Ивангород. По городу

Посмотрев в прошлой части мощную Ивангородскую крепость, которая стоит прямо у берега реки Наровы, и с которой отлично виден эстонский город Нарва на другом её берегу, теперь посмотрим Ивангород за пределами крепости. Город маленький — всего 10 тысяч жителей. Интересного в нём не так много, но зато есть необычная Парусинка — мрачный и атмосферный рабочий район к югу от центра. Ну и, конечно, виды на соседнюю страну на другом берегу реки дополняют в Ивангороде местами и пейзаж просто городских улиц.

Ивангород. Твердыня у границы

Сможете ли вы, просто посмотрев на это фото, сказать, что в нём необычного? Конечно, крепость красивая, да ещё и две крепостных башни выглядят заметно по-разному, но именно необычного, на первый взгляд, ничего, вроде, и не видно. А дело всё в том, что в кадре видны, на самом деле, две разных крепости, и к тому же, они... находятся в разных государствах. Стена и башня на переднем плане — это российский Ивангород, а белая высокая башня вдалеке и виднеющиеся рядом с ней многоэтажки — это эстонская Нарва. Тут, наверное, одна из самых красивых и зрелищных государственных границ если не в мире, то, по крайней мере, в Европе и в бывшем СССР: граница идёт по реке, и с обеих сторон к ней вплотную прилегают два города, а в них ещё и две старинных крепости, стоящих ровно напротив друг друга. С обеих крепостей (а кое-где и просто с городских улиц) противолежащий город виден, как на ладони. Это место находится всего в 150 километрах к юго-западу от Петербурга, и в последний день лета я посетил оба города за один день, с пересечением границы пешком. Начнём с Ивангорода. Про него я расскажу в двух частях. Здесь — старинная Ивангородская крепость и панорамы Нарвы на другом берегу.

Столин. Город в Полесье

Город Столин (13 тысяч жителей) — довольно типичный белорусский старинный малый город. Это райцентр в Брестской области вблизи границы с Украиной. Мы с Андреем посетили его в ходе путешествия по Полесью, но провели в нём совсем немного времени, хотя большая часть нашей поездки пришлась именно на Столинский район. В прошлый раз я рассказывал про колоритные и атмосферные полесские деревни между Пинском и Столином, и как раз оттуда, от деревни Колодное, мы доехали до Столина на микроавтобусе Брест - Ольшаны. В этот раз расскажу об этом полесском городе.

Сельское Полесье. Овсемирово и Тырвовичи

Ознакомившись с городом Пинском, столицей Западного Полесья, отправимся теперь в полесские сёла. Они живописны и довольно своеобразны, как и весь здешний край. Деревянные хаты, старые церкви, аисты, а где-то поблизости — болота и реки. Мы с Андреем выехали из Пинска и отправились дальше на восток, в сторону города Столин. Вечером первого и утром второго дня путешествия по Полесью мы посетили две деревни (как мне показалось, тут в ходу слова и "село", и "деревня") — Овсемирово и Тырвовичи, и ночевали в поле у дороги между ними.

Пинск. Часть 2

Первую часть рассказа о Пинске я закончил у набережной. Теперь пройдём на восток вдоль реки, затем вернёмся в центр, а в конце — к вокзалу. Если в первые два часа после приезда мы с Андреем осматривали Пинск при живописном рассвете в лучах восходящего солнца, то ближе к семи часам утра погода стала меняться, солнце ушло за тучи, а потом и вовсе зарядил дождь на весь день. Поэтому во второй части многие фотографии будут выглядеть совсем по-другому, будто и сделаны в другой день, — уже не мягкий солнечный свет с густым туманом, а в основном серое небо и дождь.

Пинск. Часть 1

На юге Беларуси и севере Украины находится Полесье — довольно самобытный край, где много болот и лесов (отсюда и название), живописные деревни, в некоторых деталях непохожие на остальную Беларусь, и, разумеется, города. В августе этого года мы с Андреем schelkunov совершили трёхдневное путешествие по Полесью с палатками, проехав от Пинска до Житковичей через Столин, Давид-Городок и Туров, посетив также несколько сёл по пути. В начале путешествия был Пинск — крупный город (138 тысяч жителей, замыкает десятку крупнейших городов Беларуси) в Брестской области, называемый иногда столицей Полесья. Город старинный и красивый. На него у нас был почти весь первый день поездки, хотя его и заметно скомкала неудачная погода. В первой части осмотрим центр Пинска, где мы ходили рано-рано утром, на рассвете, приехав в город почти что ночью. Было очень атмосферное утро с загадочным туманом над рекой.

Лаппеэнранта. Часть 3

В заключительной части рассказа о городе Лаппеэнранта пройдём по улицам к востоку от центра города. Тут уже нет особых достопримечательностей, больших торговых центров, и уже не видно российских туристов — люди, ездящие на шоп-туры в Финляндию, сюда уже не ходят. Так что — просто немного обычной жизни и деталей среды финского города.

Лаппеэнранта. Часть 2, крепость и озеро Сайма

Посмотрев в первой части центр и общий колорит приграничной финской Лаппеэнранты, теперь отправимся к озеру Сайма. Тут пейзажи поживописнее: город стоит на берегу озера (собственно, отсюда и слово "ranta" — "берег" в его названии), и именно на выдающемся в него мысу город когда-то и возник. Там есть небольшая крепость XVIII века, которая строилась сначала шведами, а в нынешнем виде была перестроена русскими. Кроме того, берег Саймы и крепость — явно одна из основных точек притяжения в городе как для местных жителей, так и для туристов.

Лаппеэнранта. Часть 1, центр

На расстоянии всего лишь чуть более ста километров к северо-западу от Петербурга начинается Финляндия. У многих жителей Северной столицы соседняя страна пользуется популярностью для поездок, в том числе и однодневных. Я же в этом году, на фоне не очень большого количества путешествий в целом, наконец-то обзавёлся шенгенской визой, получив её именно у северо-западных соседей, и в прохладный день первого августа съездил по ней в первую поездку — на один день в финский город Лаппеэнранта, расположенный близко к границе — всего в 20 километрах, или в 200 километрах от Петербурга, то есть ближе иных мест в Ленинградской области. Об этом городе я расскажу в трёх частях (фотографий, несмотря на небольшой размер города, получилось много).

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

На просторах Ленинградской области одной из основополагающих для её географии сущностей является огромное Ладожское озеро. Значение его настолько велико, что даже в очертаниях области часть границы попросту повторяет берег Ладоги. И это уже не говоря о её роли в формировании природы и климата, а также истории этого региона. И конечно же, на берегах Ладоги сформировалась своя, довольно особенная среда, и, как мне показалось во время поездки в приладожские сёла Кобона и Лаврово в ста километрах к востоку от Петербурга в один из дней в конце июля этого года, там своего рода затерянный мир — довольно самобытный даже на фоне нашего региона. Итак, поехали.