Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

На День Победы

Так случилось, что с раннего детства моя жизнь связана с тремя городами-героями — Ленинградом-Петербургом, Минском и Тулой. Мне повезло застать в живых деда-ветерана, хотя ему было уже 77 лет, когда я родился. Теперь выходит так, что мы живём в эпоху, когда значение Дня Победы несколько меняется. Живых ветеранов остались единицы. Празднование девятого мая проходит уже почти без живых свидетелей тех событий, что, безусловно, в значительной мере лишает этот праздник части своей атмосферы, которая существовала в прежние годы. Но это неизбежно, поскольку время идёт непрерывно, а люди не вечны. Радует всё-таки то, что праздник остаётся народным, и появившаяся несколько лет назад ежегодная акция "Бессмертный полк", на мой взгляд, это только подтверждает. Но в то же время есть и вещи, которые сильно огорчают.

Огорчает то, что с отдалением вглубь истории событий Великой Отечественной войны праздник хоть и остаётся народным, но несколько забывается его содержание. Нередко бывает так, что человек может носить георгиевскую ленточку и постить поздравления в соцсетях, но пожать плечами в ответ на просьбу рассказать что-нибудь про Сталинградскую битву или операцию "Багратион". Не говоря уже о плакатах, на которые почему-то попадают танки "Тигр" и солдаты Вермахта. Я, конечно, не могу точно сказать, кто в этом виноват, — министерство образования, собственное нежелание людей изучать историю, или что-то ещё. А может быть, это тоже часть той самой потери подлинной атмосферы, кто знает... Но хуже всего другое. Не хочется в праздник говорить о негативе, но каждый год в День Победы от представителей определённой группы граждан выливаются тонны отборной мерзости. Начиная от "Зачем проводить парады?", и до "советские солдаты в 1945 году изнасиловали миллионы немок". Кто-то вовсе говорит "Зачем праздновать 9 мая, если это день скорби?", хотя день скорби у нас — 22 июня. Кто-то кричит, что "парады — это бряцание оружием и демонстрация агрессии", но я не знаю, кому вредит мероприятие в виде проезда военной техники по Красной или ещё какой-нибудь площади; лично мне на танки, БТРы, "Грады" и всё остальное посмотреть раз в году гораздо интереснее, чем несколько раз в год наблюдать политические шествия сомнительного разлива. Да, я не спорю, что парад — это демонстрация военной мощи страны, но когда в ответ слышишь "Да какая там мощь? Всё давно развалено. Одно убожество", то хочется спросить: "А чего же вы тогда так злостью исходите? Посмейтесь уж тогда над этим убожеством". Почему французы, не смущаясь, продолжают с салютами и проведением парада праздновать 14 июля День взятия Бастилии, хотя прошло уже более двухсот лет, а Россия должна посыпать голову пеплом? Меня очень огорчает, что именно в преддверии Дня Победы каждый год снова поднимаются на свет неизвестно кем и для чего придуманные мифы — про то, что "СССР планировал нападать на Германию в 1941 году, просто Гитлер опередил", что "заградотряды стреляли в спину наступающим, а солдаты наступали под страхом расстрела", приписываемая Жукову цитата "Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают" (что крайне характерно, первоисточник нигде и никогда не указывается), ну а в особо запущенных случаях — "пили бы баварское". Через постепенное и мягкое убеждение в совокупности делается вывод, что праздновать нам девятого мая, в сущности, нечего. И то ли от простого невежества, то ли от прямой лжи с желанием всегда быть против своей страны появляются, к примеру, вот такие омерзительные тексты. Те, кто говорит о разжигании атмосферы ненависти через одевание детей в красноармейскую форму, на мой взгляд, сами разжигают эту ненависть ничуть не слабее, так как обычно те же самые люди называют львиную долю своих сограждан "ватниками" всего лишь из-за их политических взглядов. Я, кстати, тоже отношусь к этой категории, но уже просто предпочитаю сводить это в шутку. Да, я ватник.

