Посмотрев в прошлой части мощную Ивангородскую крепость, которая стоит прямо у берега реки Наровы, и с которой отлично виден эстонский город Нарва на другом её берегу, теперь посмотрим Ивангород за пределами крепости. Город маленький — всего 10 тысяч жителей. Интересного в нём не так много, но зато есть необычная Парусинка — мрачный и атмосферный рабочий район к югу от центра. Ну и, конечно, виды на соседнюю страну на другом берегу реки дополняют в Ивангороде местами и пейзаж просто городских улиц.
Сможете ли вы, просто посмотрев на это фото, сказать, что в нём необычного? Конечно, крепость красивая, да ещё и две крепостных башни выглядят заметно по-разному, но именно необычного, на первый взгляд, ничего, вроде, и не видно. А дело всё в том, что в кадре видны, на самом деле, две разных крепости, и к тому же, они... находятся в разных государствах. Стена и башня на переднем плане — это российский Ивангород, а белая высокая башня вдалеке и виднеющиеся рядом с ней многоэтажки — это эстонская Нарва. Тут, наверное, одна из самых красивых и зрелищных государственных границ если не в мире, то, по крайней мере, в Европе и в бывшем СССР: граница идёт по реке, и с обеих сторон к ней вплотную прилегают два города, а в них ещё и две старинных крепости, стоящих ровно напротив друг друга. С обеих крепостей (а кое-где и просто с городских улиц) противолежащий город виден, как на ладони. Это место находится всего в 150 километрах к юго-западу от Петербурга, и в последний день лета я посетил оба города за один день, с пересечением границы пешком. Начнём с Ивангорода. Про него я расскажу в двух частях. Здесь — старинная Ивангородская крепость и панорамы Нарвы на другом берегу.
Город Столин (13 тысяч жителей) — довольно типичный белорусский старинный малый город. Это райцентр в Брестской области вблизи границы с Украиной. Мы с Андреем посетили его в ходе путешествия по Полесью, но провели в нём совсем немного времени, хотя большая часть нашей поездки пришлась именно на Столинский район. В прошлый раз я рассказывал про колоритные и атмосферные полесские деревни между Пинском и Столином, и как раз оттуда, от деревни Колодное, мы доехали до Столина на микроавтобусе Брест - Ольшаны. В этот раз расскажу об этом полесском городе.
Ознакомившись с городом Пинском, столицей Западного Полесья, отправимся теперь в полесские сёла. Они живописны и довольно своеобразны, как и весь здешний край. Деревянные хаты, старые церкви, аисты, а где-то поблизости — болота и реки. Мы с Андреем выехали из Пинска и отправились дальше на восток, в сторону города Столин. Вечером первого и утром второго дня путешествия по Полесью мы посетили две деревни (как мне показалось, тут в ходу слова и "село", и "деревня") — Овсемирово и Тырвовичи, и ночевали в поле у дороги между ними.
Первую часть рассказа о Пинске я закончил у набережной. Теперь пройдём на восток вдоль реки, затем вернёмся в центр, а в конце — к вокзалу. Если в первые два часа после приезда мы с Андреем осматривали Пинск при живописном рассвете в лучах восходящего солнца, то ближе к семи часам утра погода стала меняться, солнце ушло за тучи, а потом и вовсе зарядил дождь на весь день. Поэтому во второй части многие фотографии будут выглядеть совсем по-другому, будто и сделаны в другой день, — уже не мягкий солнечный свет с густым туманом, а в основном серое небо и дождь.
На юге Беларуси и севере Украины находится Полесье — довольно самобытный край, где много болот и лесов (отсюда и название), живописные деревни, в некоторых деталях непохожие на остальную Беларусь, и, разумеется, города. В августе этого года мы с Андреем schelkunov совершили трёхдневное путешествие по Полесью с палатками, проехав от Пинска до Житковичей через Столин, Давид-Городок и Туров, посетив также несколько сёл по пути. В начале путешествия был Пинск — крупный город (138 тысяч жителей, замыкает десятку крупнейших городов Беларуси) в Брестской области, называемый иногда столицей Полесья. Город старинный и красивый. На него у нас был почти весь первый день поездки, хотя его и заметно скомкала неудачная погода. В первой части осмотрим центр Пинска, где мы ходили рано-рано утром, на рассвете, приехав в город почти что ночью. Было очень атмосферное утро с загадочным туманом над рекой.
В заключительной части рассказа о городе Лаппеэнранта пройдём по улицам к востоку от центра города. Тут уже нет особых достопримечательностей, больших торговых центров, и уже не видно российских туристов — люди, ездящие на шоп-туры в Финляндию, сюда уже не ходят. Так что — просто немного обычной жизни и деталей среды финского города.
Посмотрев в первой части центр и общий колорит приграничной финской Лаппеэнранты, теперь отправимся к озеру Сайма. Тут пейзажи поживописнее: город стоит на берегу озера (собственно, отсюда и слово "ranta" — "берег" в его названии), и именно на выдающемся в него мысу город когда-то и возник. Там есть небольшая крепость XVIII века, которая строилась сначала шведами, а в нынешнем виде была перестроена русскими. Кроме того, берег Саймы и крепость — явно одна из основных точек притяжения в городе как для местных жителей, так и для туристов.
На расстоянии всего лишь чуть более ста километров к северо-западу от Петербурга начинается Финляндия. У многих жителей Северной столицы соседняя страна пользуется популярностью для поездок, в том числе и однодневных. Я же в этом году, на фоне не очень большого количества путешествий в целом, наконец-то обзавёлся шенгенской визой, получив её именно у северо-западных соседей, и в прохладный день первого августа съездил по ней в первую поездку — на один день в финский город Лаппеэнранта, расположенный близко к границе — всего в 20 километрах, или в 200 километрах от Петербурга, то есть ближе иных мест в Ленинградской области. Об этом городе я расскажу в трёх частях (фотографий, несмотря на небольшой размер города, получилось много).
На просторах Ленинградской области одной из основополагающих для её географии сущностей является огромное Ладожское озеро. Значение его настолько велико, что даже в очертаниях области часть границы попросту повторяет берег Ладоги. И это уже не говоря о её роли в формировании природы и климата, а также истории этого региона. И конечно же, на берегах Ладоги сформировалась своя, довольно особенная среда, и, как мне показалось во время поездки в приладожские сёла Кобона и Лаврово в ста километрах к востоку от Петербурга в один из дней в конце июля этого года, там своего рода затерянный мир — довольно самобытный даже на фоне нашего региона. Итак, поехали.