фото его не видно.



3. Транспортная основа микрорайона — улица Кривоносова, при финнах называлась Papulankatu.



4. Признаться честно, наличие здесь целого квартала северного модерна начала XX века для меня было открытием. Побывав в Выборге уже огромное количество раз, я в этом микрорайоне не был до этого ни разу.



5. Хрущёвки с вот такой кладкой стены я почему-то часто встречаю в Карелии. Которая, впрочем, близко.



6.



7. В верхней части фасада — надпись на финском. Что именно там написано, я не разобрал, но явно что-то связанное с рабочими (Työ).



8.



9. Иногда можно заглянуть во дворы:



10. Почему-то в Выборге в моде красить скамейки в цвета литовского флага (справа видна такая выцветшая скамейка):



11. Дом на заднем плане — межвоенный финский функционализм.



12.



13. Военные пятиэтажки:



14. А вот это по архитектуре уже похоже на заводские постройки или дома рабочих.



15. Порой попадаются очень колоритные старые маленькие дома:



16. Так я прошёл почти весь микрорайон. Хотя пройти через него можно за пять минут.



17.



18.



19. А дальше следует мост через бухту Радуга. Старое название — Папуланлахти. Это один из внутренних заливов Выборгского залива — Финского залива — Балтийского моря.



20. За мостом справа от дороги возвышается гора Папула (Папуланвуори) — скалистый холм высотой 40 метров, с которого открывается вид на Выборг. Туда я сейчас и поднимусь. На склоне есть даже лестница из гранитных ступенек, подозреваю, что финская (в те времена гора была местом отдыха).



21.



22. Каменистый ландшафт:



23. А вот, собственно, и вид на город. Можно увидеть многие достопримечательности Выборга.



24. Верхушка башни Выборгского замка прячется за более близкими к горе домами:



25. А здесь над крышами торчит верхушка часовой башни:



26.



27. Когда ещё не было в Железнодорожном многоэтажных советских домов, загораживающих обзор, вид на город был более интересным:



28. На горе стоит гранитное "водоёмное здание" постройки 1872 года — ныне не действующая цистерна городского водопровода. Постройка явно стилизована под шведскую валунную архитектуру 14-16 веков, которую можно встретить в самом Выборге.



Кстати, эту постройку хорошо видно при обзоре горы Папула с других точек. Например, с Батарейной горы.

29. Рядом стоит выборгская телебашня:



30. После я спустился с горы уже по противоположному, более пологому склону:



31. И вышел вот на такую развилку:



32. Фактически Выборг здесь заканчивается (хотя официальная граница города проходит дальше). Не знаю, правда, зачем здесь поставили указатель "Ленинградская область", если Выборг и так входит в её состав (в отличие от Санкт-Петербурга), но главное на этом указателе — год. Я попал в будущее?



33. Идя дальше на север по Светогорскому шоссе, и пройдя около километра, я увидел модерновое здание больницы. Сейчас здесь противотуберкулёзный санаторий.



34. И стоит это здание у подножия ещё одного холма, на который я и поднимаюсь:



35. В лесу откуда-то взялся сухостой:



36. А вон и моя цель между деревьями:



37. Заброшенная финская водонапорная башня. Построена, надо сказать, в достаточно изящном стиле. Особенно понравился зубчатый парапет наверху, практически стилизованный под крепостные бойницы.



38. Внутри — узкая винтовая лестница без перил. Надо сказать, что подниматься туда следует с изрядной осторожностью.



39. Зато какой вид открывается сверху! На переднем плане — лес, через который я сюда пришёл, между деревьями торчит верхушка больницы, что на фото 33, дальше Защитная бухта Выборгского залива и город Выборг.



40. Вид, пожалуй, получше, чем с Папулы. Вроде, и высота побольше, да и новостройки никакие не загораживают.



41. Замок, до которого два с половиной километра, — как на ладони:



42. Вид на Старый город. Отлично просматривается перспектива улицы Водной заставы (видны даже люди на ней), а чуть левее можно различить островерхую крышу шведской усадьбы Бюргера. На переднем плане виден железнодорожный мост.



Вот это — фактически противоположный вид с этой же улицы. Между домами виден железнодорожный мост, а дальше лес. Надо будет как-нибудь присмотреться и попытаться прямо с этой улицы либо в бинокль, либо в зум фотоаппарата, различить торчащую над лесом верхушку водокачки. По крайней мере, со смотровой площадки замковой башни её видно точно.