В чём смысл Дня Победы, и что мы празднуем? На мой взгляд, дело не только в памяти о тех, кто воевал (хотя и это, безусловно, тоже). Дело в том, от чего они нас спасли. Да, потери советских войск были велики, и подчас, наверное, можно было этого и не допустить (а может и нельзя было, — история не знает сослагательного наклонения), но нельзя было избежать потерь полностью, просто потому что это война. Но главное, — нашей стране удалось победить ту силу, которая пыталась нас завоевать, лишить независимости, и считала недочеловеками. На мой взгляд, это уже достаточный повод для празднования. А если мы от этого праздника откажемся, то последует ли за этим повышение в стране уровня знаний об исторических событиях? Не думаю...

Поздравляю всех с Днём Победы! На этом фото — высота 200 у деревни Полунино (она на заднем плане) в пяти километрах от города Ржева. За этот клочок земли страшные бои шли три недели в августе 1942 года.

Салехард. Часть 2

Во второй части завершим осмотр Салехарда: ещё немного центра города и прилегающих к нему с востока кварталов, а также салехардские периферии: объездная дорога с её достопримечательностями, окружающая природа и, напоследок, — короткая поездка в село Горнокнязевск на берегу Оби.



Collapse )

«Увезу тебя я в тундру». Окрестности Антипаюты и вечер в посёлке

Небольшой посёлок Антипаюта, расположенный за полярным кругом, на просторах Гыданского полуострова, не мыслится без своих окрестностей. Прежде всего, это природа, — тундра составляет здесь основу не только пейзажа, но и вообще, всего жизненного уклада. А кроме того, люди здесь живут и за пределами посёлка. Среди ненцев до сих пор немало людей, ведущих традиционный полукочевой образ жизни, — некоторые живут в тундре постоянно (и даже в паспортах у них в печати о прописке написано "тундра"), а некоторые живут там только летом, а на зиму снова переселяются в посёлок. В общем, в тундре, окружающей Антипаюту, постоянно мелькают белые фигуры чумов. Некоторые из них я показал ещё в предыдущей части.



Collapse )

Теги и Юхангорт. Ханты и их традиционная жизнь

Югра — это не только край нефтяных месторождений и богатых новых городов. Это ещё и край огромных рек, дикой тайги и болот. И вдоль берегов великой реки Обь, которая ещё полвека назад была в этом краю единственной дорогой на север, сохранилось немало старожильческих сёл. В некоторых из них живут русские сибиряки, а в некоторых представители коренных народов — ханты, манси, коми. И доля коренных особенно велика именно в самом северном и самом глухом и далёком районе ХМАО — Берёзовском, который по площади больше иных европейских стран, а центром его является посёлок городского типа, где живёт лишь 7 тысяч жителей. Манси живут в основном ближе к Уральским горам, и часть их занимается оленеводством. А ханты живут на Оби. Некоторые из них проживают в сёлах, некоторые в райцентре, а некоторые в маленьких поселениях на островках речной поймы.



Collapse )

Ханты-Мансийск. Часть 1

Посреди вековой сибирской тайги, вблизи устья реки Иртыш, стоит Ханты-Мансийск — столица Югры, названная в честь её коренных народов. Город этот очень колоритен и необычен, — современный, развитый и очень быстро растущий Ханты-Мансийск окружён почти первозданной природой. Своим благополучием город обязан нефти, которой в этом регионе огромные запасы, и благодаря которой в прошлом глухой сибирский городок за буквально считанные годы вырос в несколько раз и сильно преобразился. Для меня Ханты-Мансийск стал одним из пунктов августовской речной экспедиции на Сибирский Север.



Collapse )

Север, воля, надежда, страна без границ...

Описывая северное путешествие, совершённое мной в августе 2015 года, я наконец-то дошёл до момента прибытия в Ханты-Мансийск. Туда мы с Ильёй varandej четыре дня шли на теплоходе "Родина" по Иртышу из города Омска. Медленный теплоход с его умиротворяющей атмосферой сменился новым городом и новым регионом. И начался Север... И посетить за эту поездку предстояло три северных региона России — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (говоря проще, Югра и Ямал), а также совсем немного Республику Коми. Прежде, чем описывать подробно каждое из посещённых мест, я решил написать в одном посте некоторые общие наблюдения о Севере. Вернее, о той части российского Севера, которую довелось увидеть.



