Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Осиповичи и почти географический центр Беларуси
nord_ursus
Осиповичи — небольшой (31 тысяча жителей) городок на северо-западе Могилёвщины, выросший благодаря железной дороге. Фактически он воспринимается как дальние окрестности Минска: хоть и область уже другая, но от белорусской столицы досюда чуть больше ста километров, и ходят прямые электрички, тогда как до Могилёва в полтора раза дальше, и, скорее всего, Минск здесь более сильный центр притяжения, чем Могилёв. В этот город мы с Андреем приехали из деревни Гродзянка, в которую ездили отсюда же на грузопассажирском поезде. На город у нас было пару часов, и осмотрели мы его довольно бегло (впрочем, большим количеством достопримечательностей он и не выделяется), после чего поехали на электричке в сторону Минска — к географическому центру Беларуси, до которого в итоге чуть-чуть не дошли.

Гродзянка и её окрестности
nord_ursus
Гродзянка — бывший посёлок, а сейчас довольно большая деревня у края Могилёвской области. Здесь меньше ста километров до Минска (ближе, чем до Могилёва), и, в общем, таким уж медвежьим углом это место не назовёшь, но всё же здесь есть атмосфера глуховатой тёплой и ламповой белорусской глубинки. О ставших поводом для поездки сюда малодеятельной железнодорожной ветке и грузопассажирском поезде из Осиповичей я уже рассказал в прошлый раз. Теперь же посмотрим саму Гродзянку, а потом пройдём пешком несколько километров на север от неё по железной дороге.

Осиповичи - Гродзянка на грузопассажирском поезде
nord_ursus
Почти в самом центре Беларуси, на северо-западе Могилёвской области, у границы её с Минской, есть одна глухая железнодорожная ветка. Начинается она от станции Верейцы рядом с городом Осиповичи и ведёт от магистрали Минск - Гомель вглубь лесов, до посёлка Гродзянка, после которого заканчивается тупиком через несколько километров. По этой малодеятельной ветке два раза в день ходит необычный поезд: это не дизель, как обычно бывает в Беларуси на не электрифицированных ЖД, а грузопассажирский поезд — тепловоз, плацкартный вагон и несколько цистерн. Именно этот поезд и стал поводом для однодневной поездки из Минска в Могилёвскую область в августе 2018 года.

Полярные Зори
nord_ursus
Первым пунктом путешествия на Кольский в декабре 2018 года стал маленький (14 тысяч жителей) город с романтическим северным названием Полярные Зори. Находится он в 250 километрах не доезжая до Мурманска, и интересен двумя вещами. Во-первых, это атомоград, то есть город при атомной электростанции, а во-вторых, это самый северный город, в котором не наблюдается полноценная полярная ночь, что в контексте этой поездки было особенно интересно. В этот город я приехал ранним утром, за более-менее светлые утренние часы успел его осмотреть, после полудня уехав дальше в Мурманск.

Итоги 2018 года. Путешествия
nord_ursus
По прошествии очередного 365-дневного цикла безостановочное течение времени приводит нас к окончанию 2018 года. Стоя на пороге ожидающего нас 2019 года, я, написав уже немного о Петербурге в уходящем году, вспомню о своих путешествиях. Их было не так много, как в прошлом 2017-м, поскольку я решил немного убавить обороты, но это не умалило их интересности. Итак, поехали!

Санкт-Петербург в 2018 году. Разное
nord_ursus
Прежде, чем написать об итогах года, связанных с путешествиями, я решил выложить немного накопившихся за год фотографий Петербурга и разных происходивших в нём событий. Временами беру с собой фотоаппарат, и бывает что запечатлеть.

Полярная ночь
Какие удобства сюда сведены,
Какие запросы людей учтены!
Им дня не хватает? — Пожалуйста, на!
Две тыщи часов непрерывного дня!
Им ночь коротка, сокрушаешься ты?
Извольте — две тыщи часов темноты!

(мурманский поэт Владимир Смирнов)

С самого детства образ полярных дней и ночей интересовал моё воображение. Я пытался себе представить, как это выглядит, когда всё лето постоянно светло, а всю зиму темно. Впоследствии я стал понимать, что, на самом деле, всё не совсем так: полярные дни и ночи на тех заполярных широтах, где живут люди, длятся не настолько долго, да и зимняя полярная ночь — это вовсе не постоянная темнота. Кстати говоря, "круглосуточная темнота всю зиму" — очень распространённое заблуждение о полярной ночи, даже когда речь идёт о широте Мурманска (а он всего на два с половиной градуса севернее полярного круга). На деле, такая ситуация наблюдается только на совсем высоких широтах, близких к полюсам. Из Петербурга попасть за полярный круг совсем не сложно. До Мурманска ехать чуть больше суток на поезде. И в июне 2015 года я совершил путешествие в этот регион в полярный день, добравшись до Териберки на берегу Баренцева моря, а в декабре 2018 отправился туда же, увидев уже полярную ночь, причём в самые тёмные дни года. Поездка была непродолжительной, а маршрут весьма простым. Я посетил сначала город Полярные Зори на юге Мурманской области, а затем всё те же, уже знакомые мне, Мурманск (и его пригород Колу) и Териберку.

Декабрьский Петербург
nord_ursus
Не очень часто беру с собой фотоаппарат, выходя из дома (а ограничиваться фотографиями со смартфона не хочется), но тут несколько дней подряд специально его брал, чтобы запечатлеть некоторые мгновения зимнего предновогоднего Города на Неве.

1. Нева во льду и торосах. Слева Дворцовая набережная, а вдалеке Васильевский остров. Темнеет рано, этот снимок сделан около 15-45.

Архангельск в августе 2018
nord_ursus
Архангельск в конце лета 2018 года я посетил во второй раз. Если в первый приезд летом 2016 года поморская столица встретила меня нетипичной для этих мест жаркой и солнечной погодой, то в этот раз, даром, что лето выдалось жарким, Север в полной мере показал мне свой суровый нрав. В Архангельске я провёл полтора дня, после чего поехал в Мезенский район. И первый из этих двух дней — 22 августа, ознаменовался мощным штормом и ураганом, который архангелогородцы, наверное, надолго запомнят. Впрочем, я половину этого дня просидел в хостеле, потому как до обеда вместе со свирепым ветром ещё и лил непрерывный дождь, а от дождливых приключений предыдущего дня в Зачачье и Емецке я ещё не успел толком отдохнуть, поэтому снова мокнуть, причём теперь уже гарантированно насквозь, не очень хотелось. Так что по городу гулять я пошёл только во второй половине дня, когда дождь хотя бы ослаб, но шторм с ветром всё ещё продолжал бушевать.

Под дождём на север. Березник - Зачачье - Емецк
nord_ursus
На следующий день после Шенкурска и его окрестностей я продолжал ехать на север в сторону Архангельска, до которого добрался в итоге вечером, посетив по пути ещё немного интересных мест. Ночевал я в гостинице в посёлке Березник, а дальше поехал в Холмогорский район, побывав в сёлах Зачачье и Емецк. Погода в тот день не была ко мне благосклонной, без перерыва поливая дождём. Поэтому я снова осуществил не все планы, так и не побывав в селе Рато-Наволок возле Емецка, зато столкнулся с северным гостеприимством. Этот рассказ — про архангельскую провинцию под хмурым дождливым небом.