43. Вид в сторону более новых районов. Слева как раз видна телебашня, стоящая на Папуле.



44. Вид куда-то в сторону Финляндии:



45. А совсем рядом с башней — лес:



46.



47. А вот как выглядит верхушка башни:



48. А силуэт тени выглядит так, как будто это средневековая крепостная башня.



49. А потом я спустился и немного походил по лесу:



50. Муравейник:



51. В лесу лежат огромные валуны. Впрочем, в Карелии и в северной части Карельского перешейка это обычное явление.



52.



53. Присев на один из них, я устроил привал.



54.



Побывав в этих местах, я, пожалуй, что теперь точно могу сказать, что в Выборге был почти везде. Осталось изучить русские полевые укрепления начала XX века на окраинах города.


А если ещё дальше пройти,то можно выйти до Таммисуо,где ещё сохранилось некоторое количество старых дачных финских домов.

Это у меня ещё в планах.

Еще один любопытный объект пропущен - стадион "Локомотив", самый старый в Выборге. Он находится в нескольких шагах от развилки с фото 31.
Вот тут мой небольшой репортажик о нем: http://russianteam2.wordpress.com/2014/06/12/финальный-этап-группа-проигравших-7/

Я мимо него проходил. Правда, к сожалению, как-то не уделил ему внимания.

Интересная водонапорка. А где там водопроводные трубы наверх проходили, если внутри всё пространство занимает лестница? Снаружи?

Может быть, снаружи. А может быть и внутри по центру (просто не сохранилась), а лестница вокруг трубы.

Интересные домики! А водонапорка - вообще супер!

Да, финский модерн начала 20 века хорош. Ещё один российский город, где этого много, — Сортавала.

дата на щите действительно странная)ну и водонопорка конечно же хороша)

Похоже, цифру наклеил кто-то, больно уж шрифт выбивается)

Больница не чисто модерновая, это неплохой образец его национальной версии,т.н. неорусского стиля. Других фото этого примечательного здания у Вас нет?

Фото только одно. Вокруг там раскидистые деревья с густой кроной, поэтому подобрать ракурс для обзора и съёмки в летнее время довольно трудно.

Интересная водонапорная башня. Оригинальная конструкция.

Да, хотя где была труба, действительно не совсем понятно.

О, кого я вижу в ЖЖ))

Да, наконец-то нашёл о чём написать)

Спасибо.
Я там жил :)

Как раз проезжал мимо в пятницу.
А в райончике том занятны пятиэтажки на валунно-облицованном фундаменте.

Кстати, помню ваш зимний пост об этой же башне.

Интересно - как район, так и репортаж. Между прочим, теперь в Выборг невозможно доехать на электричке под тепловозом (через Советский) - ее заменили банальным РА2. Так и не успел проехать...

Насколько я знаю, РА2 ходит только один раз в день, — по маршруту Питер-Зеленогорск-Приморск-Выборг. Эта вещь идёт вечером, а обратно на следующий день днём (то есть всего таких состава два). А по выходным с утра ходит поезд СПб-Советский, который, вроде, по-прежнему являет собой электричку под Машкой. Также с утра ежедневно ходит Машка с сидячими вагонами, которая стартует не от Питера, а от Зеленогорска, и идёт до Выборга. Но в целом я лично приветствую обновление подвижного состава.
Кстати, если интересно, вот мой прошлогодний отчёт: http://nord-ursus.livejournal.com/68978.html

Больница шикарна. По легенде в ней в начале войны был штаб Маннергейма.
Напротим же находится лыжная база, и именно там останавливался Федор Толстой. Шикарное место - как то довелось несколько дней пожить там

Насчёт Маннергейма и связанных с ним зданий легенд было много :)

Водонапорная башня какая-то прямо фантастическая!

Да, только опасная в плане подъёма на неё :)

Отличная прогулка! А логика Выборгского вокзала такова, что на выходе даже мысли не возникает пойти в противоположную сторону, за рельсы.
И точки съемки отличные, вот будет у меня телеобъектив, опробую!

В том-то и дело. Когда подъезжаешь к вокзалу на электричке, вроде и видно дома, которые за железной дорогой, но чтобы туда дойти, надо сделать крюк через путепровод.