Collapse )

Страсти по Левиафану. Или по Териберке

Начиная писать рассказы о своём путешествии на Кольский полуостров в июне 2015 года, в ходе которого я посетил в том числе и село Териберка, я уже предчувствую появление к планируемым постам об этом селе комментариев, связанных с фильмом Андрея Звягинцева "Левиафан", основная часть которого в этом селе снималась. Суть проблемы не в том, что какой-то конкретный фильм снимался в каком-то конкретном месте, в котором я побывал. Суть в том, что фильм стал скандальным, и что многие люди, на мой взгляд, оценили его слишком предвзято. И именно по причине скандальности этой киноленты я не очень хочу, чтобы большинство комментариев к постам о Териберке было с ней связано, и поэтому выскажусь на эту тему сразу.



Фильм я всё таки посмотрел. Я не являюсь знатоком кинематографа, но с моей дилетантской позиции фильм мне показался хоть и мрачным по своему сюжету, но красиво снятым с точки зрения операторской работы. Но главное — он не показался мне каким-то "очерняющим Россию" или "русофобским". На мой взгляд, многие люди приписали автору фильма то, чего он вообще не имел в виду, домыслив за него, что "он видит Россию такой". И по-моему, одинаково неправы здесь как те, кто ополчился на режиссёра, обвинив его чуть ли не в русофобии, так и те, кто апплодировал ему со словами "Молодец! Изобличил всю суть и омерзительную действительность этой страны!". Между прочим, автор сам заявлял о том, что за основу сюжета он взял реальную историю, произошедшую в... США. Просто в качестве фонового контекста кинофильма избрал современную Россию. Художественное кино — на то и художественное, что совершенно необязательно должно в полной мере отражать реальную жизнь. То есть если режиссёр показывает что-либо в кино, это совсем не означает, что он считает такой сюжет типичным для какого-то места или времени. Это во-первых. А во-вторых, сюжет этого фильма глубоко интернационален, что следует из сказанного выше. Поэтому заявления вроде "фильм "Левиафан" посвящён действительности России эпохи Путина" или "фильм "Левиафан" снят в целях очернения России и клеветы на неё" говорит о том, что автор этих слов понял сюжет слишком поверхностно. Является ли показанный в фильме сюжет отражением российской жизни и типичной историей, происходящей с россиянами? Безусловно, нет. Но я сильно сомневаюсь, что автор это вообще имел в виду.

Что же до Териберки, то это действительно мрачный посёлок с огромным масштабом разрухи, расположенный в окружении красивой в своей суровости северной природы, но населённый при этом приятными и отзывчивыми людьми (как и везде на Севере). Но надо сказать, что царящая в посёлке разруха в фильме не очень-то и показана, только пару раз мелькают в кадре заброшенные дома. Из чего можно сделать вывод, что в качестве места для съёмок Териберка была избрана скорее из-за красивых пейзажей, а вовсе не потому что создатель фильма стремился найти наиболее мрачное место. Но проблема опять таки в том, что зрители из числа тех, "которые апплодировали" (см. выше), найдя в интернете фотографии, или сами съездив в это место, стали проецировать на состояние этого посёлка своё плотно увязанное с фильмом предвзятое представление о "российской действительности". Депрессивный посёлок, где огромное количество зданий заброшено, а те, которые жилые, очень плохо выглядят. Да, такие места в нашей стране действительно есть. Но возникает вопрос: зачем, живя в Москве или Питере, ехать за "типичной Россией" аж в Териберку? Неужели ближе некуда? Или места, расположенные ближе, не оставляют такого тягостного впечатления? То-то и оно, — в картине "почти вся Россия выглядит так, как Териберка" что-то начинает нарушаться, и делается вывод, что, на самом деле, разруху такого масштаба, как там, в стране нужно ещё поискать.

Вот на этой фотографии — реально существующее место в России. Да, такое место есть, и я его видел. Но говорить, что "вот всё оно так и есть, — вся Россия выглядит вот так", — однозначно, нет.



Более того, — и Териберка не вся выглядит так. Есть ракурсы и поприличнее.



Я, конечно, всё понимаю. Бывают люди, которые специально стараются выискивать грязь в своей стране, и у меня порой возникает ощущение, что им это доставляет удовольствие, а вид благоустроенных городов, отремонтированных школ и детских площадок в российских городах и посёлках вызывает у них злобу и негодование. Именно эти люди и создают в социальных сетях странички с названием "Русская смерть" и тому подобное. Но давайте всё же им уподобляться не будем.

В общем, прежде, чем, увидев такой пейзаж с разрухой и заброшенными домами, сразу начать изливаться речами на тему "типичной России", стоило бы задумываться и о том, что не всё так просто, как кажется. Почему в Териберке такая разруха? Простой ответ: "Потому что в этой стране живёт быдло, а у власти воры и бандиты". Но это ответ примитивный, свойственный, извините за грубость, человеку, не привыкшему думать головой. Экономические проблемы российской провинции (как и любой, на самом деле) гораздо глубже, острее и многограннее. А особенно специфичны проблемы Крайнего Севера, к которому относится и Териберка. В ней, кстати, масштаб разрухи ещё относительно не столь велик на фоне арктических посёлков, — Амдерма или Диксон, например, выглядят куда как хуже. Или посёлки-спутники Воркуты (где я тоже был). Но это видимо, слишком далёкие места для искателей "типичной России". Если начать копаться в причинах разрухи в ряде городов и посёлков России и искать информацию на эту тему, то можно выявить на свет очень многое. Здесь закрылся морской порт, здесь закрылись заводы, здесь сократилась добыча каменного угля, и так далее. В общем, оказывается, причины плачевного состояния посёлков типа Териберки вовсе не так просты, как кажется.

Териберка в этом отношении именно что по российским меркам место весьма специфическое (в отрицательном смысле). И если её объявить "типичной Россией", то с не меньшим успехом можно на ту же роль назначить богатые нефтегазовые города ХМАО и ЯНАО (тоже Север, однако!). В общем, во-первых, мест с таким уровнем разрухи, как в Териберке, в стране, на самом деле, немного, а во-вторых, непонятно, почему некоторые люди считают подобного рода разруху и запустение свойственными исключительно России.

Всё сказанное про Териберку относится и к сюжету фильма. Кто сказал, что если действие художественного кинофильма происходит в современной России, то это обязательно должно значить, что этот сюжет, по замыслу режиссёра, отражает российскую действительность? Вот это и остаётся непонятным.

P. S. — моё посещение Териберки в этом году к фильму "Левиафан" никакого отношения не имеет. Фильм я посмотрел уже после поездки, а поездку я планировал ещё два года назад.

Рабочеостровск и Кемь. От пристани до вокзала в начале белой ночи

В девять часов вечера 25 июня теплоход "Василий Косяков" причалил к пристани на Карельском берегу Белого моря в посёлке Рабочеостровск. Позади у меня — Соловки и два часа пути по Белому морю на материк. Впереди — заполярный Кольский полуостров, куда сейчас мне предстоит добираться поездом. До поезда ещё довольно много времени, — отправится он только в час ночи. Но от морской пристани до железнодорожного вокзала — 12 километров, которые я решил пройти пешком. Погода хорошая, да и время суток интересное, — садится солнце, и как раз начинается белая ночь, которая в приполярных широтах в конце июня настолько светлая, что, хоть и солнце заходит за горизонт, даже сумерки здесь не наступают.



Collapse )

Жесть, однако

Я только спустя неделю узнал об этом происшествии: http://lifenews.ru/news/162868

Интересно, где все эти люди, которые в январе этого года наполнили информационный поток всемирной паутины фразой "Я шарли"? То есть, чем можно объяснить то, что та история оказалась гораздо более резонансной? Тем, что американский стрелок был местным, а стрелявшие в Париже были пришлыми? Или просто тем, что парижанам окончательно надоело засилье арабских мигрантов, начавших уже диктовать свою волю оружием (что, в общем-то, взаимосвязано с предыдущим вариантом)? Тут я должен напомнить, что тех, "кто Шарли" я тогда категорически не поддержал, о чём тогда же и высказался. Вопрос, кстати, не риторический. То есть пока никаких выводов я не делаю. Мне просто реально непонятна причина такой избирательности.

Ответ на загадку

Итак, в предыдущем посте давалось несколько вариантов ответа на загадку от разных людей. Иногда они повторялись: кирпич, слиток золота, кусок сливочного масла. Были даже варианты про соль и сахар-рафинад.

Правильный ответ дали yosikava и drugaya9. Это — герб города Шуя Ивановской области, на котором изображён кусок мыла. Что связано с тем, что город этот славится давней традицией мыловарения.